Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III класс, первое полугодиеСтр 1 из 2Следующая ⇒
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В.А. Шинкаренко, заведующий кафедрой олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
Проблема планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью не является новой, однако на конкретно-методическом уровне до настоящего времени должного освещения не получила. При решении данной проблемы мы основываемся на соответствующих положениях инструктивно-методического письма «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году» [2] и согласующихся с ними материалах предшествующих публикаций [1; 3]. Представленные ниже образцы планирования коррекционных занятий являются примерными, ориентированы на условия вспомогательной школы и не претендуют на универсальность. В условиях интегрированного обучения и воспитания они могут быть использованы с учетом различий в объеме учебного времени на проведение коррекционных занятий (в частности, в классах разной комплектации). Реализуемая идея планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности на учебном материале обоснована неоднократно [1–3], однако считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что коррекционные и учебные занятия имеют разное назначение. Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности отличаются от уроков по сходным темам как задачами, так и методикой проведения. На первый план выносятся коррекционно-развивающие задачи, соответственно которым планируются и выполняются коррекционно-развивающие задания и упражнения. Примеры коррекционно-развивающих задач и возможных заданий (упражнений) представлены в пособии «Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью» [1]. Их выполнение в полном объеме обязательным не является. I–IV классы В приведенных ниже примерных образцах планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности для первого полугодия эти занятия спланированы на 16 учебных недель исходя из того, что учебным планом первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью на все коррекционные занятия в I–IV классах в неделю отводится 5 часов, из которых во всех классах 1 час выделяется на занятия по ритмике и танцу, а 4 часа распределяются на занятия по формированию игровой деятельности (I класс), развитию познавательной деятельности и развитию эмоционально-волевой сферы (I–IV классы). Типичным вариантом распределения учебного времени при планирования коррекционных занятий является выделение по 1 часу в неделю на занятия по формированию игровой деятельности и по развитию эмоционально-волевой сферы; соответственно занятия по развитию познавательной деятельности проводятся в объеме 2 часа в неделю в I классе и 3 часа в неделю во II–IV классах. Однако мы не исключаем и иного распределения учебного времени на коррекционные занятия. В рамках указанного выше варианта распределения учебного времени коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности в первом полугодии будут проводиться в общем объеме 32 часа в I классе и 48 часов во II–IV классах. При делении класса на 2 группы это время для каждой группы уменьшается, соответственно, до 16 и 24 часов. Выделение большего количества групп в классе мы считаем нецелесообразным по причине такого уменьшения времени на коррекционные занятия, при котором ставится под вопрос возможность получения коррекционного эффекта. Не отрицая возможности выделения иных разделов при планировании коррекционных занятий, мы отдаем предпочтение следующим разделам: «Развитие устной речи и мышления» и «Развитие восприятия, пространственной ориентировки, моторики, языкового анализа и синтеза, памяти и мышления». Обоснование данной позиции представлено в предшествующих публикациях [1; 3]. В рамках первого раздела темы занятий можно формулировать, ориентируясь на учебную программу «Человек и мир». Могут быть использованы формулировки типа: «Коррекционно-развивающие упражнения по теме “Домашние животные”», «Коррекционно-развивающие упражнения по теме “Осень”» и т. п. Мы используем сокращенные формулировки – «Домашние животные», «Осень» и т. д. В рамках второго раздела целесообразно выделение подразделов, в которых указываются названия учебных предметов. В представленных ниже примерных образцах планирования коррекционных занятий эти занятия спланированы на материале учебных программ по математике и русскому (белорусскому) языку, литературному чтению (літаратурным чытанні). Однако не исключается возможность использования учебного материала и других учебных предметов, в т. ч. изобразительного искусства и трудового обучения. Темы занятий определяются материалом (заданиями), на котором они проводятся. Такой подход к формулировке тем коррекционных занятий был обоснован ранее [1; 3]. Мы полагаем также, что темы занятий могут быть одинаковыми для разных групп; задачи же занятий, объем и сложность заданий (упражнений) рекомендуется определять с учетом состава каждой группы и достижений учащихся на предшествующих занятиях. Однако мы не исключаем планирование и разных тем занятий для разных групп, в т. ч. на материале разных учебных предметов.
I класс, первое полугодие
II класс, первое полугодие
III класс, первое полугодие
IV класс, первое полугодие
Если при организации коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности класс на группы не делится, то представляется возможным их планирование по большему количеству тем или увеличение количества занятий по отдельным темам. В календарном плане целесообразно предусматривать чередование занятий по разделам. Коррекционные занятия по каждой из тем первого раздела проводятся после проведения учебных занятий по соответствующим темам учебного предмета «Человек и мир», в т. ч. изучавшихся в предшествующих классах. Темы занятий второго раздела определяются с учетом содержания коррекционно-развивающих заданий (упражнений). Возможно использование и иных формулировок тем занятий. Например: «Определение основного смыслового содержания текста на материале рассказа (сказки, стихотворения) “…” (в кавычках указывается название литературного произведения)», «Упражнения в высказываниях по заданному алгоритму на материале рассказа “…”», «Выборочное чтение на материале рассказа “…”» [3, с. 53]. Содержание заданий по развитиювосприятия, пространственной ориентировки, моторики, языкового анализа и синтеза, памяти и мышления полностью раскрыто в пособии «Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью» [1]. Например, ответы на повторяющиеся вопросы и вопрос по содержанию текста (IV класса) предполагают, что сначала задаются вопросы, общие при работе с разными текстами («Как называется рассказ (сказка, стихотворение)?», «Кто написал рассказ (сказку, стихотворение)», «О ком (о чем) говорится в рассказе (сказке, стихотворении)?»), а затем задается вопрос, ответ на который требует выделения основного смыслового содержания текста [1, с. 34–35]. Период обучения, в который начинают использоваться определенные коррекционнно-развивающие задания (упражнения) жестко не регламентируется. В частности, возможно более раннее планирование коррекционно-развивающей работы на материале решения арифметических задач. В этой связи еще раз обращаем внимание на специфику этой работы в отличие от урока математики. Например, «на коррекционных занятиях учащиеся учатся находить общее в условиях и способе решения однотипных простых арифметических задач» [1, с. 33], что позволяет повысить их самостоятельность при решении задач соответствующего типа на учебном занятии. V класс В V классе учебным планом первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью на коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю, из которых 1 час выделяется на занятия по ритмике и танцу, а 2 часа (т. е. 70 часов в год) распределяются на занятия по развитию познавательной деятельности и по развитию эмоционально-волевой сферы. 40–50 часов в год мы рекомендуем выделять на занятия по развитию познавательной деятельности и, соответственно, 20–30 часов на развитие эмоционально-волевой сферы. Однако иное распределение учебного времени на эти занятия не исключается. В представленном ниже образце планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности для первого полугодия эти занятия спланированы в объеме 12 часов на каждую из двух групп (24 часа на класс) по таким же разделам, что и в I–IV классах. Однако содержание второго раздела (в отличие от III–IV классов) определено на материале учебных программ только по математике и русскому (белорусскому) языку, что связано с существенным ограничением количества учебного времени. Это не исключает возможности планирования занятий на материале и других учебных предметов, если такое будет сочтено целесообразным.
V класс, первое полугодие
VI–X классы При планировании коррекционных занятий в VI–X классах мы учитываем следующие изменения в учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью: уменьшение объема учебного времени на коррекционные занятия до 2 часов в неделю (70 часов в год) в VI–VII классах и до 1 часа в неделю (35 часов в год) в VIII–X классах; завершение в V классе коррекционных занятий по ритмике и танцу; завершение в VI классе изучения учебного предмета «Человек и мир»; введение новых учебных предметов – «Географии» и «Биологии» (с VII класса), «История Беларуси» (с VIII класса). Из 70 часов коррекционных занятий в год в VI–VII классах мы предлагаем, как и в V классе, 40–50 часов выделять на занятия по развитию познавательной деятельности и 20–30 часов на занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. В VIII–X классах 35 часов коррекционных занятий в год могут быть распределены так: 20–25 часов на занятия по развитию познавательной деятельности и 10–15 часов на занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. Приведенные ниже образцы планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности на первое полугодие с учетом указанных выше вариантов распределения учебного времени на коррекционные занятия и деления класса на 2 группы ориентированы на их объем 12 часов в VI–VII классах и 6 часов в VIII–X классах. В этой связи еще раз обращаем внимание на то, что при отсутствии деления учащихся с интеллектуальной недостаточностью на группы (как, например, в классах интегрированного обучения и воспитания) объем коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности в сравнении с указанным выше может быть существенно увеличен. Наиболее сложным вопросом при планировании коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности является выбор учебных предметов, на материале которых они будут проводиться. Поэтому еще раз подчеркнем, что предлагаемые нами образцы планирования являются примерными. Учитель сам решает данный вопрос при планировании занятий для каждой группы. В отличие от I–V классов разделы занятий не выделяются, определяются только их темы. Тем не менее, в VI классе, в котором еще продолжает изучаться учебный предмет «Человек и мир», на его материале возможно планирование занятий по развитию устной речи и мышления. VI класс, первое полугодие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |