Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ




Тема 4. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

План лекции

1. Институционализация этничности.

2. Этносоци­альная стратификация

2.1. Предпосылки формирования этнической стратификации.

 2.2. Индикаторы статус­ных позиций этносов в социальном пространстве Юга России.

 3. Этнические миграции

3.1. Миграция автох­тонных народов.

 3.2. Миграция русских и не автохтон­ных народов региона.

 4. Региональные конфликты.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ

Юридическое включение Нижнего Поволжья и Север­ного Кавказа в состав Российской империи (XVT-XIX вв.), а затем социально-политическая трансформация народов региона в составе СССР были сопряжены с распростране­нием здесь социальных процессов, свойственных «большо­му обществу». Речь идет об индустриализации, формиро­вании политических институтов, распространении просве­щения, развитии урабанизационного процесса. В регион они привносились преимущественно извне, вызывая неравно­мерные социальные изменения среди различных народов. Одна из важных причин этой неравномерности — различ­ный географический ландшафт, горная часть которого «погашала» импульсы новых тенденций и способствовала замкнутому образу жизни сельских общин. Вместе с тем привнесенные новации сами выступали источником даль­нейших трансформационных процессов.

Ряд факторов, в число которых входят: неравномер­ность темпов социального развития, аграрная структура занятости населения и сохранение традиционных форм организации жизни и социального регулирования, - выз­вали развитие этносоциальных процессов, отличающих Юг России от других регионов. К ним относятся:

—институционализация этничности;

—формирование этносоциальной стратификации;

—развитие этнической миграции;
Рассмотрим подробно эти процессы.

Нижний Дон и Нижнее Поволжье были присоединены к России в XVI—XVII вв., а присоединение Северного Кав­каза произошло во II половине XIX в. По окончании Кавказской войны были разработаны специальные пра­вовые документы для осуществления политики империи в регионе - положения «О Кавказском управлении» (1865) и «О Кавказском военно-народном управлении» (1880). Система военно-народного управления сочетала общерос­сийскую систему управления (наместничества, губернии) с традиционным местным самоуправлением и судопроизвод­ством. Разработанная схема управления, сочетавшаяся с государственной поддержкой распространения на Юго-Востоке России ислама, способствовала постепенной интег­рации региона в единое политическое пространство импе­рии. Но одновременно правовое признание необходимости специфических форм управления народами региона и вве­дение специальных территориальных органов для этого явилось первым шагом для легитимизации этничности со стороны империи.

Советская Россия с момента своего политического рож­дения провозгласила политическое право наций (читается как этнос) на самоопределение, которое было утверждено в одном из первых правовых актов советской власти - «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.). Согласно этой декларации, советская государственность мыслилась как федерация народов. Данный правовой до­кумент был реализован в политической практике России после гражданской войны. В 1920 г. на съезде народов Дагестана и Терека были провозглашены две автономные национальные советские республики — Дагестан и Горская республика, обе учреждались как полиэтничные и имели административное деление на округа по этническому при­знаку. В Горскую республику были преобразованы быв­шие национальные округа Терской области, которые со­ставили 6 административных округов: Чеченский, Назрановский (позже переименован в Ингушский), Владикав­казский (переименован в Осетинский), Кабардинский, Бал­карский, Карачаевский. Сами названия обозначали веду­щий принцип организации этих округов. И хотя они не имели правового статуса автономии, но содержали неко­торые ее элементы. Дагестанская республика состояла из 14 округов (Аварского, Андийского, Ачикулакского, Гунибского, Даргинского, Дербентского, Казикумухского, Буйнакского, Кайтаго-Табасаранского, Кизлярского, Кю­ринского, Махачкалинского, Самурского и Хасавюртов­ского), организованных также по этническому принципу, чему способствовало компактное территориальное рассе­ление этнических групп в Дагестане.

Горская республика просуществовала недолго и была упразднена в 1924 г. из-за острых межэтнических проти­воречий. Каждый из округов в разное время был преобра­зован в автономную область, позже — в республику (или в одну республику соединялись две области, как Кабардино-Балкарская). В данном случае важно подчеркнуть, что все эти действия были не чем иным, как учреждением полити­ческих институтов этноса. Народы, давшие свое имя назва­нию автономий, тем самым получали статус титульных.

Не менее важное значение для институционализации этноса имело создание национальной школы. В дореволю­ционной России на протяжении первых десятилетий осво­ения Северного Кавказа наблюдались колебания в образо­вательной политике, связанные со степенью включения в образовательные программы изучения национальных язы­ков. Но уже с 1881 г. система образования в регионе окон­чательно приняла унифицированную форму российской школьной системы. Она была нацелена на русификацию народов. Иная образовательная политика была у Совет­ской России. 31 октября 1918 г. было принято постановление Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств», согласно которому национальности пользо­вались правом обучения на родном языке в школах обеих ступеней. В 20-х гг. проводилась большая работа, направ­ленная на создание национальной письменности, которая вызвала острую борьбу с муллами, отстаивающими необходимость сохранения и изучения арабской письменнос­ти. В итоге до 1960 г. в республиках обучение в началь­ной школе велось на родном языке с преподаванием рус­ского языка как предмета. Иными словами, развитие об­разования предполагало формирование национальной пись­менности и сохранение национального языка, а следова­тельно, система образования в советский период также выступала институтом, воспроизводящим этничность.

Важным фактом институционализации этничности были правовые акты, например, закрепление этнической при­надлежности в паспорте. Но значительно более мощными по степени воздействия на сознание и закрепление этнич­ности, как важной характеристики личности в регионе, стали трагические события в истории ряда народов — де­портация 1944 г. На Юге России ей подверглись балкар­цы, греки, калмыки, карачаевцы, немцы, ингуши и че­ченцы. Сам факт депортации по национальному признаку закрепил в общественном сознании всех народов региона этничность как принцип, конституирующий общность и определяющий жизнь носителя этнической культуры.

Таким образом, можно констатировать, что помимо традиционных институтов, воспроизводящих этнические характеристики (язык, семья, поселенческая община, обы­чаи, формы материальной культуры), за последнее столе­тие в регионе сложились специальные организации, под­держивающие воспроизводство этнических признаков. К ним можно отнести формы государственной организации, сис­тему образования, правовые акты. Такие организации в социологии определяются как социальные институты. Они упорядочивают и закрепляют определенный характер об­щественных связей, которые формируют принципы дея­тельности человека. В своем функционировании институты постоянно культивируют, воспроизводят и восстанавливают ткань общественных (в данном случае специфи­чески этнических) отношений. Не случайно Э. Дюркгейм определил социальные институты как «фабрики по произ­водству социальных отношений».

В послевоенный период в СССР политика, направлен­ная на институционализацию этничности, продолжалась. Она выразилась в создании во всех союзных и автономных республиках историко-этнографических и филологических научно-исследовательских институтов, нацеленных на изу­чение истории, языков и культуры народов, населяющих республики. В системе управления существовали юриди­чески не закрепленные, но четко соблюдаемые нормы квот­ного представительства различных этнических групп, со­ставляющих население республик. Административно уста­навливались также квоты для представителей коренного населения при поступлении в высшие учебные заведения.

Институционализация этничности привела к ее осмыс­лению в качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в общественном сознании в качестве важного критерия дифференциации на социальные группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...