Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетный процесс во Франции.




Доклад

Тема:«Финансовая система Франции»

 

 

 

                         

                              Исполнители:

                                                   студенты группы 10БУА-1

                                     Мирошникова Е.А.

                              Никонова О.В.

                                                          "___"_______________2012 г.

 

 

Оренбург 2012

 

 

Содержание

 

Введение.

1. Финансовая система Франции

2. Бюджетный процесс во Франции

3. Доходы и расходы бюджетов Франции

4. Бюджетный дефицит и государственный долг Франции.

 

 

Введение

Франция относится к экономически развитым странам с унитарной формой государственного устройства. Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике ( угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии ( почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Франция – высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония, Китай и Германия. В 2010 году ВВП Франции достиг 2 649,39 млрд. долл., ВВП на душу населения - 42747 долл. На долю промышленности приходилось 20% ВВП, сельского хозяйства - 4%. Наиболее крупные отрасли страны относятся к сфере услуг: некоммерческие услуги (административное управление) и торговля.

 

Финансовая система Франции.

Состав финансовой системы Франции.

Финансовая система Франции включает в себя 3 звена:

-бюджетную систему;

-специальные фонды;

-финансы государственного сектора.

 

Бюджетная система Франции состоит из двух уровней:

-бюджета центрального правительства;

-бюджетов коммун.

Административно-территориальное деление Франции представлено 26 регионами, 100 департаментами, около 36 тыс. коммун. Они имеют собственные бюджеты. Бюджетная система Франции относится к странам с «налоговой автономией» выше средней. Это означает большую самостоятельность местных бюджетов. Местные бюджеты получают 40% своих доходов из бюджета централизованного правительства Франции.

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджета:

-прямые налоги 36%

-косвенные налоги 59,2%

-неналоговые поступления 4,8%

Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции. На долю государственного бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% Национального Дохода. 

Доходы и расходы бюджета центрального правительства делятся на 2 части: 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы. 10% - операции временного характера (кредиты).

Вторым звеном финансовой системы Франции являются специальные фонды, представляющие собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся :

-специальные счета казначейства;

-присоединённые бюджеты;

-фонды финансово-кредитных учреждений;

-социальные фонды.

Счета казначейства открываются государственным организациям , не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. И утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части. (самый крупный Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от 3-5 лет национализированным и частным предприятиям , осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.) Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

Присоединенные бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами.

Фонды финансово-кредитных учрежденийобладают правами юридических лиц. К ним относятся фонды банка Франции, государственных страховых обществ, коммерческих банков, депозитно-сохранной кассы. Особое место занимает конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики.

Социальные фондыохватывают фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, пенсионный фонд, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным и другие. Эти фонды автономны и не включаются в государственный бюджет. Источником их средств являются взносы предпринимателей(около 60%), застрахованных( около 18%), поступления государства (20%). Центральное место в социальных фондах занимает пенсионный фонд. На его долю приходится около 40% всех расходов.

 

Бюджетный процесс во Франции.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

Первая стадия – Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течении 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету. Франция использует программно- целевой метод разработки бюджета, получивший название “рационализация выбора бюджетных решений”. Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат). Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими Палатами не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

Четвертая стадия – начинается после окончания бюджетного года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом государственного контроля является счетная палата. На которую возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.

Контроль за исполнением бюджета делится на 3 вида:

-административный;

-судебный;

-парламентский.

Административный контроль ведётся по иерархической структуре системы учёта, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами подчиняются главному казначею.

Судебный контроль осуществляется счётной палатой, которая проверяет состояние учёта и отчётности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании доклада счётной палаты и общей декларации о центральных счетах органов учёта и отчётности отдельных министерств, исполнявших бюджет. Проводится через комиссию бюджетных инициатив, проверяющую распорядителей кредита всех степеней.

 

  1. Доходы  и расходы бюджетов Франции.

 Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обеспечивающие около 95%, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. Французская налоговая система включает традиционные прямые и косвенные налоги, а также взносы в фонд социального страхования. Соотношение косвенных и прямых налогов в государственном бюджете 60: 40, в местных бюджетах – 55:45.

Государственные налоги во Франции подразделяются на три группы:

1)налоги на потребление (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

2) налоги на доходы (подоходный налог, налог на прибыль, профессиональный налог)

3) налоги на капитал (налог на имущество, налог на транспортные средства, профессиональный налог)

В стране действуют 4 вида косвенных налогов- НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Решающее значение принадлежит НДС.

НДС дополняется рядом косвенных пошлин (акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства. Другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортные товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Что касается подоходных налогов Франции , то предприятия уплачивают налог с чистой прибыли. Общая ставка налогообложения 34%, но может увеличиваться до 42%. Более низкая ставка применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставка от 10% до 24%. Фискальной единицей для подоходного налога с физических лиц является семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Основным прямым налогом является прогрессивный подоходный налог с физических лиц. Его особенностью является то, что объект обложения определяется как доход не отдельного физического лица, а доход семьи. Если плательщик холост или не замужем, то он рассматривается как семья из одного человека. Это позволяет государству через налог осуществлять мероприятия в поддержку семьи.

Подоходный налог носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагается налогом доход до 25140 евро, максимальная ставка применяется для дохода больше 246770 евро.

Доходы местных бюджетов подразделяются на 2 группы – собственные и регулирующие. В структуре доходов преобладают собственные доходы, которые составляют более 60% и включают в себя:

- налоги – 56% из них прямые налоги -25% (земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, профессиональный налог, налог на доходы от деятельности, за исключением зарплаты)

- доходы от муниципальной собственности – 2-3% (сдача в аренду, от производственной деятельности)

- другие доходы – 4%.

Таким образом, особенности налоговой системы Франции заключаются в следующем:

-широкий спектр налогов

- преобладание косвенных налогов

-социальная направленность

Основные направления расходов Франции:

1) ассигнования на военные цели составляют около 35% объёма государственного бюджета. Они подразделяются на текущие( содержание военнослужащих, их обучение, материально-техническое обслуживание военной техники и т.д.) и капитальные ( строительство военных объектов, закупка военной техники), на которые приходится ½ всех военных затрат.

2) Инвестиционная деятельность. За счет средств государственных ресурсов создается ряд капиталоемких и малорентабельных отраслей производства, а также экономическая и социальная инфраструктура. Удельный вес государственных средств в общем объёме инвестиций - около 50%.

3) Субсидии и займы крупным промышленным предприятиям

4) Кредитная форма помощи (60%) на реорганизацию предприятий.

5) Развитие целевых программ в области НИОКР

6) Потребительские расходы на продукцию обрабатывающей промышленности.

Потребительские расходы на продукцию обрабатывающей промышленности во Франции в декабре 2010 года выросли сильнее ожиданий по сравнению с ноябрем, по-прежнему получая поддержку от правительственной программы утилизации старых автомобилей, действие которых завершилось 1 января. Об этом свидетельствуют официальные данные Insee, которые был опубликованы во вторник. Согласно представленным данным, домохозяйства второй по величине экономики еврозоны в декабре потратили на продукцию обрабатывающей промышленности на 0,6% больше средств, чем в ноябре, в основном за счет роста на 8,6% покупок автомобилей. По сравнению с декабрем 2009 года расходы выросли на 0,4%. Согласно прогнозу экономистов, опрошенных Dow Jones Newswires, потребительские расходы должны были вырасти на 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем и сократиться на 0,3% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Расходы на продукцию обрабатывающей промышленности составляют примерно четверть всех потребительских расходов во Франции. В целом в 2010 году потребительские расходы выросли на 1% по сравнению с 2009 годом, когда они выросли на 0,8% по сравнению с 2008 годом. В последний квартал 2010 года потребительские расходы увеличились на 1,9% по сравнению с предыдущим кварталом после роста в 3-м квартале на 1,2% по сравнению со 2-м кварталом, заявили в Insee.

 

  1. Бюджетный дефицит и государственный долг Франции.

Дефицит бюджета центрального правительства Франции в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом, но оказался ниже прогноза правительства. Об этом говорится в ежемесячном докладе Министерства бюджета, который был опубликован во вторник.  Согласно представленному докладу, дефицит бюджета в 2010 году составил 148,8 млрд евро против дефицита в 138 млрд евро годом ранее. Тем не менее, он оказался ниже самого последнего прогноза правительства в отношении дефицита, который составлял 149,8 млрд евро. Более низкий, чем прогнозировался, дефицит бюджета центрального правительства сигнализирует о том, что Франция может достичь более низкого уровня общего дефицита государственного бюджета, включающего региональные и другие административные расходы, чем уровень 2010 года, который оценивается в 7,7% от ВВП. Французское правительство обязалось сократить общий дефицит государственного бюджета до 6% от ВВП в 2011 году в основном путем ограничения государственных расходов и сокращения налоговых льгот. После 2011 года целевой уровень дефицита государственного бюджета составляет 4,6% от ВВП в 2012 году и 3% от ВВП в 2013 году, что доведет его до лимита, оговоренного в Пакте ЕС о стабильности и росте.  В Министерстве бюджета заявили о том, что расходы центрального правительства в 2010 году выросли до 425,7 млрд евро против 367,1 млрд евро в 2009 году. Доходы центрального правительства выросли до 274,9 млрд. евро против 237,2 млрд евро.

 

Дефицит бюджета Франции в 2011 году сократился до 90,8 млрд евро против 148,8 млрд евро в 2010 году. Об этом Министерство бюджета сообщило в среду. Министерство объясняет сокращение дефицита усиленным контролем над затратами и большим объемом налоговых поступлений. Завершение разовой инвестиционной программы в 2010 году также способствовало укреплению бюджета в 2011 году. Расходы центрального правительства сократились до 365,4 млрд евро с 425,7 млрд евро, тогда как налоговые поступления увеличились до 275,2 млрд евро с 274,9 млрд евро в 2010 году. Правительство страны планирует в течение ближайших трех лет снизить расходы в объеме EUR55 млрд. В частности, в госаппарате будет сокращено 100 тыс. штатных единиц, освобождающихся по мере ухода на пенсию государственных служащих. Только эта статья даст казне экономию в EUR3 млрд. Власти Франции не остановятся и перед сокращением социальных выплат: уменьшение дотации на квартплату должно принести около EUR1 млрд. Будут также уменьшены субвенции на поддержку рынка труда. Французские власти рассчитывают, что EUR35 млрд. казна получит за счет восстановления экономики. По оценкам правительства, рост ВВП Франции в 2010 г. составит 1,4%. Кроме того, правительство намерено внести изменения в налоговое законодательство и закрыть в нем лазейки, освобождающие от уплаты налогов, что принесет еще EUR10 млрд. Остальные EUR15 млрд. власти сэкономят, отказавшись от введенных в 2009 г. мер по стимулированию экономики. «Мы взяли на себя обязательство к 2013 г. сократить наш дефицит с 8% до 3%, и все наши усилия будут сосредоточены на решении этой приоритетной задачи»,— обещает французский премьер-министр Франсуа Фийон. Способствовать сокращению дефицита бюджета Франции должна пенсионная реформа.

 

К началу сентября 2011 года общая сумма французского внутреннего долга составила 1692,7 млрд. евро, что равняется 86,2% ВНП. В конце 2010 года государственный долг составлял 82,3% ВНП. По отдельным статьям долга речь идет о следующих цифрах: службы социального страхования 189 млрд. евро, долг местной администрации – 153,9 млрд., долги центральных органов власти – 10,7 млрд. евро. Отчет отмечает, что чистый долг административных структур Франции в целом составляет 1528,1 млрд. евро, или 77,8% ВНП. В марте это было 77,2%, то есть за три месяца долг структур управления увеличился на 23,1 млрд. евро.

 

В 2013 году целью является сокращение дефицита с 4,5% до 3% ВВП. Премьер-министр скоро определит финансовые рамки, в пределах которых станет действовать правительство. Требования по ограничению расходов будут вновь скорректированы и тремя принципами, которые уже применяются являются следующие:

· любые новые расходы должны быть восполнены с помощью структурных средств и постоянных расходов;

· создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях, определенных Президентом Республики будет проводиться в рамках общей стабильности трудовых ресурсов государства;

· положения, касающиеся налогообложения и социального обеспечения по-прежнему будут регулироваться исключительно законами финансирования или законами финансирования систем социального обеспечения.

Эта стратегия воплощается в законе, который охватывает многолетние программы законодательной власти.

Таким образом, положение государственных счетов подтверждает актуальность данной стратегии: доверие к среднесрочной цели на основе сочетания фискальной консолидации и решительных действий по стимулированию экономического роста во Франции и Европе.

 

Государственный долг 2002- 2011 год, % к ВВП CIA World Factbook

год значение
2002 59.0
2003 63.2
2004 65.0
2005 66.7
2006 64.0
2007 64.2
2008 68.2
2009 79.0
2010 82.4
2011 85.5

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 820.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...