Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Душа человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош




ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

2012

1. Определения религии. Структура религии.

 

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

· религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

· религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

· религиозные отношения (культовые, внекультовые),

· религиозные организации.

В истории культуры были предложены различные варианты истолкования идеи Бога. Наиболее известные (5 штук) из них следующие:

Тотемизм(фетишизм, идолопоклонство)- архаическая форма религии, основанная на отождествлении богов с какими-то предметами (вещами, животными, растениями или их изображениями).

Пантеизм-отождествление Бога с природой, материальной Вселенной.

Теизм-учение о Боге как творце мира, который создал его и продолжает управлять его бытием и изменением.

Деизм-представление, согласно которому Бог создал мир, но после творения не вмешивается в ход происходящих в мире процессов.

Атеизм- убежденность в том, что Бог как высшее существо, творец и властитель мира не существует, а идея Бога есть плод человеческого воображения.

 

Объединяют все религии функции, которые они выполняют в обществе:

1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

2. Гносеологическая- религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

3. Регулятивная– заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

4. Смыслообразующая- религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни; религия заставляет человека «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Эту функцию М.Вебер считал основной и общей для всех религий.

5. Культурологическая- религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру.

6. Психологическая- религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни.

7. Этическая- религия выполняет важную нравственную миссию.

8. Социально-консолидирующая – религия имеет важное социальное значение в современной жизни; общая вера делает людей единомышленниками. Религиозная самоидентификация, то есть ощущение себя членом той или иной религиозной общности,

9. Духовная (по отношению к культуре)- религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Религия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Религия является общедоступной формой культурного развития личности.

10. Коммуникативная- состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой.

 

В каждой религии можно выделить составные части:

Вера в Бога

Мифологическая

Обряды

Материальные предметы

Догматическая

6. Моральные представления, существующие в данной религии.

Социальная часть

 

2. Политические версии происхождения религии.

А) теория обмана – анархия (каждый делал что хотел) Вожди> законы богов> обман> договор

Б) тероия договора

В) теория эвгемеризма о. Панхея (Крит) Кладбище, лежали люди «которые при жизни прославились»

Эвгерменевтическая теория толкования мифов, согласно которой религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают, что мифология и религия являют собой результат сакрализации истории. В соответствии с этой теорией боги и другие мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования.

Не ограничиваясь рассмотрением гносеологических корней религии, Гоббс выявляет также те социально-политические факторы, которые превратили религию в значительное явление общественной жизни, придали ей силу, укрепили ее авторитет. Томас Гоббс характеризует религию как инструмент политической власти, используемый правителями для того, чтобы держать народ в повиновении. Раскрывая политическую роль религии, Гоббс подчеркивает ее подчиненное положение по отношению к государственной власти. В «Энциклопедии» французских просветителей Дидро и Д»Аламбера в статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство извлекает пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам».Марксизм считает религию иллюзорным выражением действительных отношений и деятельности людей, их производства, их определенных общественных связей.

 

3. Натуралистические и антропологические версии происхождения религии.

А) теор страха - Натуралистические теории связывают возникновение идеи бога с неумением человека объяснить стихийные явления природы. Из этого появилась культовая практика

Б) теор адаптации – интуиция помогала видеть мир духов

В) теор анимизма Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

 

Антропологические теории происхождение идеи бога выводят из обожествления вождей, крупных политических деятелей, выдающихся людей. Об этих представлениях рассказывается в романе-утопии «Священная запись», автором которой считается (не достоверно) Эвге-мер из Мессины (IV в. до н. э.).

Во всех версиях логически объясняется структура религии:

1 вера

2 доктрина,учение

3 культ (вертикальная коммуникация)

4 мораль (между человеком)

5 религиозная организация

4. Проблема классификации религий.

Несуществует единой классификации, разняться в зависимости от основания.

Основания – степень распространенности религии.

А)родоплеменныеРодоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени.

Б) национальные:Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.),

Иудаизм (Евреи), Индуизм (Индия), Синтоизм (Япония),

В) Мировые:христианство,ислам,буддизм, генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

5. Основные характеристики элементарных верований. Магия и её специфика в сравнении с религией.

Представления о сверхъестественном:

1 элементарные верования

2 политеизм

3 дуализм

4 супремотеизм

5 пантеизм

6 монотеизм

7 теизм

 

Нет представления о сверхъестественном, есть представления о потустороннем. Неразработана религиозная мораль, нет учения о спасении.

Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы
Тотемизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм В эпоху верхнего палеолита XXXV- X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Магия В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Магия – технология воздействия на духовный мир, с целью получения пользы,

Отличие от религии Религия\Магия

1вера \ технология

2 цель священнослужиетля – служить \ маг подчиняет духовный мир

3 благовое отношение к духовному миру \ в магии утилитарное

Магия, являющаяся единством магического образа мысли и магического образа действия, существенно отличается от развитых форм религии. Она не предполагает существования наряду с реальным, естественным миром мира иллюзорного, сверхъестественного, не предполагает бытия сверхъестественных существ, вообще не предполагает бытия каких-либо других существ и предметов, кроме естественных материальных существ и естественных материальных предметов. В магии на первый план выступает не вера, а обрядовые действия. В результате ее часто понимают только как совокупность определенных действий, имеющих целью обеспечить достижение желаемой цели. Такое понимание четко выражается в русском языке в словах "колдовство" и "волшебство".

Но с развитыми формами религии магию роднит вера в существование, кроме естественных, реальных, доступных разуму воздействий, качественно отличных от первых таинственных сверхъестественных влияний. Наличие в магии основного признака религии - веры в зависимость человеческой судьбы от таинственных, сверхъестественных влияний, сил - позволяет рассматривать магию как форму религии. Но это еще не религия в полном смысле слова. Это религия еще только становящаяся, формирующаяся. Данная ее особенность была верно подмечена Г. Гегелем, согласно которому, магия (колдовство) есть "самая древняя религия, наибо-лее дикая и грубая ее форма", есть "первая форма (религии.- Ю. С.), которая, собственно говоря, еще не может быть названа религией".[7]

 

6. Основные характеристики политеизма и супремотеизма.

Политеизм характеристики:

1 богов много

2 между ними существуют родственные связи

3 иерархия среди богов отсутсвтует (каждый отвечает за свою сферу)

4 формируеться доктрина, появляеться учение о спасении, формируються эсхатологические представления – учение о посмертной учести души и конечных судьбах мира.

5 появл храмы, жрецы, культовая служба

Относят:

Религию Египта, религию древней Месопотамии.

 

Супремотеизм:

Верховных бог один!

Характеристики:

1 богов много – встроены в одну иерархию. Верховный бог ничем не отличаеться от остальных богов.

Относят: религию Древней Греции, Древнего Рима.

7. Синто как национальная религия японцев.

Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神?). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы),

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям.

Душа человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош

Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто: экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств (древних Китая и Кореи), зарождение синто непосредственно на Японских островах со времён Дзёмон

Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.

Храм, или святилище синто — место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, существует традиция постоянного обновления храмов.

Хараи — символическое очищение.

Синсэн — подношение.

Норито — ритуальные молитвы.

Наораи — ритуальный пир.

Смерть, болезнь, кровь, по представлениям синто — это несчастье, но не скверна. Тем не менее, смерть, ранение или болезнь нарушают чистоту тела и души, верующий, который болен, страдает от кровоточащей раны или недавно пережил смерть родных, не должен участвовать в богослужении в храме и храмовых праздниках,

8. Трансформация роли и значения синто в истории Японии.

Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император. Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией

Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны

9. Основные характеристики дуализма. Зороастризм: возникновение, учение, практика.

Возникшая  в 7 – 5 веке до н э

Древняя Персия (Иран)

Основатель Зороастр

Учение:

1 творение

А нематериальный вид

Б материальный

2 смешение (добро и зло)

3 разделение – зло будет уничтожено навсегда.

 

в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:[

 

Добро:

Ахура Мазда

6 богов

* небо, земля, огонь, вода, растения, животные, человек

ЗЛО:

Анхра Майню

  • болезни, смерть. Плесень. Ржавчина, комары, север, холод, ДЭВЫ – злые духи

Практика:

Приумножать богатство, беречь божественные творения, соблюдение чистоты мысли, слова, поступка

Обряд очищения:

Песок, моча, вода

Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их.

10. Авеста. Эсхатология зороастризма. Историческая судьба зороастрийцев.

После смерти душа летит на суд, Далее суд над телами, ожидаються великие битвы между добром и злом.

Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратуштры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) — «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяними приближает это радостное событие.

Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Таким образом, зороастризму с его развитой эсхатологией чужды представления о цикличности творения и реинкарнации.

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке. Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...