Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переводы и переложения «Слова»




«Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому прочитать его и понять уже в XVIII веке было не менее трудно, чем сейчас. Первый перевод был сделан издателями «Слова» в 1800 г. Он содержал много неясных мест и неточностей, вызванных не вполне понятными историческими фактами и отсылками, значениями древнерусских слов и явлениями древней культуры. Последующие переводы делятся по способу рассказа на две группы: прозаические и поэтические. Из них прозаические более тяготеют к точному сохранению строя повествования в древнерусском тексте, поэтические придают тексту стихотворную и часто рифмованную форму, стараясь передать дух «Слова» и его поэзию.

«Слово» привлекало живое внимание многих русских поэтов. Было известно о желании Пушкина создать поэтический перевод произведения, выделяются переводы Жуковского и Заболоцкого. Всего существуют десятки переводов и переложений «Слова». Конечно, чтение древнерусского произведения даже на современном русском языке нелегко: из-за обилия имен, смены ракурсов рассказа, архаичности выражений, устаревшей метафоричности образов читатель иногда утрачивает концентрацию. Поэтому для облегчения чтения создавались пересказы «Слова». Среди особо удачных опытов можно назвать пересказ писателя и историка Н.М.Карамзина. А из поэтических переводов наиболее близок и понятен современному читателю Перевод Н.Заболоцкого, в котором при прозрачности содержания с высокой степени точности сохраняется содержание подлинника и его верно передается его пафос.

 

Б

1. Почему для понимания «Слова о полку Игореве» необходим перевод?

2. Какие существуют две группы переводов «Слова»? Чем они различаются?

 

 

Прочитайте пересказ-перевод Н.М.Карамзина, а затем стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» русского поэта 20-го в. Николая Заболоцкого.

 

Н.М.Карамзин

<Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве»>

Игорь, князь Северский, желая воинской славы, убеждает дружину идти на половцев и говорит: «Хочу преломить копие свое на их дальнейших степях, положить там свою голову или шлемом испить Дону!» Многочисленная рать собирается: «Кони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в Новегороде, знамена развеваются в Путивле: Игорь ждет милого брата, Всеволода». Всеволод изображает своих мужественных витязей: «Они метки в стрелянии, под звуком труб повиты, концем копья вскормлены; пути им сведомы, овраги знаемы; луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наточены; носятся в поле, как волки серые; ищут чести самим себе, а князю славы». Игорь, вступив в златое стремя, видит глубокую тьму пред собою; небо ужасает его грозою, звери ревут в пустынях, хищные птицы станицами парят над воинством, орлы клектом своим предвещают ему гибель, и лисицы лают на багряные щиты россиян. Битва начинается; полки варваров сломлены; их девицы красные взяты в плен, злато и ткани в добычу; одежды и наряды половецкие лежат на болотах, вместо мостов для россиян. Князь Игорь берет себе одно багряное знамя неприятельское с древком сребряным. Но идут с Юга черные тучи, или новые полки варваров: «Ветры, Стрибоговы внуки, веют от моря стрелами на воинов Игоревых». Всеволод впереди с своею дружиною: «Сыплет  на врагов стрелы, гремит о шлемы их мечами булатными. Где сверкнет златый шишак его, там лежат головы половецкие». Игорь спешит на помощь к брату. Уже два дни пылает битва, неслыханная, страшная: «Земля облита кровию, усеяна костями. В третий день пали наши знамена: кровавого вина недостало; кончили пир свой храбрые россияне, напоили гостей и легли за отечество». Киев, Чернигов в ужасе: половцы, торжествуя, ведут Игоря в плен, и девицы их «поют веселые песни на берегу синего моря, звеня русским золотом». Сочинитель молит всех князей соединиться для наказания половцев и говорит Всеволоду III: «Ты можешь Волгу раскропить веслами, а Дон вычерпать шлемами»; Рюрику и Давиду: «Ваши шлемы позлащенные издавна обагряются кровию; ваши мужественные витязи ярятся, как дикие волы, уязвленные саблями калеными»; Роману и Мстиславу Волынским: «Литва, ятвяги и половцы, бросая на землю свои копья, склоняют головы под ваши мечи булатные»; сыновьям Ярослава Луцкого, Ингварю, Всеволоду и третьему их брату: «О вы, славного гнезда шестокрылцы! заградите поле врагу стрелами острыми». Он называет Ярослава Галицкого Осмомыслом, прибавляя: «Сидя высоко на престоле златокованом, ты подпираешь горы Карпатские железными своими полками, затворяешь врата Дуная, отверзаешь путь к Киеву, пускаешь стрелы в земли отдаленные». В то ж время Сочинитель оплакивает гибель одного кривского князя, убитого литовцами: «Дружину твою, князь, птицы хищные приодели крыльями, а звери кровь ее полизали. Ты сам выронил жемчужную душу свою из мощного тела чрез златое ожерелье». В описании несчастного междоусобия владетелей российских и битвы Изяслава I с князем полоцким сказано: «На берегах Немена стелют они снопы головами, молотят цепами булатными, веют душу от тела... О времена бедственные! Для чего нельзя было пригвоздить старого Владимира к горам Киевским» (или сделать бессмертным)!.. Между тем супруга плененного Игоря льет слезы в Путивле, с городской стены смотря в чистое поле: «Для чего, о ветер сильный! легкими крылами своими навеял ты стрелы ханские на воинов моего друга? Разве мало тебе волновать синее море и лелеять корабли на зыбях его? ...О Днепр славный! ты пробил горы каменные, стремяся в землю Половецкую; ты нес на себе ладии Святославовы до стана Кобякова: принеси же и ко мне друга милого, да не шлю к нему утренних слез моих в синее море!.. О солнце светлое! ты для всех тепло и красно: почто же знойными лучами своими изнурило ты воинов моего друга в пустыне безводной?..» Но Игорь уже свободен: обманув стражу, он летит на борзом коне к пределам отечества, стреляя гусей и лебедей для своей пищи. Утомив коня, садится на ладию и плывет Донцем в Россию. Сочинитель, мысленно одушевляя сию реку, заставляет оную приветствовать князя: «Немало тебе, Игорь, величия, хану Кончаку досады, а Русской земле веселия». Князь ответствует: «Немало тебе, Донец, величия, когда ты лелеешь Игоря на волнах своих, стелешь мне траву мягкую на берегах сребряных, одеваешь меня теплыми мглами под сению древа зеленого, охраняешь гоголями на воде, чайками на струях, чернетьми на ветрах». Игорь, прибыв в Киев, едет благодарить Всевышнего в храм Пирогощей Богоматери, и Сочинитель, повторив слова Бояновы: «Худо голове без плеч, худо плечам без головы», восклицает: «Счастлива земля и весел народ, торжествуя спасение Игорево. Слава князьям и дружине!» Читатель видит, что сие произведение древности ознаменовано силою выражения, красотами языка живописного и смелыми уподоблениями, свойственными стихотворству юных народов.

1816, 1818

 

А

Перевод Н.Заболоцкого состоит из вступления и 3 частей. Прочитайте текст перевода, перед чтением каждого раздела обращайте внимание на краткую аннотацию содержания текста. Следите за соответствием аннотации тексту.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Во вступлении (зачине) автор обращается слушателям песни, объясняя свой поэтический замысел. Он призывает в помощь пример легендарного певца Бояна, опирается на величие и героизм прежних веков и показывает готовность войска князя Игоря к походу и стоящую за ним Русскую землю: Сула, Киев, Новеград, Путивль.

 

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.

И, встречая в воздухе врага,

Начинали соколы расправу,

И взлетала лебедь в облака,

И трубила славу Ярославу.

Пела древний киевский престол,

Поединок славила старинный,

Где Мстислав Редедю заколол

Перед всей косожскою дружиной,

И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу.

Но не десять соколов пускал

Наш Боян, но, вспомнив дни былые,

Вещие персты он подымал

И на струны возлагал живые, –

Вздрагивали струны, трепетали,

Сами князям славу рокотали.

 

Мы же по-иному замышленью

Эту повесть о године бед

Со времен Владимира княженья

Доведем до Игоревых лет

И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил,

Мужество избрал себе опорой,

Ратным духом сердце поострил

И повел полки родного края,

Половецким землям угрожая.

 

О Боян, старинный соловей!

Приступая к вещему напеву,

Если б ты о битвах наших дней

Пел, скача по мысленному древу;

Если б ты, взлетев под облака,

Нашу славу с дедовскою славой

Сочетал на долгие века,

Чтоб прославить сына Святослава;

Если б ты Трояновой тропой

Средь полей помчался и курганов, –

Так бы ныне был воспет тобой

Игорь-князь, могучий внук Троянов:

«То не буря соколов несет

За поля широкие и долы,

То не стаи галочьи летят

К Дону на великие просторы!»

Или так воспеть тебе, Боян,

Внук Велесов, наш военный стан:

«За Суло́ю кони ржут,

Слава в Киеве звенит,

В Новеграде трубы громкие трубят,

Во Путивле стяги бранные стоят!»

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Первая часть начинается соединением князя Игоря с братом, князем буй-тур Всеволодом Святославовичем, под Курском собравшим свою дружину. В небе появляются дурные предзнаменования, ночная тень покрывает войско среди бела дня, но князь Игорь полон решимости и начинает нашествие на половцев. Захваченные врасплох половцы бегут, и русские войска одерживают легкую победу. Однако всколыхнулась половецкая сила: половецкий хан Кончак и его сподвижник Гзак, прознав про малочисленность русского войска, бросились навстречу русичам. Три дня на реке Каяла длилась страшная сеча, и русские дружины были разгромлены. Перед описанием поражения автор включает в рассказ поучение о старых исторических временах и трагическом значении свершающегося. Заканчивается часть повествованием о горе и отчаянии, разлившемся по Руси из-за потери защитника – «полка Игорева».

 

1

Игорь-князь с могучею дружиной

Мила-брата Всеволода ждет.

Молвит буй-тур Всеволод: «Единый

Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!

Дети Святослава мы с тобою,

Так седлай же борзых коней, брат!

А мои давно готовы к бою,

Возле Курска под седлом стоят».

 

2

А куряне славные –

Витязи исправные:

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

Выросли, как воины,

С конца копья вскормлены.

Все пути им ведомы,

Все яруги знаемы,

Луки их натянуты,

Колчаны отворены,

Сабли их наточены,

Шеломы позолочены.

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами

Князю – славы, почестей – себе!

 

3

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела-дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

И, не зная, что сулит судьбина,

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонёну!

Сядем, братья, на лихих коней,

Да посмотрим синего мы Дону!»

Вспала князю эта мысль на ум –

Искусить неведомого края,

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

 

4

Игорь-князь во злат-стремень вступает,

В чистое он поле выезжает.

Солнце тьмою путь ему закрыло,

Ночь грозою птиц перебудила,

Свист зверей несется, полон гнева,

Кличет Див над ним с вершины древа,

Кличет Див, как половец в дозоре,

За Сулу, на Сурож, на Поморье,

Корсуню и всей округе ханской,

И тебе, болван Тмутороканский!

 

5

И бегут, заслышав о набеге,

Половцы сквозь степи и яруги,

И скрипят их старые телеги,

Голосят, как лебеди в испуге.

Игорь к Дону движется с полками,

А беда несется вслед за ним:

Птицы, поднимаясь над дубами,

Реют с криком жалобным своим,

По оврагам волки завывают,

Крик орлов доносится из мглы –

Знать, на кости русские скликают

Зверя кровожадные орлы;

Уж лиса на щит червленый брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном...

 

О Русская земля!

Ты уже за холмом.

 

6

Долго длится ночь. Но засветился

Утренними зорями восток.

Уж туман над полем заклубился,

Говор галок в роще пробудился,

Соловьиный щекот приумолк.

Русичи, сомкнув щиты рядами,

К славной изготовились борьбе,

Добывая острыми мечами

Князю – славы, почестей – себе.

 

7

На рассвете, в пятницу, в туманах,

Стрелами по полю полетев,

Смяло войско половцев поганых

И умчало половецких дев.

Захватили золота без счета,

Груду аксамитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

А червленый стяг с хоругвью белой,

Челку и копье из серебра

Взял в награду Святославич смелый,

Не желая прочего добра.

 

8

Выбрав в поле место для ночлега

И нуждаясь в отдыхе давно,

Спит гнездо бесстрашное Олега –

Далеко подвинулось оно!

Залетело храброе далече,

И никто ему не господин –

Будь то сокол, будь то гордый кречет,

Будь то черный ворон – половчин.

А в степи, с ордой своею дикой

Серым волком рыская чуть свет,

Старый Гзак на Дон бежит великий,

И Кончак спешит ему вослед.

 

9

Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

Чтоб четыре солнца не сверкали,

Освещая Игореву рать,

Быть сегодня грому на Каяле,

Лить дождю и стрелами хлестать!

Уж трепещут синие зарницы,

Вспыхивают молнии кругом.

Вот где копьям русским преломиться,

Вот где саблям острым притупиться,

Загремев о вражеский шелом!

 

О Русская земля!

Ты уже за холмом.

 

10

Вот Стрибожьи вылетели внуки –

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стоном стонет мать-земля сырая,

Мутно реки быстрые текут,

Пыль несется, поле покрывая,

Стяги плещут: половцы идут!

С Дона, с моря, с криками и с воем

Валит враг, но полон ратных сил,

Русский стан сомкнулся перед боем –

Шит к щиту – и степь загородил.

 

11

Славный яр-тур Всеволод! С полками

В обороне крепко ты стоишь,

Прыщешь стрелы, острыми клинками

О шеломы ратные гремишь.

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

И слетают головы с поганых,

Саблями порублены в бою,

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!

Если ты на ратном этом поле

Позабыл о славе прежних дней,

О златом черниговском престоле,

О желанной Глебовне своей!

 

12

Были, братья, времена Траяна,

Миновали Ярослава годы,

Позабылись правнуками рано

Грозные Олеговы походы.

Тот Олег мечом ковал крамолу,

Пробираясь к отчему престолу,

Сеял стрелы и, готовясь к брани,

В злат-стремень вступал в Тмуторокани.

В злат-стремень вступал, готовясь к сече,

Звон тот слушал Всеволод далече,

А Владимир за своей стеною

Уши затыкал перед бедою.

 

13

А Борису, сыну Вячеслава,

Зелен-саван у Канина брега

Присудила воинская слава

За обиду храброго Олега.

На такой же горестной Каяле,

Протянув носилки между вьюков,

Святополк отца увез в печали,

На конях угорских убаюкав.

Прозван Гориславичем в народе,

Князь Олег пришел на Русь, как ворог,

Внук Даждь-бога бедствовал в походе,

Век людской в крамолах стал недолог.

И не стало жизни нам богатой,

Редко в поле выходил оратай,

Во́роны над пашнями кружились,

На убитых с криками садились,

Да слетались галки на беседу,

Собираясь стаями к обеду...

Много битв в те годы отзвучало,

Но такой, как эта, не бывало.

 

14

Уж с утра до вечера и снова –

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Мертвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

 

15

 

Что там шумит,

Что там звенит

Далеко во мгле, перед зарею?

Игорь, весь израненный, спешит

Беглецов вернуть обратно к бою.

Не удержишь вражескую рать!

Жалко брата Игорю терять.

Бились день, рубились день, другой,

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили –

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна,

И деревья ветви приклонили.

 

16

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Траянов.

Крыльями лебяжьими всплеснула,

Дон и море оглашая криком,

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом.

А князья дружин не собирают,

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют

И куют крамолу брат на брата.

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе.

Далеко ты, сокол наш могучий,

Птиц бия, ушел на сине-море!

 

17

Не воскреснуть Игоря дружине,

Не подняться после грозной сечи!

И явилась Карна и в кручине

Смертный вопль исторгла, и далече

Заметалась Желя по дорогам,

Потрясая искрометным рогом.

И от края, братья, и до края

Пали жены русские, рыдая:

«Уж не видеть милых лад нам боле!

Кто разбудит их на ратном поле?

Их теперь нам мыслию не смыслить,

Их теперь нам думою не сдумать,

И не жить нам в тереме богатом,

Не звенеть нам се́ребром и златом!»

 

18

Стонет, братья, Киев над горою,

Тяжела Чернигову напасть,

И печаль обильною рекою

По селеньям русским разлилась.

И нависли половцы над нами,

Дань берут по белке со двора,

И растет крамола меж князьями,

И не видно от князей добра.

 

19

Игорь-князь и Всеволод отважный –

Святослава храбрые сыны –

Вот ведь кто с дружиною бесстрашной

Разбудил поганых для войны!

А давно ли мощною рукою

За обиды наши покарав,

Это зло великою грозою

Усыпил отец их Святослав!

Был он грозен в Киеве с врагами

И поганых ратей не щадил –

Устрашил их сильными полками,

Порубил булатными мечами

И на Степь ногою наступил.

Потоптал холмы он и яруги,

Возмутил теченье быстрых рек,

Иссушил болотные округи,

Степь до лукоморья пересек.

А того поганого Кобяка

Из железных вражеских рядов

Вихрем вырвал и упал – собака –

В Киеве, у княжьих теремов.

 

20

Венецейцы, греки и морава

Что ни день о русичах поют,

Величают князя Святослава,

Игоря отважного клянут.

И смеется гость земли немецкой,

Что когда не стало больше сил,

Игорь-князь в Каяле половецкой

Русские богатства утопил.

К бежит молва про удалого,

Будто он, на Русь накликав зло,

Из седла, несчастный, золотого

Пересел в кащеево седло...

Приумолкли города, и снова

На Руси веселье полегло.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Вторая часть полностью посвящена воззванию великого князя киевского Святослава Всеволодовича, узнавшего о тяжелом поражении младших князей Игоря и Всеволода, к князьям, правившим главными уделами истощенной междоусобицами русской земле. По сказочному, фольклорному канону, князь Святослав рассказывает о своем зловещем сне, предвещающем несчастье, а затем обращается к князьям князьям Галицкой, Суздальской, Новгородской и других земель, упрекая их в бездействии и разобщенности и призывая к единству. Значительную часть поучения князь Святослав уделяет истории князя Всеслава Полоцкого (XI в.), своими амбициями и предательством губившим единство Руси.

 

1

В Киеве далеком, на горах,

Смутный сон приснился Святославу,

И объял его великий страх,

И собрал бояр он по уставу.

«С вечера до нынешнего дня, –

Молвил князь, поникнув головою, –

На кровати тисовой меня

Покрывали черной пеленою.

Черпали мне синее вино,

Горькое отравленное зелье,

Сыпали жемчу́г на полотно

Из колчанов вражьего изделья.

Златоверхий терем мой стоял

Без конька и, предвещая горе,

Серый ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине-море».

 

2

И бояре князю отвечали:

«Смутен ум твой, княже, от печали.

Не твои ли два любимых чада

Поднялись над полем незнакомым –

Поискать Тмуторокани-града

Либо Дону зачерпнуть шеломом?

Да напрасны были их усилья.

Посмеявшись на твои седины,

Подрубили половцы им крылья,

А самих опутали в путины». –

 

3

В третий день окончилась борьба

На реке кровавой, на Каяле,

И погасли в небе два столба,

Два светила в сумраке пропали.

Вместе с ними, за море упав,

Два прекрасных месяца затмились –

Молодой Олег и Святослав

В темноту ночную погрузились.

И закрылось небо, и погас

Белый свет над Русскою землею,

И, как барсы лютые, на нас

Кинулись поганые с войною.

И воздвиглась на Хвалу Хула,

И на волю вырвалось Насилье,

Прянул Див на землю, и была

Ночь кругом и горя изобилье.

 

4

Девы готские у края

Моря синего живут.

Русским золотом играя,

Время Бусово поют.

Месть лелеют Шаруканью,

Нет конца их ликованью...

Нас же, братия-дружина,

Только беды стерегут.

 

5

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

«О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не во-время напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время – без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

“Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую”.

Диво ль старцу – мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовым кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, –

Горе князю в сече боевой!»

 

6

Князь великий Всеволод! Доколе

Муки нам великие терпеть?

Не тебе ль на суздальском престоле

О престоле отчем порадеть?

Ты и Волгу веслами расплещешь,

Ты шеломом вычерпаешь Дон,

Из живых ты луков стрелы мечешь,

Сыновьями Глеба окружен.

Если б ты привел на помощь рати,

Чтоб врага не выпустить из рук, –

Продавали б девок по ногате,

А рабов – по резани на круг.

 

7

Вы, князья буй-Рюрик и Давид!

Смолкли ваши воинские громы.

А не ваши ль плавали в крови

Золотом покрытые шеломы?

И не ваши ль храбрые полки

Рыкают, как туры, умирая

От каленой сабли, от руки

Ратника неведомого края?

Встаньте, государи, в злат-стремень

За обиду в этот черный день,

За Русскую землю,

За Игоревы раны –

Удалого сына Святославича!

 

8

Ярослав, князь галицкий! Твой град

Высоко стоит под облаками.

Оседлал вершины ты Карпат

И подпер железными полками.

На своем престоле золотом

Восемь дел ты, князь, решаешь разом,

И народ зовет тебя кругом

Осмомыслом – за великий разум.

Дверь Дуная заперев на ключ,

Королю дорогу заступая,

Бремена ты мечешь выше туч,

Суд вершишь до самого Дуная.

Власть твоя по землям потекла,

В Киевские входишь ты пределы,

И в салтанов с отчего стола

Ты пускаешь княжеские стрелы.

Так стреляй в Кончака, государь,

С дальних гор на ворога ударь –

За Русскую землю,

За Игоревы раны –

Удалого сына Святославича!

 

9

Вы, князья Мстислав и буй-Роман!

Мчит ваш ум на подвиг мысль живая.

И несетесь вы на вражий стан,

Соколом ширяясь сквозь туман,

Птицу в буйстве одолеть желая.

Вся в железе княжеская грудь,

Золотом шелом латинский блещет,

И повсюду, где лежит ваш путь,

Вся земля от тяжести трепещет.

Хинову вы били и Литву;

Деремела, половцы, ятвяги,

Бросив копья, пали на траву

И склонили буйную главу

Под мечи булатные и стяги.

 

10

Но уж прежней славы больше с нами нет.

Уж не светит Игорю солнца ясный свет.

Не ко благу дерево листья уронило:

Поганое войско грады поделило.

По Суле́, по Роси́ счету нет врагу.

Не воскреснуть Игореву храброму полку!

Дон зовет нас, княже, кличет нас с тобой!

Ольговичи храбрые одни вступили в бой.

 

11

Князь Ингва́рь, князь Всеволод! И вас

Мы зовем для дальнего похода,

Трое ведь Мстиславичей у нас,

Шестокрыльцев княжеского рода!

Не в бою ли вы себе честном

Города и волости достали?

Где же ваш отеческий шелом,

Верный щит, копье из ляшской стали?

Чтоб ворота Полю запереть,

Вашим стрелам время зазвенеть

За русскую землю,

За Игоревы раны –

Удалого сына Святославича!

 

12

Уж не течет серебряной струею

К Переяславлю-городу Сула.

Уже Двина за полоцкой стеною

Под клик поганых в топи утекла.

Но Изяслав, Васильков сын, мечами

В литовские шеломы позвонил,

Один с своими храбрыми полками

Всеславу-деду славы прирубил.

И сам, прирублен саблею каленой,

В чужом краю, среди кровавых трав,

Кипучей кровью в битве обагренный,

Упал на щит червленый, простонав:

«Твою дружину, княже, приодели

Лишь птичьи крылья у степных дорог,

И полизали кровь на юном теле

Лесные звери, выйдя из берлог».

И в смертный час на помощь храбру мужу

Никто из братьев в бой не поспешил.

Один в степи свою жемчужну душу

Из храброго он тела изронил.

Через златое, братья, ожерелье

Ушла она, покинув свой приют.

Печальны песни, замерло веселье,

Лишь трубы городенские поют...

 

13

Ярослав и правнуки Всеслава!

Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы,

Коль решили честью пренебречь.

Это вы раздорами и смутой

К нам на Русь поганых завели,

И с тех пор житья нам нет от лютой

Половецкой проклятой земли!

 

14

Шел седьмой по счету век Троянов.

Князь могучий полоцкий Всеслав

Кинул жребий, в будущее глянув,

О своей любимой загадав.

Замышляя новую крамолу,

Он опору в Киеве нашел

И примчался к древнему престолу,

И копьем ударил о престол.

Но не дрогнул старый княжий терем,

И Всеслав, повиснув в синей мгле,

Выскочил из Белгорода зверем –

Не жилец на киевской земле.

И, звеня секирами на славу,

Двери новгородские открыл,

И расшиб он славу Ярославу,

И с Дудуток через лес-дубраву

До Немиги волком проскочил.

А на речке, братья, на Немиге

Княжью честь в обиду не дают –

День и ночь снопы кладут на риге,

Не снопы, а головы кладут.

Не цепом – мечом своим булатным

В том краю молотит земледел,

И кладет он жизнь на поле ратном,

Веет душу из кровавых тел.

Берега Немиги той проклятой

Почернели от кровавых трав –

Не добром засеял их оратай,

А костями русскими – Всеслав.

 

15

Тот Всеслав людей судом судил,

Города Всеслав князьям делил,

Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане,

Вечер – в Киеве, до зорь – в Тмуторокани,

Словно волк, напав на верный путь,

Мог он Хорсу бег пересягнуть.

 

16

У Софии в Полоцке, бывало,

Позвонят к заутрене, а он

В Киеве, едва заря настала,

Колокольный слышит перезвон.

И хотя в его могучем теле

Обитала вещая душа,

Все ж страданья князя одолели

И погиб он, местию дыша.

Так свершил он путь свой небывалый.

И сказал Боян ему тогда:

«Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый

Не минуют божьего суда».

 

17

О, стонать тебе, земля родная,

Прежние годины вспоминая

И князей давно минувших лет!

Старого Владимира уж нет.

Был он храбр, и никакая сила

К Киеву б его не пригвоздила.

Кто же стяги древние хранит?

Эти – Рюрик носит, те – Давид,

Но не вместе их знамена плещут,

Врозь поют их копия и блещут.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Третья часть состоит из трех главных текстовых фрагментов. Первый из представляет знаменитый плач Ярославны, жены князя Игоря, который лирически вбирает всю скорбь русской земли, воплощенную в истовом заклинании осиротевшей без мужа женщины, пронесшемся над ее просторами. И как ответ на этот плач-заклинание следует побег князя Игоря, его возвращение на родную землю как сказочного героя, воссоединение с ее природой и силами. Завершается же слово-песня славой и торжеством словно перезвоном праздничных церковных колоколов.

 

1

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь.

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?»

 

2

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному –

Сам господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Уж погасли зори. Игорь спит.

Дремлет Игорь, но не засыпает.

Игорь к Дону мыслями летит

До Донца дорогу измеряет.

Вот уж полночь. Конь давно готов.

Кто свистит в тумане за рекою?

То Овлур. Его условный зов

Слышит князь, укрытый темнотою:

«Выходи, князь Игорь!» И едва

Смолк Овлур, как от ночного гула

Вздрогнула земля,

Зашумела трава,

Буйным ветром вежи всколыхнуло.

 

В горностая-белку обратясь,

К тростникам помчался Игорь-князь,

 

И поплыл, как гоголь по волне,

Полетел, как ветер, на коне.

 

Конь упал, и князь с коня долой,

Серым волком скачет он домой.

 

Словно сокол, вьется в облака,

Увидав Донец издалека.

 

Без дорог летит и без путей,

Бьет к обеду уток-лебедей.

 

Там, где Игорь соколом летит,

Там Овлур, как серый волк, бежит,

 

Все в росе от полуночных трав,

Борзых коней в беге надорвав.

 

3

Уж не каркнет ворон в поле,

Уж не крикнет галка там,

Не трещат сороки боле,

Только скачут по кустам.

Дятлы, Игоря встречая,

Стуком кажут путь к реке,

И, рассвет веселый возвещая,

Соловьи ликуют вдалеке.

 

4

И, на волнах витязя лелея,

Рек Донец: «Велик ты, Игорь-князь!

Русским землям ты принес веселье,

Из неволи к дому возвратясь».

– «О, река! – ответил князь. – Немало

И тебе величья! В час ночной

Ты на волнах Игоря качала,

Берег свой серебряный устлала

Для него зеленою травой.

И когда дремал он под листвою,

Где царила сумрачная мгла,

Страж ему был гоголь над водою,

Чайка князя в небе стерегла».

 

5

А не всем рекам такая слава.

Вот Стугна, худой имея нрав,

Разлилась близ устья величаво,

Все ручьи соседние пожрав,

И закрыла Днепр от Ростислава,

И погиб в пучине Ростислав.

Плачет мать над темною рекою,

Кличет сына-юношу во мгле,

И цветы поникли, и с тоскою

Приклонилось дерево к земле.

 

6

Не сороки во́ поле стрекочут,

Не вороны кличут у Донца –

Кони половецкие топочут,

Гзак с Кончаком ищут беглеца.

И сказал Кончаку старый Гзак:

«Если сокол улетает в терем,

Соколенок попадет впросак –

Золотой стрелой его подстрелим».

И тогда сказал ему Кончак:

«Если сокол к терему стремится,

Соколенок попадет впросак –

Мы его опутаем девицей».

– «Коль его опутаем девицей, –

Отвечал Кончаку старый Гзак, –

Он с девицей в терем свой умчится,

И начнет нас бить любая птица

В половецком поле, хан Кончак!»

 

7

И изрек Боян, чем кончить речь

Песнотворцу князя Святослава:

«Тяжко, братья, голове без плеч,

Горько телу, коль оно безглаво».

Мрак стоит над Русскою землей:

Горько ей без Игоря одной.

 

8

Но восходит солнце в небеси –

Игорь-князь явился на Руси.

 

Вьются песни с дальнего Дуная,

Через море в Киев долетая.

 

По Боричеву восходит удалой

К Пирогощей богородице святой.

 

И страны рады,

И веселы грады.

 

Пели песню старым мы князьям,

Молодых настало время славить нам:

 

Слава князю Игорю,

Буй-тур Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!

 

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

 

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

(перевод Н.А.Заболоцкого)

b

«Слово» устроено таким образом, что в его сюжете с художественной убедительностью соединяются исторический фон и современность автора произведения. Упоминаемые автором исторические события так тесно переплетены с происходящим, что на протяжении всего «Слова» остается чувство единой истории русского народа и неразделимости его земли. Даже если в произведении князь Игорь и его соратники подвергаются упрекам за неразумность и поспешность похода, и последствия несчастного события во многом возлагаются на них, автор изображает отвагу и доблесть русских князей, их патриотизм не только с сочувствием – они предстают перед нами настоящими богатырями. И их жажда победы нисколько не принижается, хотя и не оправдывает причиненный национальным интересам Руси урон. И все поступки в «Слове» оценивается прежде всего с позиции общенационального блага. В этом состоит основной пафос произведения.

«Слово о полку Игореве» объединяет жанровые признаки эпической поэмы, знакомой нам по античным образцам – гомеровским поэмам, древнерусской повести, рассказывающей нам о героических сражениях, например, о завоеваниях князей Олега и Игоря в «Повести временных лет», былин, воспевающих подвиги русских богатырей, и исторической песни, передающей и событие, и его оценку и народно-поэтическое сомысление. Сложный жанровый состав определил и композицию «Слова», и выбор сюжетных элементов. Начало похода, политическая ситуация и атмосфера, воздействие речи князя на дух войска, удачный набег, тактический просчет и расплата за ошибку, реакция на события в Киеве и их отзвук по всей Руси, тяжелые последствия похода, скорбь русского народа, отразившаяся в Плаче Ярославны, побег и общенародная радость – вот основные элементы сюжета. Их расположение, поскольку они носят событийный характер, подчиняется хронологическому принципу. Однако задача автора состоит не в простой передаче хода событий – он должен был включить их в общеполитические рассуждения и раздумья о судьбе Руси, поэтому повествование постоянно перебивается историческими отступлениями, яркими сравнениями и характеристиками. Особую роль играет лиризм «Слова», он пронизывает все произведение, передавая искреннее живое чувство автора – человека и патриота. Народно-поэтическая основа «Слова» выражается в использовании разнообразных фольклорных эпизодов и приемов, таких как плач-заклинание, разговор с рекой, сравнения и параллелизмы и других.

Само же построение «Слова» ближе всего соответствует жанру фольклорной исторической песни: зачин, состоящий их традиционных элементов, основная часть, в которой четко и последовательно выделены главные события, и концовка или хвала, неизменно содержащая прославление героев и слушателей, к которым обращен пафос песни. Песенный характер «Слова» проявляется и в частых обращениях к певцу Бояну, и в тревожном рефрене:

О Руськая земле! Уже за шеломянемъ еси!

(О, Русская земля! Ты уже за холмом!)

Система образов «Слова» складывается из двух резко противопоставленных групп: первую составляют русские герои, вторую – половцы. Таким образом, мир «Слова» четко разделен на «свой» и «чужой», что отражало реальное положение Руси в первые века ее существования: плотное окружение враждебными и дикими племенами, готовыми в любой момент поглотить русскую землю и превратить жизнь русских людей в хаос. Главный герой «Слова» - Новгород-Северский князь Игорь, пылкий и бесстрашный воитель, истинный патриот. С огромной симпатией изображен напоминающий русского богатыря брат князя Игоря – князь Трубачевский и Курский Буй Тур Всеволод. Вторую часть «Слова» организует образ мудрого киевского князя Святослава, в чьи уста автор вкладывает пространное поучение русским князьям быть вместе в жизни и бою для сохранения единства нации. Образ жены князя Игоря – Ярославны – собирает воедино русский мир, объединяющий богатство души, веру и верность.

Русским героям противопоставлены «поганые» - половецкий хан Кончак и его союзник, коварный и хитрый старый хан половцев Гзак. Автор многими способами показывает свое отношение к ним: он сравнивает их повадки со звериными, например, они, как звери, бегут на запах крови, чтобы добить слабеющего противника. Их образы помещены в поле сравнений с сороками, воронами, сопровождаются бранными эпитетами и окружаются нечистой атмосферой. Любое упоминание о половцах несет с собой отрицательный смысл (например, предшественник Кончака, хан Кобяк, плененный и доставленный в Киев, назван презренной собакой). Промежуточное место среди героев занимает половчанин Овлур, помогший Князю Игорю бежать из плена, однако его происхождение и мотивы поведения до сих пор вызывают дискуссии.

К главным героям «Слова» примыкают и упоминаемые в нем спутники князя Игоря в походе: это сын князя Владимир Игоревич, тоже плененный, за которого хан Кончак хотел выдать половецкую княжну, чтобы связать волю молодого княжича. В тексте «Слова» упоминается также о гибели «двух прекрасных месяцев» - княжичей Олега и Святослава. Эта вторая группа героев, которые являются участниками событий, но в действии не показаны. И, наконец, третью группу составляют многочисленные исторические личности, жившие ранее и современники похода, - от князей Владимира Красное Солнышко, Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого до нынешних князей. Благодаря такому концентрическому представлению персонажей перед слушателем и читателем «Слова» предстает грандиозная историческая панорама русского времени.

 

Б

1. Каков сюжет «Слова о полку Игореве»?

2. Почему автор изображает не победу, а поражение героя?

3. Почему автор начинает повествование с противопоставления своей поэтической манеры «замышлению» Бояна?

4. В чем особенность жанра и композиции этого произведения? Как перечисленные вами особенности связаны с идейным содержанием «Слова»?

5. Докажите, опираясь на текст произведения, что антитеза – ведущий композиционный принцип «Слова». (Дайте развернутый письменный ли устный ответ – по вашему выбору).

6. Какова роль образов природы и пейзажа в «Слове»? (Дайте развернутый письменный ли устный ответ – по вашему выбору).

7. Охарактеризуйте систему образов произведения. (Дайте развернутый письменный ли устный ответ – по вашему выбору).

8. Какие качества героев воспеваются авторами, какие осуждаются? Как в этом проявляется его идейная позиция?

9. Почему речь Святослава названа «золотым словом»? Почему именно этот герой ее произносит?

10. Как вы полагаете, автор осуждает князя Игоря или сочувствует ему? Аргументируйте свой ответ. (Дайте развернутый письменный ли устный ответ – по вашему выбору).

11. Перечислите фольклорные элементы в «Плаче Ярославны». Раскройте их роль в этом фрагменте. 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...