Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторы, источники и движущие силы развития личности
Согласно А.В.Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство прерывности и непрерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые включением личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с другими системами, например, семьей и др. По А.В.Петровскому, личностное развитие человека определяет вся ситуация социального развития [43]. Приведенная трактовка развития личности, разрабатываемая прежде всего отечественной психологией (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, Л.С.Выготский) [13,21,28, 43], согласно которой «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях… единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» [21], Другая трактовка развития, согласно Л.С.Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию. В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через «присвоение» своей «всесторонней» сущности: личность человека тоже» воспроизводится – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. Л.С.Выготский разработал теорию, в которой показал, как «через других мы становимся самим собой», «почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним», и доказал, что «всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это центр всей проблемы внешнего и внутреннего поведения» [21]. В связи с этим, указывает В.С.Мухина, возникает вопрос о механизмах производства человека [32,33]. Психический механизм воспроизводства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация.В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человекас другим человеком, группой, образцом. Идея присвоения сама по себе была бы механической, если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от самоосуществления индивида. Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной человеческой сущности является обособление.Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления. Идентификация и обособление - диалектически взаимосвязанные механизмы. Объективно идентификация выступает как механизм присвоения индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности. Первое рождение личности обусловлено присвоением через механизм идентификации структуры самосознания, свойственной любому социализированному индивиду, в любой человеческой культуре. В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, социальными образцами, развивающими притязания индивида на признание, с полом, образом Я в прошлом, настоящем и будущим, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присвоить общественные нормативы прав и обязанностей. Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения, построением связной системы личностных смыслов. Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении индивида, оценивается как самостоятельность. Здесь механизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образцу. В онтогенезе личности овладение обособлением как способностью выделиться из общего, осознать свою нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированию механизмов социального поведения, развития и бытия личности. Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовать свои притязания на признание. Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальной холодности. Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать «внешнее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Уровень первого рождения личности – присвоение структуры самосознания – присходит не только через механизм идентификации, Присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляюся в личности благодаря ее способности к обособлению. Уровень второго рождения личности связан с формированием мировоззрения. На этом этапе механизм обособления действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. При взаимодействии с другими личность сохраняет свое лицо не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Проведенный С.Д.Смирновым анализ движущих сил и условий развития личности, представленный в зарубежных концепциях, показывает, как трактуются эти силы и условия: · по З.Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения или инстинкты, где единственным источником психической энергии признаются биологические влечения; · по К.Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки самости, целостности и полного единства всех психических структур; · по А.Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, добиться превосходства за счет разного рода компенсаций; · по К.Хорни, основной источник развития личности – чувство беспокойства, тревого, порождаемое им как стремление к безопасности . В.С.Мухина (1997) выделяет следующие условия психического развития: · исторически обусловленные реальности существования человека (реальность культуры: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства; природная реальность); · деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие реальности (игровая, учебная, трудовая); · внутренняя позиция как определенное отношение к миру вещей, людей и самому себе. Факторы развития – наследственность(генотип),среда (социальные, материальные и духовные условия существования, социально-исторический образ жизни, социальная ситуация развития, внешний фактор места - географическое место жительства человека); активность (позитивная активность личности - физическая, психическая, социальная). Источник развития– социальная ситуация развития, социально-исторический образ жизни, активность личности. Движущие силы развития - противоречие между ЗАР и ЗБР (возрастными потребностями и возможностями их реализации) [32, c. 11-94]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 390. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |