Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие личности. Структура личности




 

Этимология понятия «личность».Этимологически слово «личность»–personality– происходит от латинского persona, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, – это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова persona (per – «через», sonus – «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств.

Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена. Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»-маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Термин «личность», понимаемый как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма [48].

Понятие личности. Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслужива­ющим особого уважения: «Вот это личность! А тот — разве это личность?» И хотя нельзя не со­гласиться с тем, что личность — это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность — не оценочная категория, личность присуща каждому чело­веку, по крайней мере, начиная с определенного возрас­та. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания.

Если же пойти другим пу­тем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом — вопросом «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем — у каждого времени и у каж­дой даже не страны, а компании свой «герой».

Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого че­ловека, то, что, собственно, и делает его человеком, пе­ред нами открывается возможность объективного науч­ного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.

Д.А.Леонтьев  отталкивается в своих рассуждениях от четырех простых аксиом:

1. Лич­ность присуща каждому человеку.

2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции челове­ческого общества.

4. Личность есть индивидуальная от­личительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их лич­ностного склада.

На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек — существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы переда­чи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь проч­ны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции. Лишь постепенно общественный человек начинает заново об­ретать автономное существование — но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автоном­ным существованием животных.

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуля­ции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внут­ренним миром, человек становится носителем социаль­но выработанных форм поведения и накопленного опы­та. Ему уже не обязательно жить постоянно в социаль­ном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же.

Таким образом, под фило­софским углом зрения личность — это способность че­ловека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятель­ности.

 В своем индивидуальном развитии от момента рожде­ния до зрелости каждый человек проходит тот же путь — от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Здесь, однако, в качестве первичной со­циальной ячейки выступает диада «ребенок—мать», от­ношения в которой характеризуются некоторыми ав­торами как психологический симбиоз. Мать является для ребенка одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.

Развитие ребенка приводит к постепенному освобож­дению от этой зависимости, которое проходит ряд эта­пов и критических точек. Некоторые из них хорошо известны. Это так называемый «кризис трех лет», когда ребенок пытается утверждать свое Я настойчивым «Я сам!» и демонстративным неподчинением любым ука­заниям родителей. Это и пресловутый подростковый кризис, когда потребность в самостоятельности дости­гает своего высшего накала и игнорирование родите­лями этой потребности может привести к тяжелым се­мейным конфликтам. Официальная граница совершен­нолетия — 16-18 лет — в среднем примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных меха­низмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, самостоятельно. При этом важно учитывать два обстоятельства.

Во-первых, сказанное не означает, что до достижения рубе­жа автономии личности еще нет. Начало личности нель­зя обозначить четким рубежом, даже таким, как 3-4 года, на который указывают некоторые авторы. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одно­го года, и даже раньше. Дело в том, что личность — это не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Скорее, личность — это форма существо­вания человека, которая поначалу занимает едва замет­ное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.  

Во-вторых, развитие личности не завершается с обрете­нием автономности и самостоятельности. Оно еще проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, незави­симости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями [29]. 

ДЕСЯТЬ ТЕЗИЗОВ В. франкла О ЛИЧНОСТИ:

1. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое – ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое.

2. Личность не только неделима, но и неслагаема; т.е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей – поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность. Отсюда следует не больше и не меньше как факт, что личность как таковая не может размножаться. Размножается организм, сотворенный родительскими организмами; личность же, личный дух, духовная экзистенция – их человек не может передать другому.

3. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Мы видим, что с каждым человеком, который приходит в мир, в бытие, в действительность входит нечто абсолютно новое; ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей. Наследуется лишь строительный материал – но не строитель.

4. Личность духовна. А значит, духовную личность эвристично противопоставить психофизическому организму. Организм есть совокупность органов, иначе говоря, инструментов. Являясь в этом смысле инструментом, организм есть средство для достижения цели и как таковой имеет практическую полезность. Понятию полезности противостоит понятие достоинства; достоинством же обладает только личность, причем независимо от какой бы то ни было витальной или социальной полезности.

5. Личность экзистенциальна; Человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. Решающее бытие является диаметральной противоположностью психоаналитическому влекомому бытию. Человеческое бытие в своей глубинной основе есть бытие ответственное. В противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл.

6. Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно. Личность, Я не только в динамическом, но и в генетическом отношении никоим образом не выводится из Оно, из сферы влечений. Но личность тоже неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией.

Таким образом, надо четко различать то инстинктивное бессознательное, с которым одним имеет дело психоанализ, и духовное бессознательное. К бессознательной духовности относится и бессознательная вера, бессознательная религиозность – как бессознательная, и даже нередко вытесняемая, связь человека с запредельным.

7. Личность не только есть единство и целостность, она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек. Это единство и целостность создается, основывается и обеспечивается только личностью – только личность его выстраивает, держит на себе и гарантирует. Человек представляет собой точку пересечения, перекресток трех уровней бытия: телесного, душевного и духовного. Эти уровни бытия нельзя достаточно четко отделить друг от друга. Поэтому человек есть именно единство или целостность, но внутри этого единства или целостности духовное в человеке "противостоит" телесному и душевному в нем.

8. Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз утверждает духовную личность как таковую. 

 9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Поэтому у животного нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда.

10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное – он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит ("персонирует"), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести [3].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...