Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология встречается с финансами




Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психо­логию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.

Гордон Пеппер

Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выраже­ния "массовая психология" или "психология толпы". Психоло­гия толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с эко­номическим феноменом?

Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габри­эль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 го­ду написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 го­ды) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической

1 Экономическая психология. / Пер. с фр. — Прим. перев.

2 Gustave Le Bon.


Психология встречается с финансами   115

книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:

Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человече­скую природу.

Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическо­му сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэконо­мическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию та­кие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "эко­номическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).

общая модель для экономической Психологии

Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них — ван Райджн — в 1981 году предложил одну из самых широ­ко применяемых стандартных моделей экономической психоло­гии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.


116      Психология финансов


Рисунок 9Общая модель экономической психологии. На схеме пред­ставлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.

(прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками — это оп­ределенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимо­действиями между различными субъектами, вписанными в пря­моугольники, являются:

A. Как люди воспринимают экономические реалии

B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове­
дением

C. Удовлетворение и претензии потребителя

D. Спрос и предложение товаров и услуг

E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан­
ных на удовлетворении требований и опыта участников

F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи­
дания потребителей рынков и продукции


Психология встречается с финансами   117

G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на

восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовле­творения и общего благосостояния

Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психо­логии финансов).

релевантные основные Школы Психологии

Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:

• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
являющихся причиной того или иного поведения человека)

• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
получаемую входящую информацию для создания более за­
вершенных мысленных образов)

• Когнитивная психологическая школа (исследование, как че­
ловеческое мышление контролирует поведение)

• Психоаналитическая школа (исследование психических забо­
леваний и подсознания)

Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то вре­мя как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, ра­зумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как со­здаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Пси­хоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, по­чему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в та­ком уж хорошем состоянии.

Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение фи­нансовых рынков.


118      Психология финансов

Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведен­ных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различ­ных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не бу­дем придавать значения этому раздражающему фактору, а дви­немся дальше.

Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернем­ся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позво­лит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, ка­кую придает форму нашему поведению и каким образом это по­ведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...














Таблица 2


 


Основная школа


Релевантный феномен


Краткое описание


 


 


Бихевиорист­ская школа

Гештальдская теория


 

1. Теория перспективы

2. Магическое мышле­
ние

 

3. Эффект убедительно­
сти

4. Эффект самоубежде­
ния

5. Эффект репрезента­
тивности

6. Адаптивная позиция

7. Самореализующаяся
позиция


У нас есть беспричинная тенденция с меньшей готовностью делать ставки на прибыли, чем на убытки Мы думаем, что определенное пове­дение приводит к желаемому резуль­тату, даже когда мы не знаем этому никакого объяснения и когда на са­мом деле его нет

Нас больше убеждает надежный ис­точник, чем надежный аргумент Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, скорее, изменяем свое мнение, нежели принимаем реальность Мы склонны думать, что наблюдае­мые нами тренды, вероятней всего, продолжатся

Мы придерживаемся тех же самых мнений, что и связанные с нами люди Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас думать, что мы являем­ся кем-либо


Психология встречается с финансами   119


 


Основная школа


Релевантный феномен


Краткое описание


 


 


Школа Когни­тивной психо-


8. Позиция знаний

9. Эффект ложного
единодушия

10. Позиция самозащи­
ты

11. Теория соматиче­
ского маркера

12. Социальное сравне­
ние

13. Синдром повышен­
ной чувствительности

14. Теория сожаления

15. Когнитивный дис­сонанс

16. Фиксация

17. Мыслительные от­делы

18. Размыкание (цепи)

19. Ошибка ассимиля­
ции

20. Избирательная об­
работка (информации)

21. Избирательное вос­приятие


Мы делим данные на легкоуправляе­мые кластеры, каждый из которых об­рабатывается как простая позиция В основном мы переоцениваем коли­чество других людей, согласных с на­шей позицией

Мы переосмысливаем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами решения Сильные угрозы возбуждают телес­ные реакции, усиливающие длитель­ную панику

Мы используем поведение других как источник информации о проблеме, которую затрудняемся объяснить Мы переоцениваем лично нами вы­бранные вещи

Мы стараемся избегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки

Когнитивный диссонанс возникает, когда доказательства говорят, что на­ши предположения неверные Мы стараемся избегать или искажать такую информацию, мы стараемся из­бегать действий, выявляющих это не­соответствие

На наши решения влияет входящая информация, которая, как нам кажет­ся, предлагает правильный ответ Мы разделяем явление на различные составляющие и пытаемся, скорее, оптимизировать каждую из них, не­жели целое

Мы избегаем принимать решения, пока не получим дополнительную ин­формацию, даже если эта информа­ция не относится к разрешению близ­кой проблемы

Мы неверно истолковываем получае­мую информацию, чтобы она под­тверждала то, что мы совершили Мы стараемся прислушиваться толь­ко к той информации, которая, как нам кажется, подтверждает наше по­ведение и позицию Мы ошибочно интерпретируем ин­формацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию


120       Психология финансов


 


Основная школа


Релевантный феномен


Краткое описание


 


 


Психоанализ


 

22. Слишком самона­
деянное поведение

23. Необъективность
оценки прошедших со­
бытий

24. Необъективность
подтверждения

25. Параноидное раз­
двоение личности

26. Мимическое раз­
двоение личности/ По­
граничное раздвоение
личности

27. Самовлюбленное
раздвоение личности

28. Замкнутое раздвое­
ние личности

29. Навязчивый невроз

30. Депрессивное раз­
двоение личности


Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения Мы переоцениваем наши способно­сти предсказать исход некоторых прошедших событий Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить Мы чрезмерно озабочены, что нас мо­гут обмануть или что мы можем со­вершить ошибки

Мы постоянно взвешиваем свои ре­шения и не можем расслабиться

Мы чрезмерно озабочены выглядеть успешными во всем, что мы делаем Мы продолжаем возвращаться к де­лам, которые не удались, чтобы отом­стить или переделать наоборот Мы чрезмерно поглощены мельчай­шими подробностями Мы всегда разочарованы и озабоче­ны, независимо от того, хорошо или плохо все у нас


 


Когнитивный диссонанс

Различные переживаемые нами эмоции могут не влиять друг на друга, или они могут находиться в обоюдной гармонии, или в обоюдной дисгармонии. Мы говорим о "когнитивном резонансе", когда они в гармонии, и о "когнитивном диссо­нансе", когда они в дисгармонии. Когнитивный диссонанс, таким образом, это конфликт разума, с которым мы сталки­ваемся, когда получаем доказательства, что мы не правы или не были правы, подобно курильщику, читающему статью о вреде курения.

Это не очень приятно, и теория когнитивного диссонанса предлагает нам оберегать себя от полного осознания, на­сколько мы глупо поступаем или поступили. Мы можем, на­пример, избегать информации о проблеме или можем приду-


Психология встречается с финансами   121

мать потусторонние аргументы для поддержания своих веро­ваний и предположений.

К примеру, Эрлих4 и другие (1957) продемонстрировали, что покупатели новых автомобилей выборочно избегают чи­тать рекламу о моделях, которые они не выбрали, и в то же время их привлекает реклама выбранных ими автомобилей.

Этот процесс, вероятней всего, влияет на то, как инвесто­ры отбирают информацию. Финансовые тренды могут про­должаться дольше, чем они должны, если люди пытаются из­бегать информации, противоречащей тренду.

создание Позиций

1 Erlich.


Позиции часто создаются через взаимодействия между аф­фектом, поведением и познанием.



























































Часть IV










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...