Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя политика Александра I.




12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I. Будущий царь был прекрасно образован и воспитан. Бабка Екатерина II пригласила в качестве воспитателя любимого внука швейцарского просветителя Ф. Лагарпа, осуществлявшего воспитание цесаревича в либеральном духе. Позже шведский посол в России Лагербильке отмечал :»В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва и фальшив, как пена морская». Наполеон отмечал: «Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять, он неискренен: это истинный византиец…тонкий, притворный, хитрый». А собственно говоря почему Александр должен был быть с ними искренним и откровенным? И Швеция и Франция были врагами России, а их политики вряд ли были честными и искренними по отношению к нашей стране. Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли молодые друзья царя граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни, его члены выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию, широкое распространение просвещения. Однако благие начинания молодого императора встретили непрекрытую оппозицию в высших кругах. Сановники екатерининского царствования (”екатерининские старики”) стремились усилить влияние вельможно-бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности - за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. Они были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками. За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота, возглавлявшиеся бывшим фаворитом Екатерины II П.А.Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности. Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего - безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления волны крестьянских выступлений 1796-1797 гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В этой связи реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом. В этой связи в социально-экономической области царь смог повести лишь некоторые скромные преобразования, ни в коей мере не затрагивавшие крепостнические порядки и представлявшие собой незначительную уступку зажиточным слоям города и деревни. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства) . 20 февраля 1803 г. появился указ, в соответствии с которым крепостные крестьяне могли с согласия помещиков выкупаться на волю с землей целыми селениями. Получившие этим путем свободу крестьяне должны были именоваться “свободными хлебопашцами”. Число “свободных хлебопашцев” в итоге оказалось очень небольшим. Акт 20 февраля 1803 г. в первую четверть XIX в. был применен в 161 случае и коснулся лишь 47153 крестьян мужского пола. При Николае I на основании этого указа свободу получили еще 67149 семей. Меры, призванные в той или иной степени ограничить помещичий произвол, затронули лишь Прибалтику. В 1804 - 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Крестьяне Лифляндии и Эстляндии были объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов. При этом устанавливались фиксированные размеры крестьянских повинностей, что не позволяло помещикам повышать их по своему усмотрению. В начале царствования Александра I были приняты некоторые меры, призванные способствовать развитию просвещения. В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав. Изменилась политика по отношению к сектантам и старообрядцам. Запретительные меры против раскольников были прекращены еще Екатериной II. При Александре I, хотя и с колебаниями, старообрядцы стали получать разрешения на строительство церквей ,часовен, на богослужения и кладбища. Были прекращены их преследования, из тюрем были возвращены все узники-сектанты, вернулись ссыльные. Многие историки называют время правления Александра I “золотым веком» русского сектантства. Проведены были преобразования государственного аппарата. В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров. В своем проекте коренной государственной реформы - «Ведение к уложению государственных законов» - виднейший государственный деятель России М.М. Сперанский (1772-1839), предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько-нибудь крупных перемен в жизнь страны. Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях. После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. В 1809 г. М.М.Сперанский составил “Введение к Уложению государственных законов”, в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. Надо отметить, что полный текст проектов Сперанского стал известен историкам только после 1961 г. Их содержание позволило Н. Эйдельману написать в разгар увлечения «перестройкой» Горбачева: Сперанский знал чего хотел, его планы не были утопичны, это был интереснейший проект «революции сверху». Проект реформ, представленных императору , состоял из двух основных частей: критики государственной системы России и плана исправления недостатков. С политической стороны реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам “среднего состояния” (купечеству, государственным крестьянам и т.п.). Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда. Ликвидации крепостного права в ближайшее время план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В перспективе, по мнению Сперанского, освобождение крепостных крестьян должно было совершиться в два приема: первый – личное освобождение (крестьянин остается прикрепленным к земле), второй – свобода перехода от помещика к помещику (освобождение без земли). Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в “Записке о древней и новой России” (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. Был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу “Общее учреждение министерств”, подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование). Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели неудачу. Правда, Царству Польскому была дарована конституция. Царь неоднократно высказывал мысль о возможности введения подобной конституции и в остальной России. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведены меры противоположного характера. Не случайно русские историки последнее десятилетие царствование Александра I назвали «реакционной декадой», отмечая нарастание реакционных тенденций в политике императора. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев С 1820-х гг. курс правительственной политики все более явно начинает все более явно склоняться в сторону реакции. Было вновь ужесточено законодательство по крестьянскому вопросу К 1821 г. были обескровлены Московский и Казанский университеты: ряд неблагонадежных профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием и воспитанием. Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет. Смерть Александра I породила множество легенд. Император умер сравнительно молодым, очень далеко от столицы. Упорно стали ходить слухи о том, что император не умер, но, бросив суету света, стал нищим странником. Четверть века Александр I правил Россией, раздираемый между романтическими мечтами и жестокой реальностью. В.О. Ключевский сравнил его с тепличным цветком «прекрасным и роскошным, не успевшим, или не сумевшим акклиматизироваться на суровой российской почве».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...