Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни?




Понятно, что учебой жизнь не исчерпывается, однако, она отнимает большую часть времени. Помимо нее с удовольствием встречаюсь с друзьями-сокурсниками во внеучебное время. Это и интересно, и познавательно.

Нравиться ли Вам учиться?

Скорее да, чем нет. Учеба, ведь это не только предметы и дисциплины. Это и подготовка к занятиям, в процессе которой узнаешь что-то новое и интересное. Это и преподаватели, многие из которых – интересные люди. Привлекает или, наоборот, отталкивает их манера ведения занятий, характер заданий. Поэтому в целом можно сказать, что учиться нравится.

Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Получение знаний

Участие в исследовательской работе, научных конференциях

Процесс общения с сокурсниками

Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)

Практически все перечисленное. Даже не знаю, что еще можно добавить.

Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период.

Меня, например, поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультрамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает?

Некоторые товарищи–преподы до сих пор считают, что схоластические умствования на предмет абстрактно-далекий от реальной жизни студентов, тупое написание мегатонн никогда нечитаемых текстов, это гораздо лучше, чем практическая учебная деятельность, которая нравится студентам. И ведь как агрессивно эта позиция защищается! Главное – аттестацию пройти, а уж чего там из студентов реально выйдет – не наше дело!

Мне не нравится, что нам преподают ненужные для будущей специальности предметы. Не всегда складываются отношения с преподавателями.

Собеседник на этот вопрос отвечал очень эмоционально, как о наболевшем. Чувствовалось сильное волнение.

7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов):

Достижения знаний и профессионализма,

Признание,

Сама учебная деятельность,

Ответственность,

Повышение социального статуса,

Межличностные отношения со студентами,

Межличностные отношения с преподавателями,

Качество образования

По поводу профессионализма можно сказать следующее: в процессе обучения профессионализм не вырабатывается. Это набор необходимых знаний и только. О профессионализме, я думаю, можно будет говорить о прошествии нескольких лет работы после вуза по специальности.

То же самое можно сказать о призвании: призван ли я к этой профессии, выяснится только после вуза.

Поэтому на сегодняшний день можно считать самыми важными моментами обучения межличностные отношения со студентами, межличностные отношения с преподавателями, качество образования.

Первая половина ответа говорит о том, что собеседник много размышлял над ним, при ответе наблюдалось волнение.

Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно?

Я так не думаю. Престиж подразумевает нечто выдающееся, исключительное. А когда молодежь в большинстве своем идет в ВУЗ, что же здесь выдающегося?

Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?

Полностью соответствует

Скорее, да

Скорее, нет

Нет, совсем не соответствует

Затрудняюсь ответить

Скорее да, чем нет. Иллюзии по поводу получения высшего образования и качества преподавания рассеиваются, но на их место приходит общение с интересными людьми и получение интересной информации.

Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами

Нет

Да - в группе

Да - на факультете

Да - в университете

Есть друзья и в группе, и на факультете, и в университете

Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Доброжелательность

Активность

Целеустремленность

Взаимопомощь

Доверие

Недоброжелательность

Разобщенность

Безразличие

Другое _________________________________

За два предыдущих года обучения группа сплотилась, поэтому можно говорить о взаимопомощи и доверии. Но особой активности в учебе я не замечаю.

Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?

Полностью зависит

Скорее, да

Скорее, нет

Нет, совсем не зависит

Затрудняюсь ответить

Мне кажется, что скорее, да. Манера преподавания, излагаемый материал, способы его подачи, отношение к студентам – все это напрямую влияет на заинтересованность в учебе. Однако, понятно, что только от этого отношение к учебе не зависит. Ведь учишься ты сам, следовательно, и активность в учении должен проявлять ты сам.

Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Доброжелательность

Профессионализм

Знание своего предмета

Лояльность

Требовательность

Уважительное отношение к студентам

Внешний вид

Не отказывают в помощи

Другое _________________________________

Конечно, профессионализм и знание своего предмета, а иначе, зачем нужны преподаватели.

После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности

Нет

Скорее, нет

Скорее, да

Да

Затрудняюсь ответить.

Скорее, да. Высшее образование тем и хорошо, что позволяет реализовать себя не только по выбранной специальности.

Спасибо большое, что ответили на мои вопросы. Всего Вам доброго. Успехов в учебе!

 

Анализ беседы

На мой взгляд, цель беседы достигнута: в ходе беседы можно выявить факторы, влияющие на мотивацию обучения студента.

Поскольку была предварительная договоренность, постольку, можно предположить предварительную подготовку и настрой студента для ведения беседы.

В качестве основных приемов ведения беседы использовались:

- сочетание открытых и закрытых вопросов;

- постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов:

- подчеркнуто заинтересованный характер ведения беседы со стороны ведущего, что позволило получить развернутые ответы на поставленные вопросы.

Гипотеза исследования в целом подтверждается: в процессе обучения мотивационные факторы изменяются, - хотя на основе беседы с одним студентом вряд ли можно делать обобщающие выводы. Необходимо проведение более массового исследования.

Расхождение вербального и невербального уровней беседы не наблюдалось. Собеседник вел себя адекватно поставленным вопросам.

К специфическим особенностям поведения респондента можно отнести спокойствие, заинтересованность, паузы перед тем, как ответить на поставленный вопрос.

К неспецифическим особенностям можно отнести излишнюю эмоциональность, повышенное жестикулирование при ответе на 6 и 7 вопросы.

Необходимо отметить, что возрастает роль таких факторов, как:

- соответствие преподавания профессиональной направленности;

- межличностные отношения с преподавателями.

При этом в процессе учебной деятельности снижается роль таких факторов, как:

- учебный процесс;

- администрирование;

- контроль.

Содержание ответов, полученных в ходе беседы позволяет говорить о повышении самостоятельности в ходе обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...