Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему Вы выбрали данный факультет?




Определение проблемы, темы и цели беседы

Проблема исследования: мотивация учебной деятельности.

Обоснование проблемы: Система образования, в том числе высшее гуманитарное, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке специалистов с высшим образованием.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Как показывают результаты социологических исследований, интерес к учению у студентов ВУЗов из года в год падает. Только 58,4 % студентов имеют достаточно развитый интерес к учебе. Причем налицо ярко выраженная тенденция снижения этого показателя от 63,3 % на первом курсе до 48,1 % на третьем курсе. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения.

Поэтому в процессе беседы исследуется, какие же на данный момент мотивы у студента в процессе учения и факторы их определяющие.

Форма исследования: Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса. 

Предмет исследования:факторы и мотивы учебной деятельности студентов. 

Цель исследования:

1) выявление факторов, влияющих на особенности мотивации студента;

2) ранжирование мотивов учебной деятельности.

Задачи исследования:

На основе анализа данных индивидуальной беседы выявить основные мотивы учебной деятельности студента.

Гипотезы исследования:

Мотивация учебной деятельности изменяется в процессе обучения и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов.

Выбор респондента (интервьюируемого). Обоснование выбора интервьюируемого

В качестве респондента выбран студент III курса экономического факультета Сыроватов Алексей.

Обоснование выбора: я его хорошо знаю, поэтому излишнего волнения в процессе ведения беседы он испытывать не будет. Я его знаю, как хорошо учащегося студента, спокойного уравновешенного, склонного к философствованию, поэтому надеюсь на достаточно развернутые ответы на поставленные вопросы.

Выбор типа беседы: Индивидуальная беседа – метод получения информации об индивидуально-психологических качествах студента на основе прямого словесного контакта с ним. Она является более "психологичной" формой опроса. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. в нашем случае выбрана диагностическая беседа. В процессе диагностической беседы можно оценить потребности, мотивы, интересы, черты характера, познавательные процессы студента. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого может строиться индивидуальная работа со студентом.

Формулирование вопросов, их обоснование

Предполагаемые вопросы:При проведении индивидуальной беседы целесообразно сочетание закрытых вопросов (они задают направление беседы) и открытых вопросов (позволяют уточнить отношение студента к проблеме).

Список вопросов следующий:

1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет:

2. Почему Вы выбрали данный факультет

1. По призванию

2. По совету (настоянию) родителей

3. Друг пошел

4. Меньше проходной балл

5. Обучение дешевле

6. Потому что все равно

7. Престиж

8. Как гарантия будущего высокого материального положения

9. другое ____________________________________

3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни

1. Учеба

2. Отношения с друзьями

3. Отношения с любимым человеком

4. Работа

5. Развлечения

6. Хобби

7. Семья

8. Другое ___________________

4. Нравиться ли Вам учиться?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Получение знаний

2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях

3. Процесс общения с сокурсниками

4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)

5. Другое ______________________

6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Не получаю необходимых знаний

2. Преподают ненужные для будущей специальности предметы

3. Большая загруженность, мало свободного времени

4. Отношения с преподавателями

5. Отношения со студентами

6. Плохо организована внеучебная деятельность студентов

7. Недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии

8. Другое ____________________________________

7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) достижения знаний и профессионализма,

2) признание,

3) сама учебная деятельность,

4) ответственность,

5) повышение социального статуса,

6) межличностные отношения со студентами,

7) межличностные отношения с преподавателями,

8) качество образования

9) другое _______________________________

8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно?

1) да, считаю

2) нет, не считаю

3) затрудняюсь ответить

4) другое___________________________

9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?

1) полностью соответствует

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не соответствует

5) затрудняюсь ответить

10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами

1) нет

2) да - в группе

3) да - на факультете

4) да - в университете

11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) активность

3) целеустремленность

4) взаимопомощь

5) доверие

6) недоброжелательность

7) разобщенность

8) безразличие

9) другое _________________________________

12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?

1) полностью зависит

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не зависит

5) затрудняюсь ответить

13. Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) профессионализм

3) знание своего предмета

4) лояльность

5) требовательность

6) уважительное отношение к студентам

7) внешний вид

8) не отказывают в помощи

9) другое _________________________________

14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности

1) нет

2) скорее, нет

3) скорее, да

4) да

5) затрудняюсь ответить.

В данном случае ответ на позицию «другое» предполагает развернутый ответ студента на поставленный вопрос.

 

Протокол беседы

Беседа проведена 11 сентября 2012 года.

Собеседник: Сыроватов Алексей Петрович.

Беседа проведена в аудитории после занятий.

Перед беседой получено предварительное согласие собеседника на ее проведение. Время проведения беседы 20 минут.

 

Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь.

 1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет:

Экономический

Почему Вы выбрали данный факультет?

Экономический факультет – универсальный, знания, полученные на нем пригодятся во всех сферах жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...