Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над практической частью




Курсовая работа по дисциплине

Академическая живопись

Методическое пособие

 

 

Калуга, 2012

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры дизайна, протокол….. от…..

Для студентов факультета дизайна КФ МГЭИ, обучающихся по специальности 052400 Дизайн (дизайн среды), а также по направлению подготовки 072500.62 Дизайн (профиль Дизайн среды), квалификация (степень) «бакалавр».

 

 

Львова И.А.

Курсовая работа по дисциплине Академическая живопись. Методическое пособие. Издание второе, переработанное.

 

 

Калуга: КФ МГЭИ. - 2012.

Содержание

стр.

Предисловие.

Этапы подготовки и выполнения курсовой работы.

Выбор темы.

Сбор материала.

Работа над практической частью.

Работа над пояснительной запиской.

Требования к уровню курсовой работы (критерии оценки).

Рекомендуемая литература.



Предисловие

    Главной задачей данных методических рекомендаций является оказание помощи студентам по определению содержания, формы и этапов выполнения курсовой работы по Академической живописи.

Выполнение курсовых работ студентами, обучающимся по специальности 052400 «Дизайн» (дизайн среды), а также по направлению подготовки 072500.62 Дизайн (профиль Дизайн среды), квалификация (степень) «бакалавр», предусмотрено Государственным образовательным стандартом и ФГОС третьего поколения.

Курсовая работа выполняется с целью применения студентами знаний и навыков, полученных в процессе обучения по программе дисциплины «Академическая живопись», и проявления ими своих творческих способностей. Работа имеет целью развитие и повышение уровня живописной подготовки студентов в соответствии с профессиональным уровнем дизайнера среды.

Курсовая работа по Академической живописи должна иметь выраженную практическую направленность и выполняться на основе использования межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Академический рисунок», «Композиция», «История культуры и искусства», «Цветоведение и колористика», «Основы композиции (пропедевтика)», «Проектирование в дизайне среды», «Спецрисунок», «История дизайна, науки и техники», и др., которые составляют основу профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Выявление, понимание и осознание внутренних взаимосвязей указанных дисциплин должны помочь студентам закрепить их знания и навыки, а также осваивать компетенции для дальнейшего понимания задач выбранной профессии.

Курсовая работа по Академической живописи состоит из двух частей: практической и теоретической.

Практическая часть – это творческая художественная живописная работа (картина), выполненная в произвольной технике (акварель, гуашь, масло) и выбранном жанре (натюрморт, пейзаж, портрет, декоративная композиция или др.). Она тематически или сюжетно должна быть «привязана» к какому-либо конкретному интерьерному проекту, выполненному студентом ранее, либо к конкретному художественному стилю. Живописная работа выполняется в формате А2, но в произвольных пропорциях по ширине и высоте (вытянутый прямоугольник, квадрат и т.д.). Картина должна быть оформлена в соответствии с требованиями, принятыми для оформления различных живописных работ (багет – для масла на холсте, паспарту и рама со стеклом – для акварели и гуаши на картоне или бумаге). В практическую часть курсовой работы должен быть включен также дополнительный изобразительный материал, отражающий художественные и композиционные поиски и замыслы студентов и позволяющий судить о глубине и тщательности проработки студентом выбранной темы. Этот материал представляется комиссии при защите курсовой работы в виде предварительных и рабочих авторских эскизов в количестве не менее двадцати.

Теоретическая часть выполняется в виде пояснительной записки объёмом не менее 30 листов, в которой студент должен раскрыть творческий замысел, объясняющий выбор темы (см. далее п. 5 - «Работа над пояснительной запиской»). Кроме того, записка должна содержать не только пояснения к практической части, но и элементы исследования, относящиеся к выбранному стилю или проекту. Общие требования по оформлению теоретической части курсовой работы подробно рассмотрены в «Методических указаниях по подготовке, написанию и защите курсовых работ» (Калуга, КФ МГЭИ, 2002).

В процессе подготовки и выполнения курсовой работы студенты должны стремиться овладеть навыками самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимого теоретического и художественного материала, соответствующего теме. Работа с литературой по живописи, рисунку и композиции, по истории и теории искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна, должна способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов, расширению кругозора, приобретению опыта определения взаимосвязей в искусстве, осознанию роли и места дизайнера в современном обществе, а также роли живописи в развитии предметно-пространственной среды. Выполнение курсовой работы по Академической живописи не только выявляет художественно-изобразительные навыки студентов, но и предваряет качество выполнения дипломного проекта при наличии профессионально разработанной практической части и грамотно изложенной теоретической части.

 

Этапы подготовки и выполнения курсовой работы

Примерный календарный график работы над курсовой работой студентов

№ п/п Выполняемая работа Срок
1. Выдача кафедрой списка тем январь
2. Выбор темы курсовой работы и закрепление выбранной темы (согласовать с научным руководителем)

начало февраля

3. Закрепление выбранных тем курсовых работ распоряжением по факультету.
4. Самостоятельная работа над курсовой работой под руководством научного руководителя. февраль-апрель
5. Подбор специальной литературы, документов. Сбор, обобщение и анализ материалов. февраля – апрель
6. Выполнение эскизов (не менее 20 шт.) март
7. Выполнение работы и написание пояснительной записки (см. методичку). апрель
8. Предварительная защита курсовых работ. апреля
9. Решение заведующего кафедры о допуске курсовой работы к защите. начало мая
10. Защита курсовых работ. 12-16 мая

Примечание: подробнее ход курсовой работы и требования к оформлению курсовой работы отражены в методических указаниях по подготовке, написанию и защите курсовых работ для студентов КФ МГЭИ и в методичке по написанию курсовой работы по дисциплине «История дизайна, науки и техники», которые можно получить в деканате факультета дизайна и в библиотеке КФ МГЭИ.

 

Выбор темы

    Тема определяет общее направление курсовой работы, объект работы и предмет работы. Объект – это общее понятие темы. Например, в теме «Натюрморт в импрессионистском стиле» общее направление – это импрессионизм как художественный стиль живописи второй половины 19 века с присущими ему характерными изобразительными приёмами. Объект работы – натюрморт как главное композиционное и смысловое наполнение работы. Предметом данной темы будет применение изобразительных приёмов импрессионизма в современной живописной работе. При выборе темы студенту необходимо определить направление предметного содержания, исходя из собственных представлений, составленных в процессе предварительного сбора материала.

На этапе выбора темы студент должен совместно с руководителем проанализировать:

- степень актуальности темы, её значимость в современном пространственно-средовом окружении человека;

- уровень необходимых знаний в отношении объекта темы;

- связи темы с общеобразовательными и профессиональными дисциплинами, выявляющие степень соприкосновения темы с интерьерным и средовым дизайном;

- наличие необходимой литературы по данной теме и ее доступность;

- уровень требуемой живописной техники и творческие предпочтения с точки зрения соответствия их выбранной теме;

- возможности реализации творческого замысла курсовой работы в указанные сроки;

- выявить примерную структуру пояснительной записки;

- выяснить возможности «привязки» темы к проекту или стилю;

- определиться с жанром и техникой живописи;

- выявить возможность проведения теоретических исследований, которые могут обогатить и разнообразить пояснительную записку.

Пример 1.

Студент выбирает тему, ориентируясь на советский авангард 20-х годов 20 века. Студент хорошо знаком с объектом темы по изучению дисциплин «История культуры и искусства», «История дизайна, науки и техники», «Типология форм архитектурной среды» и др., знает творчество художников того времени, живописные и стилистические приёмы в их работах, осознаёт композиционные особенности, присущие советскому авангарду. Студент знает также, что такая живопись хорошо будет сочетаться с интерьером в стилистике модернизма, минимализма, поп-арта или хай-тека – если выбирается более абстрактное живописное направление. Интерьерный проект с использованием одного из этих стилистических направлений студент выполнял ранее, то есть он представляет, как «вписывать» свою картину в данный проект. Творческие предпочтения студента распространяются на авангардную живопись, а уровень его навыков позволяют попытаться применить их именно в данной стилистике. Изучив дополнительный теоретический материал, студент может выбрать технику (гуаши, например) и начать эскизную работу. В пояснительной записке, кроме обоснования темы и описания практической работы, должно быть проведено небольшое исследование творческих приёмов, например, Н. Гончаровой, А. Лентулова, В. Кандинского, возможно также проведения сравнительного анализа их живописи.

Пример 2.

Студент на занятиях живописью успешно работает в жанре портрета. Стилистически его привлекает эпоха модерна за её изысканность и декоративность. И, хотя у студента нет пока проектов, ориентированных на модерн, он считает возможным выбрать тему «Портрет девушки в интерьере», предполагая использовать творческие приёмы, композиционные формы, колорит и орнаментику живописи художников того времени. Предварительное эскизирование в этом случае должно иметь элементы копирования, чтобы глубже прочувствовать материал. В пояснительной записке также можно провести анализ творчества какого-либо художника модерна или сравнить живопись М. Врубеля, к примеру, и В. Борисова-Мусатова. На яркую декоративность модерна хорошо ложится и тема (примерно) «Декоративно-орнаментальная композиция».

Пример 3.

Студент выполнял ранее интерьерный проект в стиле постмодернизма с использованием этнических мотивов, например, Японии. Изучение художественных произведений этой страны: гравюры, живописи на ткани и бумаге, лаковой живописи, – даст студенту богатый материал для анализа художественных приёмов и средств, который может послужить основой зарождения и развития творческого замысла. При этом художественная работа студента может иметь различную содержательную направленность: пейзаж, портрет, декоративная композиция.

 

Сбор материала

    Сбор материала к курсовой работе по живописи необходимо вести по нескольким направлениям, это:

- теоретический материал по технике и технологии живописи, композиции, колористике, цветовой и знаковой символике и др., направленный на изучение средств реализации практической работы;

- изобразительный материал, составляющий визуальный ряд данной темы и позволяющий осуществлять композиционные и сюжетные поиски;

- теоретический материал о творчестве художников выбранного направления или стиля, дающий возможность выполнить аналитическое исследование в пояснительной записке;

- теоретический материал, касающийся общих характеристик выбранного художественного стиля, причём не только с точки зрения живописи, но и в социальном, культурном, архитектурном, декоративном смыслах.

Литература по данным направлениям имеется как в библиотеке вуза, так и в библиотеках города – фундаментальные труды по истории культуры, искусства, архитектуры; монографии, учебники, справочные энциклопедии и словари; теоретические исследования узких направлений; альбомы репродукций, а также периодическая литература по дизайну и интерьеру. Можно использовать также большой арсенал Интернет-ресурсов, с обязательным указанием их в Списке источников (в Библиографии). В п.7 данного пособия указана литература, рекомендуемая для сбора материала, также студенты могут самостоятельно расширить этот список в соответствии с темой и творческим замыслом.

Работа над практической частью

После выбора и утверждения темы, определения аналогового визуального ряда, студент может приступить к эскизированию. Вначале оно может иметь элементы копирования с целью углубленного постижения творческих приёмов художников, работавших в определённом стиле. Но главной целью курсовой работы является написание собственного авторского живописного произведения, не имеющего в содержательной основе (композиции и сюжете) заимствований и копирования. Исходя из этого, дальнейшее эскизирование должно быть посвящено самостоятельным композиционно-сюжетным и колористическим поискам, которые приведут к определению размеров и пропорций картины, её композиционному построению, тоновой разработке, нахождению колористического решения и т.д.

Определив в первом приближении решение замысла картины, студент может начинать работу над ней. На этой стадии практической работы студент должен определить трудоемкость по времени выполнения работы в зависимости от выбранной живописной основы и техники, чтобы живопись успела до предоставления её на кафедру приобрести законченный вид, и её можно было бы оформить соответствующим образом. Особенно это требование касается масляной живописи.

Этап написания творческого живописного полотна требует трудолюбия, активной созидательной позиции, самодисциплины, тщательности, строгого расчёта времени. Технология живописи, приёмы, средства выразительности, актуализации и визуализации разрабатываются и применяются автором согласно творческой идее и рекомендациям руководителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...