Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кодекс корпоративного поведения




 

Единство корпоративной политики определяет перспективы дальнейшего совершенствования корпоративного законодательства, в первую очередь за счет участия в его разработке самих субъектов, на регулирование которых оно направлено. И здесь определяющим фактором является учет их интересов, достижение компромисса, выработка стандартов, правил корпоративной деятельности, их унификация.

Российское законодательство пока не достигло такой степени развития, чтобы можно было провести сложную межинституциональную кодификацию, учитывающую потребности современных корпоративных образований. Однако попытка подвести итог практики деятельности корпораций предпринята в Кодексе корпоративного поведения.

Российский Кодекс корпоративного поведения был подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения". Такие действия, безусловно, являются прогрессивными, но недостаточными, неясным является статус и природа данного документа.

Кодекс корпоративного поведения не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер, фактически выполняет функцию модельного правового акта, хотя обладает чертами подзаконного нормативного акта.

Кодекс корпоративного поведения - своеобразный свод морально-этических правил, связанных с управлением в акционерных обществах. Кодекс базируется на принципах корпоративного управления, разработанных Организацией международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и имеет свое значение не только для акционерных обществ, но и для всех корпораций. Его нормы носят рекомендательный характер.

Корпоративные (локальные) нормативные акты об обязанностях управляющих акционерным обществом, в том числе кодексы корпоративного поведения, создают дополнительные гарантии обеспечения прав акционеров и соответствуют международным стандартам корпоративного управления, включая принципы ОЭСР.

Кодекс корпоративного поведения представляет собой часть международной системы стандартов корпоративного управления. Поэтому основной главой Кодекса является глава о принципах корпоративного поведения. Они сформулированы на основе принципов корпоративного управления ОЭСР, международной практики, требований российского законодательства. Кодекс, учитывающий передовой зарубежный опыт, дал основу для системного анализа практики корпоративного управления, для формирования этических стандартов в сфере корпоративного управления, хотя Кодекс носит характер рекомендательного документа, но политика государственных органов направлена на внедрение его рекомендаций в практику российских компаний. Те компании, которые следуют положениям Кодекса, не лишены возможности детализировать их в собственных кодексах корпоративного поведения с учетом особенностей своей корпорации. Кодекс создает предпосылки для подобной свободы усмотрения, так как включает в себя большое количество оценочных норм, а также требования о постоянном совершенствовании стандартов корпоративного поведения.

Кодекс содержит рекомендации относительно наилучшей практики корпоративного поведения и должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими обществами, а также в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех акционеров независимо от размера пакета акций, которым они владеют.

Основные положения Кодекса регулируют статус общего собрания, совета директоров, исполнительных органов, корпоративного секретаря общества, определяют существенные корпоративные действия, условия раскрытия корпоративной информации, правила контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, выплаты дивидендов, разрешения корпоративных конфликтов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие и дайте характеристику источникам корпоративного права.

2. Назовите основные виды источников.

3. Какова роль корпоративного акта в системе источников корпоративного права?

4. Дайте общую характеристику Кодексу корпоративного поведения.

5. Опишите порядок его применения корпорациями.

 



Субъекты корпоративного права. Динамика корпораций

 

Понятие корпорации

 

В настоящее время наукой не только выработано понятие "корпорация", хотя, по мнению некоторых авторов требующего самостоятельного юридического (легального) определения, но все-таки формально определяющего критерии (признаки) отнесения того или иного юридического лица к "организациям корпоративного типа".

В литературе понятие корпорации не связывается ни с видом юридического лица, ни с правом издавать корпоративные акты. Оно связано с тем, каким правом (публичным или частным) регулируется деятельность юридического лица.

Кроме того, в качестве признака отнесения того или иного юридического лица к корпорации выступает наличие в организации корпоративных отношений, которые имеют различную правовую природу.

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

В свою очередь, под корпорацией принято понимать союз лиц, объединенных на основе профессиональных или сословных интересов. Поэтому в широком смысле под корпорацией понимают практически любые сообщества и структуры, начиная от общества и государства и заканчивая коллективом студентов одной группы или участников какого-либо кружка.

Понятие корпорации в зависимости от представления ее в существующих правовых системах (континентальном и англосаксонском праве) приобретает различный смысл.

Понятие корпорации в России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве; согласно другой - лишь хозяйственные общества и товарищества; согласно третьей - только акционерные общества; согласно четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц.

В англосаксонской системе права современная корпорация - это деловая организация, рассматриваемая как независимое образование, - искусственное лицо, отличающееся от его владельцев в глазах закона. Собственность представлена долями в капитале.

Поэтому категория корпорации имеет различное содержание в национальных правовых системах либо не используется вовсе при определении форм юридических лиц. Отношения, содержанием которых являются права участников организации, могут возникать не только в организациях, называющихся корпорациями. В тех юридических лицах, которые носят название корпораций, корпоративные отношения возникают не всегда.

С позиции российского законодательства, имеющего континентальные корни, корпорация - это организация, построенная на началах членства (участия), участники которой имеют определенные права в отношении ее имущества.

Гражданский кодекс (п. 2 ст. 48) к корпорациям относит юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные, но не вещные права. При этом широкое понимание корпораций предлагает включать в них не только коммерческие (хозяйственные товарищества и общества), но и некоммерческие организации, основанные на членстве.

В узком смысле корпорация - хозяйственное общество, являющееся объединением лиц и капиталов для предпринимательских целей, участники которого организованы на принципах членства и несут ограниченную ответственность своим имуществом по обязательствам всего объединения.

Корпорации - это объединения лиц и капиталов со сложной, прежде всего организационной структурой. В настоящее время правовые конструкции юридических лиц, которые могут быть признаны корпорациями, ушли далеко вперед от первоначальных правовых форм организации предпринимательской деятельности. Структура органов корпорации, их правовой статус, взаимодействие внутри корпорации, а также во внешних отношениях заставляют учитывать эти особенности.

Отграничительным признаком от корпораций обладает государственная корпорация как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица. В соответствии с законом о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Предлагаемые современной правовой доктриной признаки корпорации во многом определяют организационный подход в построении юридической конструкции корпоративной организации.

Юридическое лицо, претендуя на статус корпорации, образует в своем составе ее участников (членов), что, в свою очередь, и определяет корпорацию как коллективное образование.

Вместе с тем, юридическое лицо как "коллективное образование" представляет собой не только (и даже в некоторых случаях не столько) объединение лиц, сколько концентрацию капиталов. Поэтому отдельной особенностью в формировании корпорации выступает также и имущественный аспект. Организация, признаваемая в качестве отдельного (самостоятельного) субъекта права и экономических отношений, характеризуется наличием обособленного от участников (т.е. собственного) имущества. При этом формулируемый принцип наглядно показывает необходимость "отделения собственности от управления", что достигается через "сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

Особая роль в стремлении государства развить корпоративные начала в публичной сфере связывается со статусом учреждений как организаций, по преимуществу содержащих целевую "нагрузку" своей деятельности, определение которой построено на государственных установках, имеющих унитарный характер.

Поэтому в ряду существенных критериев отграничения корпораций, в том числе от учреждений, обращается внимание на "противопоставление ее коллективных начал принципам унитаризма в парной противоположности".

Между тем общие цели создания юридического лица, характерные также и для корпорации, могут быть определены как централизация и обособление имущества для участия в гражданском обороте; уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам; обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

Исходя из законодательного подхода в закреплении основных признаков корпораций в отношении учреждений, следует признать в качестве целей деятельности учреждений социально полезную деятельность в отношении неопределенного круга лиц, которые не могут являться членами учреждения, поскольку, как метко в свое время отмечал Г.Ф. Шершеневич: "Учреждение служит интересам многих лиц, но эти лица не члены его и не субъекты прав, составляющих имущество учреждения". В свою очередь, участники корпоративного образования четко определены, как и их интересы.

Однако, несмотря на такое доктринальное представление о корпорациях как юридических лицах с заранее определенными признаками, особая роль в решении вопроса о признании организации корпоративным объединением должна отводиться общему смыслу и направлению деятельности отдельных юридических лиц, но в сочетании с сопутствующими признаками, характерными для подобных форм.

При этом закрепление подобных признаков целесообразно связывать с деятельностью юридического лица в связи с чем интересными являются последние тенденции в законодательстве, регулирующем деятельность учреждений. Причем "деформация" общественных отношений в социальной сфере, направленная на совершенствование государственных функций, повлекла необходимость создание новых институциональных инструментов публичных услуг - автономных учреждений, организация деятельности которых построена на децентрализации управления и принципах имущественной автономии.

Количественный критерий участников, как и имущественная обособленность, не является определяющим в отношении характеристики юридических лиц социальной сферы как корпораций. При этом стремление "размыть" унитарный характер государственных организаций четко прослеживается в современном законодательстве о юридических лицах.

Итак корпорация - это организация, которая признана юридическим лицом, в которой собственность отделена от управления и которая основана на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально полезной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...