Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники корпоративного права




 

Понятие источника корпоративного права

 

Источники права - это итоговый результат правотворческой деятельности, который объективируется в самых различных формах, в том числе в нормативных правовых актах, нормативных договорах, судебных прецедентах, правовых обычаях, религиозных текстах, а в некоторых случаях - в правовых доктринах.

Под источником права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источники права - формы объективирования юридических норм, служащие признаками их обязательности в данном обществе и в данное время, а также средства познания права.

В самом общем понимании источниками права являются такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность.

С позиции классовых подходов под источником права понимали "тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила".

Российское корпоративное право может пониматься как "специальное частное гражданское право", основным источником которого является Гражданский кодекс РФ.

 

Основные виды источников корпоративного права

 

Значительный интерес к корпоративному регулированию в последнее время проявляется как в расширении его границ, так и в углублении содержания, а также совершенствовании его организационно-правовых форм.

К основным источникам корпоративного права можно отнести следующие:

1. Корпоративный обычай - отражает правило, итог постоянного и единообразного применения правил (например, завершать работу в определенное время, ставить в известность руководство о фактах, нарушающих привычный распорядок жизни организации).

2. Корпоративные деловые обыкновения - заведенный порядок дел, сформировавшаяся практика (например, обход (осмотр) руководителем свого предприятия).

3. Корпоративные прецеденты - корпоративные решения, используемые в качестве образца для разрешения в корпорации аналогичных дел (например, вручение именинникам ценных подарков).

4. Корпоративный договор - нормативный договор, который содержит нормы корпоративного права, определяет универсализацию прав и обязанностей сторон корпоративных отношений, придает им длительный, стабильный характер (например, устав или учредительный договор юридического лица). Этим он отличается от гражданско-правовых договоров - обязательств. В отличие же от публичных договоров нормативный договор заключается между равноправными субъектами, а не между субъектами, связанными отношениями власти и подчинения.

5. Корпоративный (локальный) правовой акт - документ органа корпорации, содержащий корпоративные нормы. Корпоративный акт регулирует различные сферы деятельности общества: управление обществом, финансовые вопросы, ценные бумаги общества.

Локальное правотворчество предусмотрено на централизованном нормативном уровне. Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает две формы локального правотворчества: локальные нормативные акты и коллективные договоры (соглашения). Гражданское законодательство ограничивается упоминанием "внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества", не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. Поэтому учредительные документы также следует признать корпоративными актами, обладающими наивысшей юридической силой и социальной значимостью среди всех корпоративных актов.

В литературе отмечается проблема "всеобщего" законодательного регулирования, обращается внимание на тенденцию "заурегулированности", что, в конечном счете, с одной стороны, ведет к быстрому старению норм, а с другой - к стихийной регуляции в правовой сфере, когда существует множество урегулированных правом и неправовых фактических отношений. Это неформальные отношения, которые складываются между людьми в силу их социально-психологических ценностей, мотивов и целей деятельности.

Слабость эффективного управления и социального саморегулирования порождает проявления обычаев, привычек, ценностей, которым привержены люди, групповой морали.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...