Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Помещения без повышенной опасности.
В них отсутствуют условия, создающие повышенную или особую опасность. Вопрос 3.6.6. Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Цель защитного заземления – снизить до безопасной величины напряжение относительно земли на металлических частях оборудования, нормально не находящихся под напряжением. В результате замыкания на корпус заземленного оборудования снижается напряжение прикосновения и, как следствие, ток, проходящий через человека, при прикосновении к корпусам. Защитное заземление может быть эффективным только в том случае, если ток замыкания на землю не увеличивается с уменьшением сопротивления заземления растеканию тока в земле. Это возможно только в сетях с изолированной нейтралью, где при коротком замыкании ток IЗ почти не зависит от сопротивления RЗ, а определяется в основном сопротивлением изоляции проводов. Заземляющее устройство бывает выносным и контурным. Выносное заземляющее устройство применяют при малых токах замыкания на землю, а контурное – при больших. Согласно ПУЭ, заземление установок необходимо выполнять: ¨ при напряжении выше 50 В переменного тока, 120 В и выше постоянного тока – во всех электроустановках; ¨ при напряжении выше 25 В переменного тока и выше 60 В постоянного тока – в помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и в наружных установках; ¨ во взрывоопасных помещениях при всех напряжениях. Для заземляющих устройств, в первую очередь, должны быть использованы естественные заземлители: ¨ водопроводные трубы, проложенные в земле; ¨ металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие надежное соединение с землей; ¨ металлические оболочки кабелей (кроме алюминиевых); ¨ обсадные трубы артезианских скважин. Запрещается в качестве заземлителей использовать трубопроводы с горючими жидкостями и газами, трубы теплотрасс. Естественные заземлители должны иметь присоединение к магистрали заземления не менее чем в двух разных местах. В качестве искусственных заземлителей применяют: ¨ стальные трубы с толщиной стенок 3,5 мм, длиной 2-3 м; ¨ полосовую сталь толщиной не менее 4 мм; ¨ угловую сталь толщиной не менее 4 мм; ¨ прутковую оцинкованную сталь диаметром не менее 12 мм, длиной до 5 м и более. Все элементы заземляющего устройства соединяются между собой при помощи сварки, места сварки покрываются битумным лаком. Допускается присоединение заземляющих проводников к корпусам электрооборудования с помощью болтов. Зануление – преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Нулевой защитный проводник – проводник, соединяющий зануляемые части с нейтральной точкой обмотки источника тока или ее эквивалентом. Зануление применяется в сетях напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью (системы TN). В случае пробоя фазы на металлический корпус электрооборудования возникает однофазное короткое замыкание, что приводит к быстрому срабатыванию защиты и тем самым автоматическому отключению поврежденной установки от питающей сети. Такой защитой являются: плавкие предохранители или максимальные автоматы, установленные для защиты от токов коротких замыканий; автоматы с комбинированными расцепителями. Защитное отключение – это система защиты, автоматически отключающая электроустановку при возникновении опасности поражения человека электрическим током (при замыкании на землю, снижении сопротивления изоляции, неисправности заземления или зануления). Защитное отключение применяется тогда, когда трудно выполнить заземление или зануление, а также в дополнение к нему в некоторых случаях. В зависимости от того, что является входной величиной, на изменение которой реагирует защитное отключение, выделяют схемы защитного отключения: на напряжение корпуса относительно земли; на ток замыкания на землю; на напряжение или ток нулевой последовательности; на напряжение фазы относительно земли; на постоянный и переменный оперативные токи; комбинированные. Устройства, реагирующие на напряжение нулевой последовательности, применяются в трехпроводных сетях напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью и малой протяженностью. Устройства защитного отключения, реагирующие на ток замыкания, применяются для установок, корпуса которых изолированы от земли (ручной электроинструмент, передвижные установки и т.д.). Устройство, реагирующее на ток нулевой последовательности, применяется в сетях с заземленной и изолированной нейтралью. Вопрос 3.6.7. Все работы, проводимые в действующих электроустановках, в отношении мер безопасности, согласно ПОТ РМ 016-2001/РД 153-34.0-03.150-00 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», делятся на следующие категории: 1) работы, выполняемые со снятием напряжения; 2) работы, выполняемые под напряжением на токоведущих частях или вблизи них. К работам под напряжением на токоведущих частях относятся работы, выполняемые непосредственно на этих частях с применением средств защиты. К обслуживанию действующих электроустановок допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие медицинский осмотр при приеме на работу. Повторные медицинские осмотры персонала проводятся не реже 1 раза в 2 года. Обслуживающий электротехнический персонал должен знать действующие Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, другие правила охраны труда при эксплуатации электроустановок, а также приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой помощи. Ежегодно электротехнический персонал проходит проверку знаний правил безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. При положительном результате проверки знаний работникам электрохозяйств выдается удостоверение на право работы в электроустановках с присвоением квалификационной группы по безопасности II-V. Организация эксплуатации электроустановок предусматривает ведение необходимой технической документации. В документацию входят: ¨ эксплуатационный или оперативный журнал, в котором отмечаются прием и сдача смены, распоряжения начальника цеха об изменении режимов работы и т.д.; ¨ журнал для записи обнаруженных неисправностей, требующих устранения; ¨ журнал или ведомость показаний контрольно-измерительных приборов, а также журнал контроля за наличием, состоянием и учетом защитных средств; ¨ журнал производства работ и бланки нарядов на производство ремонтных и наладочных работ в электроустановках напряжением выше 1000 В. Прием и сдачу дежурным электротехническим персоналом, обход и осмотр электрооборудования следует производить согласно требованиям ПОТ РМ 016-2001. Дежурный электромонтер несет ответственность за правильное обслуживание, безаварийную работу и безопасную эксплуатацию электроустановок. В целом по предприятию ответственность несут ответственные за электрохозяйство, а на отдельных участках – старшие электрики, мастера. Все работы производят при обязательном соблюдении следующих условий: ¨ на работу должно быть выдано разрешение уполномоченным на это лицом (наряд-допуск, распоряжение или перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации); ¨ работу должны производить, как правило, не меньше, чем два лица; ¨ должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность персонала. Организационные мероприятия. Организационными мероприятиями, обеспечивающими производство работ в электроустановках, являются оформление работы нарядом-допуском или распоряжением; оформление допуска к работе; надзор во время работы; оформление перерывов в работе и переходов на другое место работы; оформление окончания работ. Наряд-допуск есть письменное распоряжение на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ, выдающих наряд или распоряжение; ответственного руководителя работ; лицо оперативного персонала, допускающее к работе; производителя работ или наблюдающего; рабочих, входящих в состав бригады. Технические мероприятия, выполняемые при проведении работ со снятием напряжения. К техническим мероприятиям относятся: отключение ремонтируемого электрооборудования и принятие мер против ошибочного его включения или самовключения; вывешивание на рукоятках выключателей запрещающих плакатов «Не включать – работают люди», «Не включать – работа на линии» и т.п.; проверка отсутствия напряжения на отключенной электроустановке и присоединения переносного заземления; ограждение рабочего места и вывешивание плакатов «Работать здесь», «Стой – высокое напряжение».
Вопрос 3.6.8. Обучению и проверке знаний правил по электробезопасности подлежит: 1) электротехнический персонал; 2) электротехнологический персонал; 3) неэлектротехнический персонал. К электротехническому персоналу относятся: главный энергетик, ответственные за электрохозяйство из числа инженерно - технических работников, лица, замещающие их на период отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т.п.), и лица: - организующие оперативные переключения, ремонтные, монтажные и наладочные работы в электроустановках и принимающий в этих работах непосредственное участие; - осуществляющие оперативное управление электрохозяйством образовательного учреждения (структурного подразделения) и оперативное обслуживание электроустановок (техническое обслуживание, подготовка рабочего места, допуск к работе и надзор за работающими); - выполняющие все виды работ по ремонту, реконструкции и монтажу электрооборудования; - осуществляющие испытание, измерение, наладку и регулировку электроаппаратуры. К электротехнологическому персоналу относятся: научные и инженерно - технические работники, преподаватели электротехники, физики и др., мастера производственного обучения, лаборанты и лица, обслуживающие установки электротехнологических процессов (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), сложное энергонасыщенное оборудование, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов и элементов электроснабжения (ремонт, обслуживание и регулировка электрооборудования производственных мастерских, учебных кабинетов и лабораторий), выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. К неэлектротехническому персоналу относятся работники, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Обслуживающие действующие стенды, передвижные машины и механизмы с электроприводом; использующие в работе электроинструмент, выполняющие работы по уборке помещений с повышенной опасностью и др. Для организации эксплуатации электроустановок в соответствии с требованиями правил по электробезопасности и другой нормативно - технической документации руководитель образовательного учреждения утверждает: 1) Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходимо иметь квалификационную группу по электробезопасности. 2) Перечень должностей и профессий для неэлектротехнического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь I и II квалификационную группу по электробезопасности. Все вышеуказанные перечни разрабатывает ответственный за электрохозяйство образовательного учреждения с учетом требований Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Для поддержания в работоспособном состоянии электрического и электротехнологического оборудования и сетей, обеспечения их безопасной эксплуатации руководитель образовательного учреждения назначает ответственного за электрохозяйство, а также лицо, его замещающее, на период длительного отсутствия. Руководитель образовательного учреждения при необходимости и на основании представления ответственного за электрохозяйство образовательного учреждения назначает ответственных за электрохозяйство в структурных подразделениях. Назначение ответственных за электрохозяйство оформляется приказом. Обязанности и права указанных лиц должны быть отражены в должностных инструкциях. При невозможности назначить штатного работника ответственным за электрохозяйство образовательного учреждения или возложить ответственность за электрохозяйство на работника по совместительству на руководителя (его заместителя) образовательного учреждения, по согласованию с органами государственного энергетического надзора, возлагается ответственность: ¨ за безопасную эксплуатацию электроустановок, состоящих из осветительной сети и электрических машин напряжением до 400 В включительно. В этом случае руководителю (его заместителю) не требуется иметь квалификационную группу по электробезопасности. ¨ за безопасную эксплуатацию электроустановок напряжением до 1000 В, используемых для производственных нужд (работа электродвигателей и других электроприемников производственного (технологического) назначения; работа электрокотлов, электробойлеров, электронагревателей и других нагревательных приборов, предназначенных для производственных целей, а также для отопления и горячего водоснабжения производственных и учебных помещений; сети освещения помещений, территорий и т.п.) В этом случае руководитель (его заместитель) должен пройти обучение, проверку знаний и получить III квалификационную группу по электробезопасности. Руководитель образовательного учреждения должен своевременно направлять электротехнический и электротехнологический персонал, обслуживающий действующие электроустановки, в учреждения здравоохранения для прохождения периодических и внеочередных медицинских осмотров. Проверка знаний правил по электробезопасности, должностных и производственных инструкций работников образовательного учреждения проводится: ¨ первичная - перед допуском работника к самостоятельной работе; ¨ периодическая; ¨ внеочередная - при нарушении работниками правил по электробезопасности и инструкций, по требованию ответственного за электрохозяйство образовательного учреждения или органов государственного энергетического надзора. Электротехнический персонал обязан проходить производственное обучение на рабочем месте: ¨ перед допуском к самостоятельной работе в электроустановках; ¨ при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электроустановок; ¨ при перерыве свыше одного года на работах и должностях, относящихся к электротехническому персоналу. Программу производственного обучения составляет ответственный за электрохозяйство структурного подразделения, утверждает - ответственный за электрохозяйство образовательного учреждения. Периодическая проверка знаний правил по электробезопасности, должностных и производственных инструкций электротехническим и электротехнологическим персоналом организуется в установленные сроки, но не реже чем: 1) один раз в год - для электротехнического персонала, непосредственно обслуживающего действующие электроустановки или выполняющего наладочные, электромонтажные, ремонтные или профилактические испытания, а также для персонала, оформляющего распоряжения и организующего эти работы; 2) один раз в три года - для руководителей и специалистов, не относящихся к персоналу, перечисленному в п.1, а также для инженера по охране труда, допущенного к инспектированию электроустановок образовательного учреждения. Время следующей проверки знаний работниками правил по электробезопасности устанавливается в соответствии с датой их последней проверки знаний. Для проверки знаний работниками правил по электробезопасности приказом по образовательному учреждению утверждается постоянно действующая квалификационная комиссия (или несколько комиссий) в составе не менее трех человек. В состав квалификационной комиссии (комиссий) включаются лица, прошедшие проверку знаний правил по электробезопасности и имеющие соответствующий документ (удостоверение). Один из членов комиссии должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у лиц, проходящих проверку знаний в этой комиссии. В работе квалификационной комиссии (комиссий), где проходит проверку знаний ответственный за электрохозяйство образовательного учреждения, как правило, должен принимать участие руководитель образовательного учреждения. Лекция 7 Тема 3.7. Вопрос 3.7.1. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О пожарной безопасности». Нормативными правовыми документами являются «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), Строительные нормы и правила (СНиП), Нормы пожарной безопасности (НПБ) и др. В Федеральном законе «О пожарной безопасности» применяются следующие понятия: ¨ пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; ¨ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара; ¨ требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; ¨ нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; ¨ противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающее предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; ¨ меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; ¨ пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; ¨ государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; ¨ ведомственный пожарный надзор – деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; ¨ подтверждение соответствия в области пожарной безопасности – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров; ¨ нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности; ¨ профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; ¨ первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения; ¨ пожарно-техническая продукция – специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров. Под системой пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности следующие: ¨ нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; ¨ создание пожарной охраны и организация её деятельности; ¨ разработка и осуществление мер пожарной безопасности; ¨ реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; ¨ проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; ¨ содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; ¨ научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; ¨ информационное обеспечение в области пожарной безопасности; ¨ осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; ¨ производство пожарно-технической продукции; ¨ выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; ¨ лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности и подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности; ¨ тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; ¨ учет пожаров и их последствий; ¨ установление особого противопожарного режима. Вопрос 3.7.2. Необходимым условием воспламенения горючего вещества (смеси) являются источники зажигания. Они подразделяются на открытый огонь, тепло нагревательных элементов и приборов, электрическую энергию, энергию механических искр, разрядов статического электричества и молнии, энергию процессов саморазогревания веществ и материалов (самовозгорание) и т.п. Выявлению имеющихся и потенциальных источников зажигания должно быть уделено особое внимание. Самовозгорание бывает тепловое, химическое и микробиологическое. Тепловое самовозгорание выражается в аккумуляции материалом тепла, в процессе которого происходит самовозгорание материалов. Температура самонагревания вещества является показателем пожароопасности. Для большинства горючих материалов этот показатель лежит в пределах от 80 до 150°С: бумага – 100°С; войлок строительный – 80°С; древесина сосновая – 80°С. Химическое самовозгорание проявляется сразу в пламенном горении. Для органических веществ этот вид самовозгорания происходит при контакте с кислотами. Неорганические вещества способны самовозгораться при контакте с водой (например, гидросульфат натрия). Микробиологическое самовозгорание связано с выделением тепловой энергии микроорганизмами в процессе жизнедеятельности в питательной для них среде (сено, торф, древесные опилки и т.п.). Вопрос 3.7.3. Самым опасным видимым фактором пожара является пламя с его высокой температурой и мощным тепловым излучением. Повышенная температура воздуха и предметов представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека в условиях пожара. Открытый огонь и искры также опасны для человека. Одним из опасных факторов пожара является пониженное содержание кислорода, т.к. процесс горения происходит при интенсивном поглощении кислорода. Поэтому в условиях пожара может наступить кислородное голодание. При содержании кислорода в воздухе 16-18% наблюдается учащенное сердцебиение, незначительное расстройство координации движений и несколько снижается способность мышления. При 9% содержания кислорода в зоне дыхания наступает потеря сознания, при 6% – смерть за минуты. Важно знать, что человек не ощущает кислородного голодания и не может принять мер. ПДУ содержания кислорода в условиях пожара – 17%. Опасным фактором пожара является оксид углерода (СО). В нормальных условиях СО представляет собой горючий газ без цвета и запаха. Под воздействием СО кровь теряет способность поглощать кислород. ПДУ содержания СО – 0,1%. При этом возникает головная боль, тошнота, общее недомогание. Вдыхание воздуха с 0,5%-ным содержанием оксида углерода в течение 20-30 мин приводит к смерти. При вдыхании воздуха с содержанием 1% СО приводит к смерти через 1-2 мин. Диоксид углерода СО2 (углекислый газ) появляется в результате полного термического разложения сгораемых материалов. Он не обладает ни цветом, ни запахом, но имеет кисловатый вкус. Вдыхание воздуха с содержанием до 6-8% СО2 приводит к учащенному и более глубокому дыханию, вызывает шум в ушах, головную боль, сердцебиение. Человек теряет сознание при вдыхании смеси из 21% кислорода и 10% СО2. ПД3 СО2 – 6%. Отравление СО2 может произойти при тушении пожара с помощью углекислотных огнетушителей (особенно при небольших размерах помещения), а также при входе в помещение после подачи туда СО2 автоматической установкой углекислотного пожаротушения. Чрезвычайно опасным фактором пожара является дым, т.к. в дыму человек теряет ориентацию, при этом увеличивается время его нахождения в экстремальных условиях, в том числе в условиях повышающегося содержания оксида и диоксида углерода, повышающейся температуры воздуха и теплового облучения. В составе дымовых газов в зависимости от рода сгораемых материалов могут быть пары серной, соляной, сернистой и других кислот, серного и сернистого ангидрида, фтористого водорода, кремния и др. При неполном сгорании тканей (особенно шерстяных), кожи, волос образуются резко пахнущие альдегиды и кетоны. При этом возможно образование цианистых соединений и серосодержащих газов. При неполном сгорании древесины образуется уголь (твердое вещество), метиловый спит, уксусная кислота, ацетон, деготь, оксид и диоксид углерода, метан и другие углеводороды (газы). Содержание паров синильной кислоты в количестве 0,01% является опасным для жизни, 0,027% – вызывает смерть. Опасными факторами пожара являются обрушивающиеся конструкции, оборудование, коммуникации, здания, сооружения и их разлетающиеся части. Опасный фактор пожара – возможность взрыва тех или иных горючих веществ и образование взрывной волны, вызывающей разрушение конструкций и поражение человека. Вопрос 3.7.4. Основной задачей пожарной профилактики является исключение возникновения пожара. Эта задача решается системой технических и организационных мер предотвращения пожара, включающая реализацию требований пожарной безопасности, разрабатываемых на предприятиях и организациях, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий и достигается предотвращением образования горючей среды (или внесения в нее) источников зажигания. Решение этой задачи зависит от ответственности и усилий администрации в сфере пожарной профилактики. Другая задача – минимизации последствий пожара - заключается в тушении пожара и обеспечении безопасности людей и материальных ценностей. Это решается системой противопожарной защиты, которая в общем случае реализуется комплексом технических, конструктивных и собственно противопожарных мероприятий. К их числу относятся: ¨ применение средств пожаротушения и соответствующей пожарной техники; ¨ применение установок автоматической пожарной сигнализации; ¨ применение основных строительных конструкций и материалов, в том числе используемых для облицовки конструкций, с нормированными показателями пожарной опасности; ¨ применение пропитки конструкций объектов антипиренами и нанесением на их поверхности огнезащитных красок (составов); ¨ устройства, обеспечивающие ограничение распространения пожара; ¨ применение систем противопожарной защиты. Для реализации указанных мероприятий необходимо знание и точное выполнение требований существующей нормативно-технической документации. Одной из важнейших мер пожарной профилактики является обучение, подготовка и инструктажи работников. Обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией образовательного учреждения. При этом «все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем» (п. 7 ППБ 01-03). Основные виды обучения – противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. Противопожарный инструктаж - доведение до работников образовательного учреждения основных требований пожарной безопасности, изучение пожарной опасности технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Проводится со всеми работниками образовательного учреждения по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем. При проведении инструктажей по пожарной безопасности следует учитывать специфику деятельности образовательного учреждения. Обучение работников мерам пожарной безопасности проводится по общим правилам проведения инструктажей, которые в зависимости от характера и времени подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Порядок проведения инструктажей подробно освещен в специальном разделе части 2 настоящего пособия. Ниже приводится примерный перечень основных вопросов по пожарной безопасности, которые в обязательном порядке должны доводиться до обучаемых. Перечень вопросов, включаемых в вводный инструктаж: ¨ правила и инструкции по пожарной безопасности, действующие на объекте, приказы, правила, инструкции, общие требования по соблюдению противопожарного режима; ответственность за нарушение правил пожарной безопасности; ¨ основные причины пожаров и взрывов; наличие взрывопожароопасных производств (участков, работ) и их общая характеристика; ¨ общие меры по обеспечению пожарной безопасности; порядок сжигания, применения открытого огня, проведения пожароопасных работ и их общая характеристика; ¨ организация деятельности и функции подразделений добровольной (ведомственной) пожарной охраны; действия работающих при возникновении пожара (порядок вызова пожарной охраны, эвакуация людей, материальных ценностей и т.п.); ¨ огнетушащие вещества, их свойства и область применения; первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Примерный перечень основных вопросов первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте: ¨ краткая характеристика пожарной опасности оборудования, веществ и материалов, обращающихся в производстве; возможные причины возникновения пожаров и меры по их предупреждению; ¨ правила (инструкции) пожарной безопасности, установленные для работников данного помещения, участка, сооружения; пути эвакуации и требования к их содержанию; виды и функции существующих систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения); ¨ обязанности при возникновении пожара; средства связи и их местонахождения; порядок вызова пожарной охраны, оповещения людей, проведения эвакуации; места расположения первичных средств пожаротушения, способы их применения. Повторный инструктаж проводят с периодичностью, установленной в данном учреждении (в отрасли) по программе первичного инструктажа в полном объеме. Внеплановый инструктаж проводят в случаях смены технологии, перехода на другое рабочее место, после каких-либо происшествий. Объем и содержание инструктажа определяют для каждой конкретной ситуации с учетом причин и обстоятельств его проведения. Целевой инструктаж проводят перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, перед работами, на которые оформляется наряд-допуск. С учетом конкретной ситуации в инструктаж включают необходимые вопросы, связанные с пожарной безопасностью. Обучение в объеме пожарно-технического минимума проводится с целью доведения до сведения руководителей и главных специалистов предприятий, лиц, ответственных за пожарную безопасность подразделений предприятий, а также занятых выполнением работ повышенной пожарной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда и проверки знаний или основных положений действующих нормативных технических документов в области пожарной безопасности. Работники, проходящие обучение в системе пожарно-технического минимума на предприятии могут быть освобождены от вводного и первичного противопожарных инструктажей. Педагоги, преподаватели образовательных учреждений, должностные лица организаций, осуществляющие в пределах своих полномочий обучение мерам пожарной безопасности, должны пройти соответствующее обучение в специализированных образовательных учреждениях в сфере пожарной безопасности. Учебные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. При подготовке учебных программ следует уделять особое внимание практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации и помощи пострадавшим. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору в пределах предоставленных им полномочий контролируют организацию обучения сотрудников, обучающихся, воспитанников мерам пожарной безопасности и осуществляют проверку деятельности образовательных учреждений. При проверке образовательных учреждений и высших учебных заведений государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют: ¨ наличие приказов о назначении ответственных за пожарную безопасность; ¨ прохождение ответственными за пожарную безопасность пожарно-технического минимума (наличие удостоверений установленного образца); ¨ наличие инструкций по обеспечению пожарной безопасности в кабинетах, классах, аудиториях и их соответствие требованиям пожарной безопасности; ¨ уровень противопожарных знаний персонала, обучающихся, воспитанников и степень их готовности к действиям при возникновении пожара; ¨ наличие в учебном плане общеобразовательных учебных учреждений предмета ОБЖ и тем по пожарной безопасности; ¨ соответствие записей в классных журналах требованиям учебной программы ОБЖ, касающихся вопросов пожарной безопасности; ¨ наличие в кабинетах ОБЖ, БЖД (высшие и средние учебные заведения) методических материалов и наглядных пособий на противопожарную тематику; ¨ проведение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях специальных мероприятий, направленных на популяризацию пожаробезопасного поведения (конкурсы, викторины, игры и т.д.). Вопрос 3.7.5. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», предприятия обязаны: ¨ соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ¨ разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; ¨ проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; ¨ включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; ¨ содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; ¨ оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; ¨ предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; ¨ обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; ¨ предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях; ¨ незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; ¨ содействовать деятельности добровольных пожарных. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: ¨ собственники имущества; ¨ руководители федеральных органов исполнительной власти; ¨ руководители органов местного самоуправления; ¨ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; ¨ лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; ¨ должностные лица в пределах их компетенции. Вопрос 3.7.6. Одной из составляющих средств пожарно-технической защиты является система оповещения людей о пожаре. Общий порядок проектирования систем оповещения о пожаре в зданиях и сооружениях устанавливают нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: ¨ подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; ¨ трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; ¨ трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; ¨ размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; ¨ включением эвакуационных знаков безопасности; ¨ включением эвакуационного освещения; ¨ дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками); В системах оповещения и управления эвакуацией должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны, системы должны включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Системы оповещения и управления эвакуацией должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Управление системами оповещения и управления эвакуацией должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Нормами предусмотрено пять типов систем оповещения, которые характеризуются: способом оповещения, разделением здания на зоны пожарного оповещения, обратной связью зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской, возможностью реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения, координированностью управления из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Производственные здания и сооружения категорий А, Б, В, Г и Д должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией в соответствии с требованиями НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией зданий категории А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), системы оповещения и управления эвакуацией должна учитывать эти особенности. Вопрос 3.7.7. Средства пожарно-технической защиты Средства пожарно-технической защиты включают наружный и внутренний противопожарный водопроводы, установки сигнализации и пожаротушения, первичные средства пожаротушения и применяются в случаях невозможности по условию технологии исключения вероятности контакта горючей среды с потенциальными источниками зажигания. Такими средствами обязательно защищаются в общем случае помещения, здания, сооружения и оборудование категорий А, Б, В1-В3, а также объекты с массовым пребыванием людей. Необходимость оборудования объектов наружным противопожарным водопроводом и расчет его параметров определяется СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Порядок оборудования объектов системой внутреннего противопожарного водопровода и расчет его параметров (количество гидрантов, расход воды через гидранты, места их установки и др.) определяется СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация». Системы пожарной сигнализации предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных сообщений о месте и времени его возникновения и при необходимости введение в действие автоматической системы пожаротушения и дымоудаления. Системы могут быть с совмещенными функциями, т.е. пожарно-охранными. По принципу передачи сигнала они могут быть ручными и автоматическими. Последние реагируют на параметры изменяющейся при пожаре среды: температуру, световое излучение, появление дыма. Извещатели могут быть и комбинированными. Ручные извещатели подают сигнал после нажатия человеком специальной кнопки. Системы извещения состоят из извещателей, линий связи и приемной станции, которая устанавливается в диспетчерской. Тип извещателя выбирается при проектировании системы в зависимости от характера возгорания веществ и материалов, находящихся в помещении. Так, например, помещения, в которых обращаются материалы возгорания которых характеризуются выделением дыма, оборудуются дымовыми извещателями. Все поступающие сигналы автоматически документируются. Установки пожаротушения Под установками пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожара путем выпуска огнетушащих веществ. По способу приведения в действие установки подразделяются на ручные (с ручным способом приведения в действие) и автоматические. По типу огнетушащего средства установки подразделяются на: ¨ водяного пожаротушения (спринклерная, дренчерная, лафетными стволами); ¨ пенного пожаротушения (спринклерная, дренчерная); ¨ порошкового пожаротушения; ¨ газового (СО2, хладонового, азотного, парового и др.) пожаротушения. Тип установки и огнетушащее вещество выбираются с учетом пожарной опасности, физико-химических свойств производимых, хранимых и применяемых веществ и материалов, и вида защищаемых материальных ценностей, хранящихся в этих объектах (музеи, книгохранилища, галереи, помещения ЭВМ и т.п.). Вопрос 3.7.8. Требования пожарной безопасности Работники образовательных учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений несут их руководители. Руководитель образовательного учреждения обязан: ¨ осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков; ¨ проведение противопожарного инструктажа с работниками образовательных учреждений. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. С обучающимися должны проводиться занятия по изучению Правил пожарной безопасности, а с воспитанниками - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома; ¨ обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников образовательного учреждения на случай возникновения пожара. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. ¨ осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями; ¨ обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов. Все образовательные учреждения перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора. Территории, прилегающие к зданиям образовательных учреждений, необходимо постоянно содержать в чистоте и систематически очищать от мусора, тары и других сгораемых материалов. Сгораемые отходы должны собираться на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики и регулярно вывозиться. К зданиям должен быть обеспечен свободный доступ автотранспорта. Проезды и подъезды к зданиям, средствам пожаротушения, а также подступы к стационарным пожарным лестницам должны быть свободны. В зимнее время крышки люков пожарных гидрантов необходимо своевременно очищать от снега. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам. В целях предупреждения пожаров (возгораний) в образовательных учреждениях и создания безопасных условий для эвакуации людей запрещается: ¨ курить и пользоваться открытым огнем в служебных помещениях, коридорах, холлах и на лестничных клетках (курение допускается только в специально отведенных местах); ¨ производить перепланировку помещений, самостоятельно устанавливать перегородки, производить другие строительные работы без их согласования в установленном порядке; ¨ использовать для отделки стен и потолков путей эвакуационных (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы; ¨ забивать двери эвакуационных выходов; ¨ применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; ¨ использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения, за исключением специально оборудованных помещений; ¨ устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации; ¨ проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей; ¨ преграждать доступ к лестницам, коридорам, холлам и средствам пожаротушения оборудованием, мебелью и другими предметами; ¨ использовать чердаки, технические помещения не по назначению, хранить в них горючие материалы; ¨ производить электросварочные и другие пожароопасные работы без оформления соответствующего разрешения; ¨ оставлять без присмотра включенные в электросеть компьютеры, телевизоры, пишущие машинки, копировально-множительную технику и другое электрооборудование; ¨ проводить уборку служебных помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; ¨ пользоваться самодельными электроудлинителями, электропроводкой с поврежденной изоляцией; ¨ применять некалиброванные предохранители для защиты электрооборудования и электросетей; ¨ завязывать электропровода, подвешивать на них абажуры и люстры, обертывать электролампочки бумагой или материей. Электрические сети и электрооборудование, используемые в образовательных учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Администрация образовательных учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей, своевременно устранять выявленные недостатки. Администрация образовательного учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты. Образовательное учреждение должно обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с требованиями по техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82* «Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические». Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики». Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83* «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание». С целью создания безопасных условий для эвакуации людей из зданий устройства, входящие в систему противодымной защиты, должны содержаться в исправном состоянии, а двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов - в закрытом положении. Лестничные клетки, коридоры, тамбуры и холлы должны быть свободны, на них не должны размещаться предметы, препятствующие передвижению людей. Не допускается хранение в служебных помещениях баллонов со сжатым газом, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Не допускается хранение документов и других сгораемых материалов на радиаторах отопления, подоконниках и других пожароопасных местах. Коридоры, лестничные клетки и двери, ведущие к путям эвакуации, обозначаются надписью «Выход». В коридорах и холлах должны быть вывешены на видных местах схемы-планы эвакуации и таблички с фамилиями лиц, ответственных за противопожарное состояние. Внутри служебных помещений должны быть вывешены таблички с указанием фамилии лица, ответственного за противопожарное состояние помещения, и номеров телефонов службы охраны. По окончании рабочего дня необходимо произвести уборку рабочего места, закрыть окна и форточки, отключить электрооборудование, закрыть помещение на ключ. Помещения, обеспеченные техническими средствами охраны, сдать на центральный пункт под охрану. Выполнение данного пункта возлагается на работников, ответственных за пожарную безопасность. Лекция 8 Тема 3.8. Вопрос 3.8.1. Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием аварии. Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий. Для характеристики пространственных масштабов аварийной ситуации используют термин аварийная зона (или зона аварии). Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса. Термин авария имеет технический, организационный и юридический смысл. С технической точки зрения, – это опасное событие, состоящее во внезапном разрушении каких-либо элементов технических устройств и/или строительных сооружений или в опасном нарушении нормального режима работы какого-либо объекта или течения каких-либо процессов. От всех других аналогичных событий (поломок, неисправностей, неправильного, в том числе нештатного, течения какого-либо процесса) аварию отличает присущая ей опасность, угроза жизни или здоровью человека (в том числе работника) и/или другим живым и неживым объектам (например, окружающей природе и/или материальным ценностям). В силу этого термин авария носит организационный и юридический смысл. В общем случае аварией является опасное происшествие (природного или техногенного характера), создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Крупные техногенные аварии получили (особенно в СМИ) название техногенных катастроф. Заметим, что небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, например, каждые 30 секунд в дорожно-транспортном происшествии гибнет человек, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы. В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ». В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов. Есть и другие внешне технические, а на деле юридические определения аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |