Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальная ассоциация центров охраны труда 1 страница




НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА

 

 

Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных

 категорий застрахованных работников

 

ОХРАНА ТРУДА

КУРС ЛЕКЦИЙ
для руководителей


Образовательных учреждений

Том 1

 

Москва 2008

УДК 331.45+331.458 (075)

О 926

 

Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – Т.1.- 526с.

 

Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение охраны труда руководителей образовательных учреждений.

Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс.

Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельных категорий застрахованных.

Том 1.

Собственно курс лекций состоит из четырех частей:

Часть 1 – Основы охраны труда;

Часть 2 – Основы управления охраной труда

Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.

Часть 4 – Социальная защита работников на производстве.

Том 2.

Во 2 томе приведены некоторые документы практического использования – инструкции по охране труда и безопасности образовательного учреждения.

Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов.

Курс лекции одобрен и рекомендован к печати Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы.

 

Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н. профессор (Пермский государственный университет)

Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области)

 

Национальная ассоциация центров охраны труда

Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс:(495) 164 39 59

E-mail: vcot-nnn@mail.ru  http://www.nacot.ru

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1
Основы охраны труда...................................................................................... 8

ЧАСТЬ 2
Основы управления охраной труда в организации................................ 138

ЧАСТЬ 3
Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности............................................................... 277

ЧАСТЬ 4
Социальная защита пострадавших на производстве............................ .374

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................ 497

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 17 мая 2004 г., с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей.

В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний работников, травматизма воспитанников и обучающихся, а также аварий и инцидентов в образовательных учреждениях.

Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов.

В качестве таких разделов выделены:

1) Основы охраны труда;

2)Основы управления охраной труда в организации;

3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;

4) Социальная защита пострадавших на производстве.

Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий.

Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями.

Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда.

В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа.

Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос.

Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса.

Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях.

Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.

Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема.

Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики.

Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда и учебы к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте.

Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний.

Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания.

Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы.

В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу.

Введение в курс лекций

Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.

Вот здесь-то руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии.

Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.

Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!

Если учесть, что вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в образовательных учреждениях.

Безопасность нормального функционирования образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненного важных интересов личности (обучающихся, воспитанников и сотрудников/работников) и общества (включая собственников образовательного учреждения).

Обеспечение безопасности – сложная организационно-техническая задача, успешное решение которой возможно только при условиях, не позволяющих реализоваться опасностям. Одним из таких важнейших условий является постоянное продуманное целенаправленное противостояние опасностям, требующее постоянных затрат организационных (человеческих), материальных (овеществленных) и финансовых (денежных) ресурсов.

Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ (или образовательного учреждения) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией обучения на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности.

А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и безопасное функционирование образовательного учреждения, а, во-вторых, организовать работу по охране труда и безопасности в руководимом им учреждении/подразделении.

Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать.

Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда и безопасности образовательного учреждения в пределах минимума, необходимого руководителю образовательного учреждения или его подразделения.

Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства.

Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается только наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.

Для образовательных учреждений работодателем выступает учреждение – юридическое лицо, заключившее договор с работником. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель учреждения, а в подразделении – руководитель данного подразделения.

Заметим, что руководитель образовательного учреждения отвечает и за безопасность самого образовательного учреждения (в первую очередь от пожара), и за безопасность всех его сотрудников и обучающихся/воспитанников (в первую очередь от массового отравления и от инфекционных заболеваний, а также «детского» и производственного травматизма).

 

 

 

ОХРАНА ТРУДА

Курс лекций
для руководителей образовательных учреждений

в 5 частях

 

Часть 1.
Основы охраны труда

(первый день занятий)

 

 

Содержание







Лекция 1. 3

Тема 1.1. Трудовая деятельность человека.. 3

Вопрос 1.1.1. Общие понятия о трудовой деятельности человека. 3

Вопрос 1.1.2. Общие сведения об организме человека. 3

Вопрос 1.1.3. Организм человека и внешняя среда. 3

Вопрос 1.1.4. Условия труда. 3

Лекция 2. 3

Тема 1.2. Основные принципы обеспечения безопасности труда 3

Вопрос 1.2.1. Понятие «безопасность труда». 3

Вопрос 1.2.2. Идентификация опасностей и оценка риска. 3

Вопрос 1.2.3. Основные принципы обеспечения безопасности труда. 3

ЛекцИя 2 (продолжение) 3

Тема 1.3. Основные принципы обеспечения
охраны труда.. 3

Вопрос 1.3.1. Понятие «охрана труда». 3

Вопрос 1.3.2. Понятие социально приемлемого риска. 3

Вопрос 1.3.3. Основные принципы обеспечения охраны труда. 3

Вопрос 1.3.4. Состояние условий труда в Российской Федерации. 3

Вопрос 1.3.5. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда 3

Вопрос 1.3.6. Экономическое обеспечение охраны труда. 3


Лекции 3 и 4. 3

Тема 1.4. Основные положения трудового права.. 3

Вопрос 1.4.1. Основные понятия трудового права. 3

Вопрос 1.4.2. Международные трудовые нормы.. 3

Вопрос 1.4.3. Нормы российского трудового права. 3

Вопрос 1.4.4. Трудовой договор между работником и работодателем.. 3

Вопрос 1.4.5 Дисциплина труда и методы ее обеспечения. 3

Вопрос 1.4.6. Внутренний трудовой распорядок. 3

Вопрос 1.4.7. Соблюдение режима труда и отдыха. 3

Вопрос 1.4.8. Социальное партнерство. 3

Вопрос 1.4.9. Особенности регулирования труда женщин. 3

Вопрос 1.4.10. Особенности регулирования труда молодежи. 3

Лекция 5. 3

ТЕМА 1.5. Правовые основы охраны труда.. 3

Вопрос 1.5.1. Правовые источники охраны труда. 3

Вопрос 1.5.2. Нормативные документы МОТ по охране труда. 3

Вопрос 1.5.3. Государственная политика в сфере охраны труда. 3

Вопрос 1.5.4. Гарантии права работников на безопасный труд. 3

Вопрос 1.5.5. Правовые основы безопасности образовательных учреждений. 3

Вопрос 1.5.6. Правовые основы безопасности обучающихся, воспитанников, персонала. 3

Лекция 5 (продолжение) 3

Тема 1.6. Государственное регулирование в сфере охраны труда 3

Вопрос 1.6.1. Основные принципы государственного регулирования в сфере охраны труда в рыночной экономике. 3

Вопрос 1.6.2. Государственное управление охраной труда. 3

Вопрос 1.6.3. Регулирование деятельности работодателя через региональные рынки услуг по охране труда. 3

Вопрос 1.6.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. 3

Вопрос 1.6.5. Органы государственного специализированного надзора. 117

Вопрос 1.6.6. Государственная экспертиза условий труда. 3

Вопрос 1.6.7. Организация общественного контроля. 3

Лекция 6. 3

Тема 1.7. Государственные нормативные требования охранЫ труда 3

Вопрос 1.7.1. Основы принятия и применения государственных нормативных требований охраны труда 3

Вопрос 1.7.2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. 3

Вопрос 1.7.3. Нормативные акты по безопасности. 3

Вопрос 1.7.4. Закон о техническом регулировании. 3

Вопрос 1.7.5. Действие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права 3

Лекция 7. 3

Тема 1.8. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка 3

Вопрос 1.8.1. Основные типы работников. 3

Вопрос 1.8.2. Трудовые обязанности работника. 3

Вопрос 1.8.3. Права и трудовые обязанности работника по охране труда. 3

Лекция 8. 3

Тема 1.9. Обязанности и ответственность
должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.. 3

Вопрос 1.9.1. Должностные лица и их обязанности. 3

Вопрос 1.9.2. Ответственность должностных лиц. 3

 

Лекция 1

Тема 1.1.
Трудовая деятельность человека

Вопрос 1.1.1.
Общие понятия о трудовой деятельности человека

Понятия «трудовая деятельность» и «человек» неразрывно связаны на всей протяженности исторического развития человека как биологического вида и человечества как социального сообщества. Именно через трудовую деятельность Homo erectus (человек прямоходящий) в ходе длительной эволюции стал Homo sapiens (человек разумный).

Напомним, что деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества.

Важнейшей формой деятельности является трудовая деятельность.

Трудовая деятельность – это осознанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе производство тех или иных товаров или оказание услуг.

Основой трудовой деятельности является простой процесс труда, осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и орудий труда в продукт труда.

Простой процесс труда настолько полно, ярко и наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком, что его часто называют просто трудом.

Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется существенным преобладанием физической нагрузки человека над психической. Трудясь физически, человек использует мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда и частично «управляет» этим «действием».

Физический труд может потребовать значительных физических усилий (подъем и перемещение тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, если определенное действие надо производить длительное время.

Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки человека над физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Умственный труд также может быть репродуктивным, шаблонным, рутинным, монотонным и неинтересным.

Технический прогресс уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие.

Ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т. д.), быстрота смены ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.

Характер организации труда существенно меняется, когда вместо одного человека совместно трудятся несколько человек. Все хорошо знают, что организация труда одного, двух, трех и более человек – совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда.

Однако труд большого количества людей, труд в обществе значительно отличается от труда одного человека не только своей организацией, но и наличием связанных с простым процессом труда социально-трудовых отношений.

Эти отношения отражают формы и методы привлечения к труду, распределения трудовых функций между людьми, распределения продукта труда и участия работников в управлении организациями; методы поддержания дисциплины труда; способы создания здоровых и безопасных условий в процессе трудовой деятельности и т. п.

Человек – существо социальное, да и труд – источник всякого богатства, а потому носит двойственный характер. Он не только выступает как простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и как социальное отношение (часто говорят социально–трудовое отношение) участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный (или социально-экономический) характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственник или арендатор) и наемный труд.

Частный труд – это труд собственника средств производства либо их арендатора на самого себя (и на свой страх и риск). При этом социальный характер труда остается неизменным независимо от того, предназначен ли продукт труда на продажу (товарное производство) или для личного потребления (натуральное хозяйство). Занимающийся этим трудом человек является одновременно собственником средств производства, его организатором и исполнителем (тружеником).

Наемный труд – это труд наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства. Такой труд осуществляется за какое-либо вознаграждение (чаще всего заработная плата). При этом отношения работника и работодателя можно рассматривать как сделку по купле-продаже рабочей силы (найм) на рынке труда. Для работника наемный труд служит источником средств к существованию, а для работодателя – источником извлечения прибыли, источником богатства.

Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным трудом, т. е. трудом по той или иной профессии.

Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Чтобы им противостоять, нужно знать особенности строения и функционирования организма человека. Этому посвящен следующий вопрос нашего курса.

Вопрос 1.1.2.
Общие сведения об организме человека

Современный человек прошел длительный эволюционный путь приспособления к окружающей среде. Человеческий организм представляет собой единое целое, все системы и органы которого развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности.

Все системы организма состоят из различных органов, функционально взаимосвязанных друг с другом. Органы построены из различных тканей, состоящих из клеток и межклеточного вещества, где происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды, а в большинстве еще и лимфатические. Ко всем органам подходят и разветвляются в них нервы.

Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат человека и обеспечивает автономность организма, возможность совершения им различных движений и перемещения в пространстве. Кроме того, кости, мышцы и кожа обеспечивают защиту внутренних органов от непосредственного воздействия внешней среды. В частности, сердце и легкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки) – нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота; головной мозг защищен костью черепа, а спинной спрятан в позвоночном канале.

Опорную, двигательную и защитную функции выполняет скелет, состоящий из 206 костей и их соединений. Скелет можно условно разделить на две части: осевой скелет (кости головы, шеи и туловища) и добавочный скелет (кости верхних и нижних конечностей и их поясов – плечевого и тазового).

Кости состоят из губчатой костной ткани, покрытой снаружи надкостницей, внешний слой которой несёт защитную функцию, а внутренний содержит нервные волокна и кровеносные сосуды. Простой ушиб надкостницы чреват её повреждением и воспалением.

Все кости соединяются друг с другом. Эти соединения могут быть разделены на две группы: непрерывные соединения, не имеющие полости, и прерывные соединения, в которых имеется полость – суставы. Непрерывные соединения образуются с помощью соединительной ткани (соединения костей черепа) или хряща (тела позвонков). Прерывные соединения – суставы – образуются внутри суставной сумки, а кости, образующие суставы, соединяются очень прочными связками из соединительной ткани.

Все в теле человека «рассчитано» на обычные повседневные нагрузки. При резком движении со значительной амплитудой мышцы и связки растягиваются сильнее обычного, и может произойти растяжение связок. Отдельные волокна могут даже разорваться, что вызывает сильную боль и образование около сустава синяка – гематомы. Более того, при неудачном движении с большой амплитудой в «запрещенном» направлении возможен вывих – выход суставной головки из суставной впадины, который иногда сопровождается растяжениями связок и мышц, и даже разрывом суставной сумки. Порванные связки причиняют много неприятностей, так как очень плохо восстанавливаются.

Мышцы – это анатомические структуры, с помощью которых осуществляется движение. Залогом этого является способность их к сокращению под влиянием нервных сигналов. Мышцы становятся максимально эластичными, когда находятся в тепле. Поэтому интенсивную физическую работу всегда необходимо начинать легким разогревом мышц. Разогретые мышцы нужно беречь от охлаждения, например, сквозняком. Воздействие холода на разогретые мышцы может привести к миозиту («простуда» мышц), а то и мышечным невралгиям. После усиленных физических нагрузок в мышцах накапливается молочная кислота. В небольших количествах это нормально. В больших – молочная кислота может спровоцировать необратимые повреждения мышечной ткани.

У мышц на обоих концах имеются сухожилия, посредством которых они прикрепляются к костям. Сухожилия способны выдерживать большую нагрузку при растяжении. Поврежденное сухожилие, как и связка, плохо восстанавливается в отличие от быстро заживающей кости.

Скелет вместе с мышцами поддерживает все другие органы, придает телу определенную форму и положение в пространстве, образует двигательный аппарат. При этом кости скелета выполняют пассивную роль, а поперечно-полосатые мышцы – активную. Отдельные части скелета, например, черепная коробка, позвоночник, предохраняют другие органы (головной и спинной мозг) от механических воздействий. Такую же защитную роль выполняют и многие мышцы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...