Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы и особенности развития экономического анализа




Есть мнение, что история экономики начинается с государств древнего мира. История экономического анализа же началась намного позже.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Например, во времена Древнего Египта у египтян уже была организованная экономика, которая была построена вокруг одной ирригационной системы. В вавилонской же теократии были хорошо развиты правовые системы и существовали военные и бюрократические организации. К примеру, многим известный кодекс Хаммурапи, созданный в 2000 году до нашей эры. У них уже присутствовала активная внешняя политика, были досконально развиты денежные институты, а также хватало знаний в области кредитов и банковских дел. В тех же священных книгах Израиля присутствует понимание проблем в экономической сфере их государства, но сам анализ и его задатки еще отсутствуют. [3, 225]                                                                  По мнению великого ученого-экономиста Шумпетера, который уже упоминался ранее, история экономического анализа начала зарождаться у древних греков. [2,15]. Греки не смогли получить независимый статус своей экономической науки, поэтому у нее нет собственного названия. Их наука была лишь копированием практических навыков управления домашним хозяйством.                                                                                                      Аристотель и его труд под названием “Хрематистика” уже походил на экономическую науку, в основном в нем можно было встретить различные финансовые аспекты хозяйственной деятельности. Все экономические теории и рассуждения древних греков включали в себя их философию государства и общества, то есть они не могли рассмотреть экономику и экономический вопрос ради как раз-таки самого экономического вопроса. Именно из-за этого их достижения в области экономической науки считаются незначительными, особенно если сравнивать эту область с такими развитыми у них областями, как математика, геометрия, астрономия и др.             Как известно из истории, термин “экономия” первым появился у греческого мыслителя Ксенофонта (430 – 355 года до нашей эры), который являлся учеником Сократа. Его важный труд под названием “Домострой” включал в себя все экономические взгляды и мнения Ксенофонта. Сам “Домострой” был создан и использовался как руководство для ведения хозяйства в рабовладельческой сфере. Ксенофонт считал, что экономия – это наука, с помощью которой люди должны обогащать свое хозяйство. Источником обогащения он считал то, что люди должны производить различные полезные вещи. Стоит добавить, что именно Ксенофонт создал и положил первый камень в появление нормативного экономического анализа, который сам и использовал при описании быта хозяйств греческих полисов и мировой Персидской державы с помощью образов идеализированных правителей и общественных порядков.                                                               Размышления Ксенофонта продолжил улучшать и дополнять еще один великий философ Платон (427 – 347 года до нашей эры) в своем труде под названием “Государство”. Все его надумки и размышления продолжают будоражить умы людей даже в наше время. Платон считал, что идеальное государство – это город-государство, где будут жить не много человек, но они будут считаться постоянными жителями. Такое же устойчивое, как и люди, живущие в этом городе-государстве, должно быть богатство в этом городе. Платон полагал, что у любой деятельности, будь она экономической или нет, должна быть жесткая регулировка. Отношение к разным полам, будь то мужчина или женщина, должно быть одинаковым, а ремесленники, земледельцы и воины должны находиться и существовать в постоянных кастах. Те люди, которые входили бы в касту под названием “Каста стражей или правителей”, должны были не иметь детей и семьи и существовать только ради управления государством. [2, 79]                                                  Платон также описывал основу своего идеального государства только с помощью справедливости. Под справедливостью он понимал общество, в котором люди делают то, что имеют делать в своей жизни лучше всего. Для понимания этой мысли Платон ввел три основных принципа и умения, с помощью которых люди делились бы на категории: это мудрость, мужество и сдерживающая мера. Те люди, кто бы не обладал ничем из этого на нужном уровне, становились бы рабами. То есть в мыслях Платона справедливое общество состояло бы из четырех разных классов: правители, воины, свободные люди (крестьяне) и ремесленники с рабами.                           Также Платон полагал, что правители не должны иметь ничего своего, даже своей частой собственности, чтобы совершенно ничего не могло отвлечь правителей от их постоянных забот об обществе и их благополучии. А вот ремесленники и свободные люди могут иметь свое хозяйство, потому что, по мнению Платона, это бы заставило их лучше работать и ответственнее заниматься своим делом. Платон считал, что благодаря его мыслям и идеям исчезнет хаос, агрессия и ссоры, а суды, деньги и прочее просто станут не нужны. Но также нужно заметить, что его его негативное мнение об использовании золотоа и серебра совершенно логичны в выводах теории. Если взглянуть на эту теорию, ценность денег вообще не должна зависеть от того материала, из которого они изготовлены. Платон хотел, чтобы таких вещей, как кредит и процент просто-напросто не существовало. Все имущество, имеющееся в государстве, подлежало бы учету, смотря на который, государство отбирало бы у граждан все то, что превышает установленный максимум.                                                                  А вот ученик Платона под именем Аристотель Стагирит (384 – 322 года до нашей эры) первым создал теорию о позитивном экономическом анализе – то есть описанию хозяйственной жизни в системе различных связанных между собой категорий. В трудах ученика и учителя были очень заметные и существенные различия, в числе которых то, что анализ являлся краеугольным камнем и главной движущей силой мышления Аристотеля. Он также пытался найти и создать наилучшее государство, в котором царила бы справедливость и идеальная жизнь, также он высказывал большое количество важнейших суждений, претендуя на их полную правдивость и истинность.                                                                                    Аристотель не во всем был солидарен со своим учителем, а именно в том, что государство нашло свое начало из патриархальной семьи. Еще он не мог полностью принять идею Платона об общественном договоре. Аристотель создавал свой экономический анализ непосредственно построенным на потребностях и их полном удовлетворении. Стартовав с натурального домашнего хозяйства, продолжал он разделением труда, бартером и деньгами. [2, 112]                                                                   Аристотель также пытался найти справедливость в ценообразовании и решил, что для этого человек должен отдавать и получать. Все стороны, которые принимают участие в продаже, покупке или бартере, должны со стопроцентной уверенностью получать выгоду в любой ситуации. Для Аристотеля не существовало равенства “субъективной” ценности или просто полезности обмениваемых товаров или денег, заплаченных или полученных за них. Мнение Аристотеля о справедливой ценности товара на самом деле “объективное”, но только в том смысле, что ни один человек никогда не сможет изменить ее с помощью своих собственных действий или решений. Философ понимал, хоть даже если и не говорил об этом открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. Его мнение заключалось в том, что основными функциями денег являлись мера стоимость и функция средства обращения. Но также он разделял понимания между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. В то же время, из-за мирового финансового кризиса, Аристотель был против использования денег для получения какой-никакой прибыли, считая, что деньги никак не могут приносить новые деньги. Еще Аристотель считал, что деньги должны существовать как просто что-то одно из товаров. То есть деньги просто должны быть полезной вещью и обладать стоимостью, которая никак бы не была связана с их денежной функцией. Хоть эта теория и была со своими странностями, она стояла фундаментом до конца IXX века и даже позднее, но на протяжении всего времени все равно вызывала споры людей. Эта теория являлась основой большинства аналитических исследований в денежных областях. То есть, Аристотель был против процента, который всегда считал ростовщическим из-за того, что для него не было оправданий в изменении цены денег при передаче от одного человека к другому. Он даже не хотел понимать причины выплат процента, другим языком у него вообще не было теорий насчет процента. Хоть ученик Платона и связывал процент с денежными средствами, но это было только из-за того, что у него не было никакого анализа, а не из-за того, что это вытекло из его анализирований.        Римские философы Катон Цензор (234 – 149 года до нашей эры) и Марк Теренций Варрон (116 – 27 года до нашей эры) изложили многие принципы рациональной организации частоного хозяйства в сфере рабовладения. Использовав ныне одобренную терминологию методов анализа, они делали ставку на нормативный подход. Катон Цензор считал рабов орудием производства и советовал строго с ними обращаться. Он также считал, что нужно покупать рабов еще детьми, дабы полностью воспитать их такими, какими необходимо. Заранее зная о возможных митингах и протестах рабов, Катон придерживался мнения, что в их среде нужно любыми способами разжигать ссоры и недовольства между рабами. Варрон же в своих трудах искал различные решения о том, как сделать экономику мощнее с помощью скотоводства, земледелия и методов нового воспитания рабов.

Древний Китай

На родине самой древней из всех известных миру культур находилось высокоразвитое государственное управление, которое день изо дня занималось различными важнейшими, в том числе экономическими, вопросами. Все эти вопросы дошли до нас из старейшей китайской литературы, к примеру такой, как труды Конфуция (551 – 479 года до нашей эры). В Китае были свои методы обращения с деньгами и управления товаром, и они все имели свой установленный анализ. Конфуцианство – учение, начатое Конфуцием, в жизни Китая считается одним из важнейших до сих пор.                                                                                                   Конфуций первым заговорил об учении о естественном праве, которое стояло во главе всей его философии и экономической теории. Конфуций считал, что ядром общества стоит божественное начало. Оно решает всю судьбу людей и весь общественный порядок. Конфуций также не стеснялся разделять общество на “благородных” и “простаков”. Государственные отношения он сравнивал с семейными: правитель – это отец, а чиновники – старшие братья народа. Все они обязаны были быть “благородными мужами”, делать добро и так управлять людьми, чтобы те были всегда довольны и постоянно поддерживали любое решение власти. Китайский мыслитель также считал очень важной деталью мудрость предков и возраст людей, а любое решение правителей должно было согласовываться с “волей Неба”. Конфуций полагал, что деньги должны были равномерно делиться между всеми в обществе: тогда любая бедность просто перестанет существовать, люди не будут умирать от голода и популяция населения вырастет и в Китае воцарится мир во всем мире. Чиновники, отбираемые с помощью экзаменов на мудрость и знание экономики, следили бы за обществом и его благополучием. [2, 260]                                                          Также в Китае существует трактат “Гуань-цзы”, написанный до сих пор неизвестными авторами. Он состоит из идей о том, что крестьяне должны быть полностью защищены, будь-то спекулянты, мошенники или ростовщики. Авторы труда также хотели изменить систему налогов и повысить стоимость таких вещей, как хлеб. Неизвестные авторы считали, что государство должно было следить за благополучием всего общества в целом, в обязанности государства входило бы преодоление погодных условий, исправление проблем в экономике, устранение причин, которые мешают благополучию народа и пр.                                                                            Неизвестные также считали, что государство обязано закупаться различными товарами на дешевых рынках. Таким образом, в работе под названием “Гуань-цзы” было предложено создать нормативы для улучшения натурального хозяйства Китая.

Христианский запад

Хозяйственная деятельность кардинально изменяется после прихода христанства. Оно считало самый обычный хозяйственный труд святым и необходимым для каждого делом. Апостол Павел завещал: “Кто не трудится – тот не ест.” Эта фраза послужила созданием монашеской трудовой аскезы, которая после падения Римской империи начала свой развитие в христаинстве на западе благодаря святому Бенедикту Нурсийскому (480 – 549 до н.э.). Устав святого Бенедикта гласил, что жизнь монахов должна состоять из ежедневной молитвы, поста и занятий физическим трудом – земледелием, разведением животных и ремеслом.                                 Святой Бенедикт сформировал деление на 3 сословия – молящихся, сражающихся и трудящихся. В начале второго тысячелетия христианской веры жизнь в Западной Европе стала значительно меняться, в итоге появилась такая вещь, как схоластика – попытка логически обосновать веру с помощью накопленных знаний и различных теорий и предписаний. Схоластика на долго лет также определила и рамки экономического анализа в те времена: религиозные представления относительно хозяйственной практики. [2, 338]                                                                                 Известнейший схоласт Фома Аквинский (1225 – 1274 года) в труде всей своей жизни “Сумма теологии” не только дал понять, что он против процента, но и упомянул учение о справедливой цене, которая должна была включать в себя покрытие всяческих издержек, связанных с производством и переносом продукта, а также доход, который позволял бы продавцу жить по своему сословию. То есть “справедливая цена” подразумевала фразу “подняться выше своего сословия грешно”.                               Аквинский также разделял понятия цена и ценность, но это в его случае не подразумевало, что ценность не есть цена: это всего лишь различие между ценой, которая уплачивается во время обмена, и ценой, которая заключает в себе оценку товара обществом. Что просто означает лишь нормальную конкурентную цену. Также “справедливая цена” всплывает у Фомы Аквиноского и в рассуждениях о проценте и прибыли. По его точке зрения, что прибыль, зарабатываемую купцами, нужно рассматривать как плату за труд. Уровень его прибыли будет считаться нормальным, если он дает купцу жить в своем сословии без каких-либо проблем. Рассуждения Аквинского о проценте говорят о том, что процент должен существовать только как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, как предоставление отсрочки должнику в платеже его долгов, а также если должник использует взятые у кого-либо деньги, чтобы на этом подзаработать.                                         Эти рассуждения не дают ответа на вопрос об источнике процента. Этот вопрос, относящийся к сфере экономического анализа, в действительности был поднят уже другими схоластами позднее. Фома Аквинский разделял сферу аналитических знаний на науки, которые обязаны своим развитием только человеческому разуму, включая сюда естественную теологию. Он понимал, что различные науки часто имеют дело с одними и теми же объектами; не предмет, а познавательный метод определяет науку. Но для него все равно все вместе взятые экономические вопросы значили меньше, чем философские. Поэтому, представления Фомы Аквинского и его современников не имеют первостепенного значения в истории экономического анализа. Стоит сказать, что схоласты рассматривали физический труд как наказание, как средство удержать людей от греха, что предполагает позицию, полностью противоположную позиции Аристотеля. При всем этом между всеми ними и Аристотелем имеется важное сходство: они разделяли, хотя и в ослабленном виде, точку зрения на торговлю и торговую прибыль. Практика развивающихся коммерческих отношений побуждала обходить каноны церкви. [2, 344]                                                   Следующий схоласт, о котором необходимо рассказать – Якоб из Вораджо (жил в XIII веке) – архиепископ Генуи, одного из богатейших торговых центров того времени, в своем труде под названием «Золотая легенда» уподоблял Христа купцу: на корабле креста он приплывает, чтобы дать возможность людям обменять заёмные преходящие блага на вечные. Римский папа Климент VI в 1343 г. объяснил продажу индульгенций тем, что католическая церковь имеет в своём распоряжении заслуги Христа и святых и может распределить часть этого сокровища между верующими.                Схоласты XIII в. Продолжали придерживаться взглядов, выраженных Фомой Аквинским: коммерческий доход может быть оправдан необходимостью обеспечить себе средства только к существованию; желанием добыть средства для благотворительных целей. Отдельные схоласты XIV века, такие как Лоренцо Ридольфи, стали склоняться к различному оправданию прибыли, а в XV в. Антонин Флорентийский (1389–1459 года) «настоящим капиталом» называл уже только деньги, которые были помещены в торговлю. Схоласт Бернардин Сиенский (1380 – 1444 года) вообще призывал в проповедях не держать деньги мёртвым грузом, а вкладывать их в торговлю, наполняя склады и лавки товарами и принося пользу своему городу. Тенденция поощрения торговых отношений способствовала оправданию алчности, что подготовило переход к новым формам нормативного экономического анализа, ставившим в центр внимания обогащение государства. [2, 386]                                                     Публикатор античных текстов и канцлер Флорентийской республики Поджо Браччолини (1380 – 1459 года) в диалоге «Об алчности» (около 1430 г.) писал, что жажда денег естественна и более того, полезна для общества, поскольку способствует возвышению потребностей, блеску городов. «Деньги – это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой».                                                                               С середины XV века значительно выросла добыча серебра в Европе, а великие географические открытия и колониальные захваты в Новом Свете обеспечили европейцам обильный приток благородных металлов. Злато-серебряные потоков формировали в XVI веке новый мир – мир господства товарно-денежных отношений, которые развиваются по своим собственным законам, неподвластным ни простым смертным, ни даже сильным мира сего. Стремясь раздобыть золото и серебро, властители прибегали к разнообразным средствам: войнам, сбором с подданных, алхимическим опытам и даже порче монет. Порча монет приводила к уменьшению покупательной способности денег, то есть росту цен, и это было замечено советником королей: французским схоластом Николаем Орезмом (1321 – 1382 года). В последствии его «Трактат о монете» был напечатан лишь в 1501 году, написанный вместе с инициатором создания Лондонской королевской биржи Томасом Грешэмом (1519 – 1579 года). Экономисты обобщили свои наблюдения того, как порченые монеты приводят к вытеснению полновесных из оборота и росту цен, выводом: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Но порча монеты была не единственным необычным явлением денежного обращения XVI века, озадачившим абсолютно всех мыслителей и дельцов. Звонкой монеты становилось всё больше, но покупательная способность её уменьшалась (революция цен). Королевский юрист Франции Жан Боден (1530 – 1596 года) первым указал, что главная причина невиданного роста цен заключается в наплыве благородных металлов из Нового Света аж через Испанию и далее плавно перетекающих в соседние страны. Боден сделал первый шаг к количественной теории денег, подойдя к правилу пропорциональности объёма денежной массы и уровня цен. Развитие экономического анализа в XVI веке не ограничивается предположениями о необходимости регулирования денежных потоков. Новое направление в нём открыл английский гуманист, а также государственный деятель Томас Мор (1478 – 1532 года) вместе со своим сочинением под названием «Утопия», написанным в 1516 году. Сочинение положило начало утопическому социализму. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки и методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступая её ярым противником.                                 Одним из первых шагов к экономическим изменениям Нового времени стали, в частности, и труды Жана Кальвина (1509 – 1546 года). Несмотря на их от начала до конца религиозную форму, они имели вполне конкретное экономическое содержание. Миром правит божественное предопределёние (то есть одних Бог определил к вечному блаженству, других – к вечным мукам), однако, каждый человек в мире должен думать, что именно он – божий избранник, и доказывать свою избранность всей своей деятельностью. Свидетельством этому будет служить денежный успех. Человек должен быть бережливым, расчётливым, деятельным и честным – это его моральный долг перед Богом. [2, 401]                                                                                    Работа Жана Кальвина помогла становлению духа предприимчивости в Голландии и Англии, а затем и в США. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением, а стремление к богатству – абсолютно естественным для человека. Вместо старого тезиса «не обманешь – не проживёшь» пришло осознание того, что обман затрудняет систематическую торговлю большими количествами товаров. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контракта и способствовала моральному оправданию процента. Кальвин объявил практику взимания процента дозволенной и соответствующей духу благочестивой деловитости.                                        Немного более поздних схоластов, таких как Леонард ле Лейс, Луи Молин и Хуан де Лугу, интересовала справедливость налогообложения в самом широком смысле этого слова – такие вопросы, как правомерны ли вообще налоги, когда они правомерны, кем они должны осуществляться и на кого распространяться, для каких целей и в каком размере. За их нормативными предположениями стоял социологический анализ природы налогообложения. Они чётко установили, что, хотя издержки являются фактором, участвующим в определении ценности или цены, они не являются её логическим источником или причиной. Они безошибочно наметили контуры теории полезности, которую считали причиной ценности. Ими перечислены также все факторы, определяющие цену. Однако объединить их в теорию спроса и предложения схоластам не удалось.                      Что касается денег, достаточно будет отметить следующие четыре момента. Во-первых, вспоминая и продолжая линию рассуждений Аристотеля, схоласты выдвигали строгую теорию денег, которая в своих основах не отличалась от теории А. Смита. Во-вторых, они целиком и полностью не одобряли порчу монеты и любой доход, который извлекали из этого короли. В-третьих, схоласты, среди которых важен Меркадо, определили четкие границы того, что впоследствии получило название количественной теории денег. В-четвёртых, они занимались некоторыми проблемами чеканки монет, валютного обмена, международных потоков золота и серебра, биметаллизма и кредита. [2, 422]










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 583.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...