Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение и развитие цензуры в Западной Европе.




Вообще-то, некоторые проползни цензуры были видны еще сквозь греческую демократию и римскую республику. В Афинах как-то сожгли книгу Протагора, римлянин Гней Невий был посажен в тюрьму за критику властей в своих произведениях. Но тогда это носило скорее случайный, чем массовый или узаконенный характер, хотя уже в период Империи гонения на неугодных усиливаются.
После развала Римской империи, о котором так долго предупреждали христиане, начались Средние века. Рыцари там всякие, драконы, опять же. Скучно. Телека нет. Только книги. А что за книги? В основном Библия и её толкования, всё по-латыни. Греков не читали, неприлично. Про комара пишут, и то про его задницу. В силу такой специализации книги хранились в основном по монастырям, там же жили и монахи почти единственные тогда грамотные люди. А если серьёзно, то книги были рукописными, делать их было очень сложно и особый разброд в темах не поощрялся. Зато переписывание одной и той же книги Библии считалось богоугодным делом, но делать это надо было так, чтобы всё было по правилам канонам. Каждый, конечно, своего добавлял, но опять же плюсы с минусами не менял.
Но писать только по канонам было скучно. В маленькой Европе существовала масса лоботрясов, просто оттягивающихся на сочинениях небогоугодных книг или толкующих Евангелия не так, как Папа. Папе это ой как не нравилось. Народ чёрт с ним, он неграмотный, а вот другие монахи начитаются, да вдруг поверят? И решил: запрещу-ка я, говорит, эти книги, и всё в порядке.
И Папа Геласий во второй половине V в.н.э издал первый список запрещённых книг Index librorum prohibitum. Первоначально эти сведения носили рекомендательный характер, но затем пожелания стали жёстче. Таким образом, именно от Римских Пап исходили всякие эти закончики.
Папа Григорий IX в 1233 г. учредил Святую инквизицию, особенно злобствовавшую, как известно, в Испании, во главе с печально знаменитым Торквемадой. Зато его девушки любили. Они просто читать не умели.
Папа Урбан VI в 14 веке издал буллу, предписывающую пользоваться только теми книгами, которые верно списаны с оригинала и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Но уже в 16 веке с появлением типографий цензура перешла к светским властям, которые контролировали всю типографскую деятельность. В основном этим занимались университеты, где в то время главным предметом было богословие. Таким образом, цензура из средства контроля церковных канонов превратилась в средство контроля мыслей.
Первоначально цензура была последовательной, т.е. книги просматривались уже после выхода в свет. Это и понятно книги были рукописными. Но старый пердун Гутенберг собрал из чужих деталей машинку, которая будет снится студентам Журфака даже после выхода на пенсию. Таким образом, издание книги разделилось на две фазы: рукопись, изготавливаемая в единственном экземпляре, и собственно печатная книга. Цензоры, люди неглупые, сообразили, что легче проверить рукопись, чем потом ловить весь тираж. Так появилась предварительная цензура проверка книг перед выходом в свет.
Значительную роль в развитии цензуры сыграло появление протестанства. В католических странах, т.е. Франции, Германии, Италии и особенно в Испании протестанты считались еретиками и беспощадно истреблялись. Французские монархи обладали личной властью над церковью, а потому считали протестанство опасным для себя лично. В 1547 г. во Франции была узаконена предварительная цензура, которой занимались всё те же профессора Сорбонны. А в 1551 году была введена и смертная казнь за выпуск, продажу и даже хранение запрещённых или непроверенных книг. Отменили её лишь в 1728 г. Но и этого казалось мало: в 1649 г. Людовик XIV издал указ, регламентирующий всю печать, цензорство и книготорговлю. Были жёстко указаны даже кварталы, где должны жить типографщики, регламентировано количество учеников и помощников, одежда книготорговцев и т.п. За малейшие нарушения можно было отделаться в лучшем случае большим штрафом. В худшем бесплатно, но на всю оставшуюся жизнь. Цензоры к этому времени были уже хорошо образованными профессионалами, каждый со своей специализацией.
Но даже и это не смогло помешать дальнейшему распространению политических памфлетов, не говоря уже об устных выступлениях. Закончились эти тяжёлые времена лишь 21 августа 1789 года, когда статья II Декларации прав чувака и гражданина узаконила полную свободу печати. Но и эта лафа продолжалась недолго: Наполеон, придя к власти и даже не будучи ещё императором, опять жестко ограничил свободу.
В Англии и Германии цензура работала по французскому образцу, но с некоторыми нюансами.
Особенностью Германии была сильная раздробленность, единственными центрами культуры были монастыри. Первый печатный станок был установлен в 1452 году, а уже в 1486 архиепископ Майнский учредил цензурные органы Bьchercensurcomission нечто вроде совета, отбиравшего неугодные книги. В 1501 Папа Александр I буллой подтвердил полномочия Епископа. Роль протестантов в Германии играли лютеране, и проблемы там были те же. Например, Лев X к 4 мая 1515 года адресовал Мартину Лютеру аж три буллы. Но в 1555 году наконец установилось равноправие лютеран и католиков.
В Англии всё началось с большого бабника Генриха VIII, который, чтобы обручиться с новой женой, отделил свою церковь от католической. А всё из-за того, что Папа просто не разрешил ему разводиться и жениться опять. Так вот этот Генрих в 1530 году издал собственный список запрещённых книг, с чего и началась английская цензура. А кончилась она с 9 “Билля о правах”, который оставил право ограничивать свободу прессы в Англии лишь за парламентом.

Возникновение первых периодических изданий неизбежно повлекло за собой стремление издателей освободиться от уз цензорского контроля. В различных странах это проявлялось по-разному. Возьмем для примера Англию, поскольку здесь в концентрированном виде проявились все тенденции борьбы за свободу печати. Естественно, большую роль сыграла история возникновения и становления журналистики в стране.

Контроль за деятельностью распространителей новостей и типографиями в Англии был традиционно суров. В 1487 г. создана "Звездная палата" высшее судебное учреждение страны, в обязанности которого входил и контроль типографий.

Запрещали не только издавать, но и читать книги. Так, Генрих VIII запретил читать Библию ремесленникам, подмастерьям, поденщикам, слугам и крестьянам. Читать Библию вслух, чтобы священный текст послушали другие, могли только лорды и джентльмены. Чтение "для себя" дозволялось лишь купцам и богатым йоменам. Как видим, грамота была уделом избранных. Жесточайший контроль был установлен за книгопечатанием — Генрих VIII издал 9 списков запрещенных книг, 22 наименования из которых были связаны с именем Мартина Лютера — основателя лютеранской церкви. С 1530 г. все богословские книги нужно было представлять па рассмотрение епископа; с 1534 г. был запрещен ввоз книг из-за границы. Владельцев "еретических" изданий предавали суду. Согласно ордонансу "Звездной палаты" от 1585 г. было ограничено количество типографий в стране. Любое печатное произведение могло увидеть свет только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского.

Контроль над прессой ужесточался: в XVI—XVII вв. принят целый ряд законодательных актов, усиливающих контрольные функции "Звездной палаты". Не только количество типографий, но и число лиц, которым разрешалось заниматься издательской практикой, строго ограничивалось. В ведении "Звездной палаты" фактически находилась предварительная цензура.

После революции 1640 г. в стране появилось множество изданий, печатавших памфлетные произведения.До 1641 г., т.е. до закрытия "Звездной палаты", на страницы сборников новостей не проникали известия о том, что происходило в самой Англии, хотя зарубежные новости публиковались. "Звездная палата" была упразднена, однако английское законодательство о печати продолжало ужесточаться. Так, в том же 1641 г. были запрещены публикации о палате общин, а в 1643 г. и вовсе введена предварительная цензура. В 1647 г. парламент вновь подтвердил необходимость предварительной цензуры, а через два года принял "Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания".Но действия власти в отношении печати носили противоречивый характер. Вернемся к 1641 г., который был характерен тем, что запрет па публикацию новостей из Англии снят, что позволило некоторым изданиям осмелиться обсуждать с читателями английские события.

Более того, отдельные "книги новостей" стали выходить с рисунками, отражающими происходящее на сессиях парламента. 1642 год был ознаменован появлением в английском языке слова, которое пока не стало доминирующим при определении периодических изданий того времени. В Англии, так же как и в континентальной Европе, большое распространение получили "вестники" (меркуриус).Так, одним из первых таких изданий был "Меркуриус Британикус" ("Британский вестник"), впервые увидевший свет в 1625 г. Под тем же названием в 1643—1646 гг. выходило издание, получившее в годы буржуазной революции славу политического хамелеона. Революции 1645 и 1648 гг., реставрация монархии 1660 г. и другие важные события в общественно-политической жизни несколько оживили английскую периодику.

Борьба за свободу печати во многом связана с именем Джона Мильтона, многогранные таланты которого проявились в годы Английской буржуазной революции. Он прославился как поэт, публицист, политический деятель. В двух памфлетах, опубликованных в 1650 и 1654 гг., он выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. В еще более ранних памфлетах, в основном посвященных религии, а также в памфлетах "Иконоборец", "Ареопагитика" и других Мильтон выступил в поддержку свободы совести, свободы печати и свободы слова.

Особую известность получила мильтоновская "Ареопагитика" (1644), вошедшая в историю как обличительная речь, адресованная английским парламентариям и посвященная воспеванию идеалов свободы слова. Ведя заочную дискуссию со своими оппонентами, Мильтон утверждал, что цензура — это ограничение свободы выбора, а свобода выбора дарована Богом. Он придерживался мнения о том, что введение цензуры неоправданно, поскольку это не оградит читателя от вредных и ложных идей. К тому же всякие ограничения такого рода вредят развитию наук. Автор приводил и многие другие аргументы, обосновывая свою правоту. Это произведение стало известным не только в Англии, но и во многих странах Европы. Однако судьба распорядилась таким образом, что после окончания гражданской войны и провозглашения республики Мильтон получил должность правительственного секретаря в Государственном совете. Он проработал на этом месте около трех лет, в его обязанности входило исполнение цензорских функций. Таким образом, по вопросу свободы печати, как ни странно, Мильтон занимал двойственную позицию: он отстаивал свободу для себя и своих соратников и требовал ограничений для противников.

В вышедшей в 1655 г. книге "Оправдание для себя" (одна из трех апологий казни короля Карла I) Мильтон смело и решительно отстаивает свои убеждения и общественные идеалы. После реставрации монархии в 1660 г. палата общин вынесла решение сжечь книги "Иконоборец" и "Оправдание для себя", а самому автору угрожала смертная казнь. В библейских образах "Потерянного рая" и "Возвращенного рая" (1667 и 1671 соответственно) Мильтон отразил революционные события, поставил вопрос о праве человека преступать освещенную богословием мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Жанры, используемые Мильтоном, свидетельствуют о преемственности в английской культуре устного и письменного творчества.

Вопросы свободы слова и печати поднимал еще один из видных деятелей буржуазной революции — Джон Лильберн. Кстати, он преследовался как королевской, так и победившей буржуазной властью.

В 1665 г. появилась "Оксфорд газетт" (вскоре переименована в "Лондон газетт"), издателем которой был Натаниель Баттер.

Славная революция 1688 г. предоставила прессе некоторые гарантии, зафиксированные в 1689 г. в Билле о правах. Вполне естественно, что именно 1688 г. ознаменован появлением трех новых газет: "Юниверсал интеллидженсер", "Инглиш курант", "Лондон курант". В 1695 г. наконец-то была отменена цензура. Но ограничения на работу прессы оставались.

Наступил XVIII в., век Просвещения. Казалось бы, Англия пошла по пути свободы и свободомыслия. В 1702 г. вышла первая английская ежедневная газета "Дейли курант". Начали формироваться основные типы периодических изданий. Однако XVIII в. характерен для Англии не только этим. 1700—1770 гг. останутся навсегда как годы введения "налогов на знание". 1712 г. принес первый из целой серии актов по высокому налогообложению газет — гербовый сбор, собираемый в пользу казны с периодических изданий. Борьба с ним продолжалась почти 150 лет. Закон о клевете и "правило пиллори", или позорного столба (отменено лишь в 1837 г.), поставили прессу в еще более тяжелые условия. Все это делалось для того, чтобы пресса была доступна лишь высокопоставленным англичанам; простолюдины не должны были знать, что происходит в стране и за ее пределами.

1760-е гг. характерны для английской журналистики борьбой за "открытие парламента" для прессы. Впервые стал освещать работу парламента "Джентлменс мэгэзин" (1731 — 1754), издатель которой Эдуард Кейв публиковал отчеты о заседании парламента в иносказательной форме, как описания собраний лилипутов. Сюжеты, описываемые в издании, имели реальную основу, и читатели могли соотнести персонажей публикаций с реальными фигурами, заседающими в сенате. Одним из продолжателей борьбы за свободное освещение политической жизни стал Джон Уилкс, открыто называющий в газете "Норд Бритой" ("Шотландец") имена политиков. От немилости королевской власти Уилкса спас лишь парламентский иммунитет. Результаты этих и многих других выступлений проявились лишь спустя несколько десятилетий: в 1771 г. правительство перестало преследовать журналистов за обнародование материалов о работе парламента, а в 1803 г. в палате общин даже создали отдельные места для репортеров.

В 1785 г.Джон Вальтер основал "Тайме" ("Времена") (первоначально "Дейли юниверсал реджистер" — "Ежедневный универсальный регистратор") — многолетний символ стабильности английской журналистики. Для издания газеты Вальтер получал субсидии от министров. Это позволило уже через 10 лет добиться тиража в 4800 экз.

В XVIII в. проявилась еще одна тенденция — критика в адрес самой журналистики за пустословие, отсутствие правды, поверхностность. Но все-таки давление властей на прессу не прекращалось.

Конечно, борьба за свободу печати велась не только в Англии. Схожие методы использовались, скажем, в Германии, хотя существуют и определенные отличия. Здесь цензура изначально была церковной. Так, регламентации прессы был посвящен Вюрцбургский и Базельский церковный эдикт. Государство первоначально оставалось безучастным к этой проблеме. Предварительная государственная цензура была впервые введена на съезде князей в Шпейере в 1529 г., а уже в следующем году на съезде в Аугсбурге было принято решение об обязательной публикации выходных данных. Через десять лет, в 1540 г., был издан императорский перечень запрещенных произведений, а затем — Всеобщая Папская индексация изданий. Даже через 200 лет города империи строго наказывались за отказ предоставить новостную информацию цензурным органам. А такие случаи бывали. Так, в 1513 г. совет Нюрнберга вообще отменил обязательную цензуру. В Германии шла борьба за отмену жестких государственных регламентации в прессе: за разрешение свободного допуска к журналистскому мастерству, отмену цензуры, либерализацию условий распространения, снижение налогов, возможность публиковать мнения и комментарии.

Параграф 2 Законодательное регулирование












Великобритания

1) Конституционные гарантии свободы слова.

В Великобритании не существует законодательно определенной Конституции, поэтому принцип свободы слова установлен в судебных прецедентах. Одним из объяснений того, что права граждан так и не были оформлены в Основной Закон, является доктрина о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом. По мнению законодателей этих стран, что свобода выражения мнений гарантирована культурой и традициями их государств. Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом (в суде), в рамках которых существует свобода слова.

Отсутствует закон о печати, устанавливающий права и обязанности СМИ. В то же время парламент может устанавливать ограничения свободы слова. При этом суд не обладает властью отменять принятые парламентом законодательные акты.

2) Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами.

В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Парламент может принимать законы, действительные как для страны в целом, так и только для отдельной ее части.

3) Включение элементов международного права в национальное право Великобритании.

Великобритания является участницей многих важнейших международных договоров о правах человека (в том числе Европейской конвенции о правах человека). Граждане Великобритании обращаются в Европейский суд по правам человека за защитой своих гражданских прав и, в частности, права на самовыражение («Хендисайд против Великобритании», 1976 г., «Санди таймс» против Великобритании», 1979 г., «Гэскин против Великобритании», 1989 г.). Эти обращения вызвали отмену некоторых норм британского права, не соответствующих стандартам прав на свободу выражения взглядов.

4) Механизмы саморегулирования в СМИ.

В Великобритании не существует влиятельного механизма саморегулирования прессы.

5) Отношение к понятию «клевета».

В Великобритании клеветнической считается информация, которая вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему.

Германия

1) Конституционные гарантии свободы слова.

Германия считается одной из самых демократичных стран в отношении СМИ. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа ст. 5 Основного закона Германии:

«1) Каждый человек имеет право на выражение и распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.

2) Эти права ограничиваются общими положениями, законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан».

Из ст. 5 Конституции ФРГ следует, что СМИ даны особые гарантии. Ст. 5 Основного закона защищает прессу как институт, являющийся неотъемлемой частью демократического государства. Свобода печати в государстве отвечает интересам не только прессы, но и всех граждан Германии.

Свобода прессы в Германии может быть ограничена такими нормативными актами, как законы о защите общественной нравственности, репутации, национальной безопасности, уважении государственных институтов, и статьями Конституции о защите достоинства личности, свободного развития личности, свободы выбора профессии, права собственности. Всякий, кто использует свободу прессы или другие свободы в целях борьбы с демократическим порядком, теряет свое право на свободу слова, но само лишение права и определения объема лишения - прерогатива федерального Конституционного суда.

2) Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами.

Права и обязанности СМИ заключены в законах о печати земель Германии. Согласно ст. 70 Конституции, основные законотворческие полномочия в сфере СМИ принадлежат землям. Федеральный парламент имеет право лишь издавать предписания по вопросам общего правового положения прессы.

3) Включение элементов международного права в национальное право Германии.

В 1952 году ФРГ ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека и признала право частного лица обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, а в 1973 году ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии со ст. 23 Основного закона международные обязательства, взятые ФРГ, действуют с момента объединения Германии в 1990 году на всей ее территории, включая земли бывшей ГДР. Международные обязательства Германии имеют высокий статус, поэтому международные акты обладают правовым верховенством по отношению к законодательству земель.

4) Механизмы саморегулирования в прессе.

В Германии существует эффективный механизм саморегулирования прессы. В 1956 году был организован Германский совет печати - орган добровольного самоконтроля печатных СМИ. Учредителями совета стали федеральные союзы газетных и журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и профсоюз работников СМИ. Любой человек может подать в Германский совет печати жалобу в связи с публикацией в СМИ. Если жалоба обоснована, то совет выносит публичное порицание, которое публикуется в том же СМИ.

5) Клевета.

В Германии права на защиту репутации, чести и частной жизни защищены рядом гражданских и уголовных законов. Лицо, обвиняющее СМИ в клевете, обязано предоставить суду доказательства того, что представители прессы не проверили факты, причем сделано это было по небрежности либо намеренно.

Франция

Во Франции после II мировой войны государство поначалу контролировало основные информационные каналы: оно являлось монополистом в радио– и телевещании, а также контролировало работу агентства «Франс Пресс». В первой половине 80–х годов в условиях активного проникновения финансового капитала на информационный рынок был принят Закон об ограничении концентрации, финансовой гласности и плюрализме предприятий печати, согласно которому концентрация капитала в руках одного владельца ограничивалась 10%. Однако с приходом к власти правительства Ж.Ширака был взят курс на «повышение потолка» концентрации капитала до 25% и разрешение частного телевещания, после чего во французской журналистике ведущую роль стали играть финансовые корпорации. • Конституционные гарантии свободы слова. «Статья 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, включенная в преамбулу Конституции 1958 года, гласит:

«Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством».

• Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами. Франция разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее только национальное правительство имеет полномочия в области регулирования отношений с участием прессы.

• Включение элементов международного права в национальное право Франции. Согласно статье 55 французской Конституции международные соглашения, однажды подписанные, ратифицированные и опубликованные, имеют преимущественную силу по отношению к внутренним законам.

• Механизмы саморегулирования прессы. Во Франции отсутствует какой-либо механизм саморегулирования прессы. Несмотря на это, в крупных изданиях существуют ассоциации журналистов, играющие важную роль в работе этих изданий.

• Клевета. По французскому законодательству клевета - это одновременно и гражданское правонарушение, и преступление. Доказывать правдивость распространенной информации должен ответчик.

Лишь в Германии (1976) и Франции (1986) были приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к повышению концентрации печати. Комиссия по монополиям и слиянию фирм Великобритании занимается проблемой слияния газет, но на практике ее возможности предотвратить этот процесс весьма ограничены. В Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции правительство предоставляет субсидии газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений.

В Италии журналистская деятельность базируется на статье 21–й Конституции страны, гарантирующей свободу печати, Законе о печати и Законе о Союзе журналистов, который является профессиональной гильдией. На основании последнего документа заниматься журналистской деятельностью может любой, независимо от образования, гражданин, при условии, что он прошел 18–месячную практику в СМИ и успешно сдал государственный экзамен. Поскольку аналогов такой практики «профессионализации» нет ни в одной европейской стране, положения Закона о Союзе журналистов периодически вызывают бурные дебаты в прессе.

Существуют в Италии и другие журналистские организации, в которые могут входить только те, кто считается профессиональными журналистами: Национальная федерация итальянской печати, организации «Inpgi» и «Casagit», занимающиеся социальными и страховыми вопросами. Все они принимают участие в подписании коллективного трудового соглашения с Итальянской организацией издателей газет, причем нередко, чтобы отстоять свои требования, журналистам приходится прибегать к забастовкам.

Глава 2. США

Параграф 1. История










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...