Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стандартизация и классификация средств временного размещения




Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется посредством нормативно – правового регулирования данной сферы и создания благоприятных условий для её развития. Одним из направлений государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является создание специальных структур, проводящих государственную политику в данной сфере. Этим Федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Ростуризм находится во ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. В части регулирования гостиничной деятельности Ростуризм выполняет следующие функции: осуществляет комплексный анализ и прогнозирование данной сферы в Российской Федерации, включая определение приоритетных направлений в государственном регулировании, разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и других документы, а также самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам относящимся к регулированию гостиничной деятельности, обобщает практику применения законодательства РФ в данной сфере. Для выполнения данных функций в структуре Ростуризма предусмотрены Управление анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристской деятельности и Правовое управление.

Вторым органом государственного регулирования наряду с Ростуризмом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ведомство Министерства промышленности и энергетики), в частности его технический комитет по стандартизации (ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»). Основная задача, возложенная на данный комитет, - совершенствование системы стандартизации в области гостиничной деятельности, а главная функция – разработка национальных гостиничных стандартов.

Ростуризм не имеет территориальных органов на уровне субъектов РФ. Государственное регулирование гостиничной деятельности в субъектах РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов [5, стр. 41-43]

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг является лицензирование, стандартизация и сертификация. Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», гостиничная деятельность здесь не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.[7, стр.109-111]

Согласно ч.3 ст.4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется путём стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, к которым относятся, прежде всего, гостиницы. Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности указанный закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценке и подтверждения соответствия услуг этим требованиям.[5, стр.44]

Статья 18 Закона о техническом регулировании устанавливает, что такие требования могут иметь форму стандартов или договоров. Других форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно применяемых требований к услугам, не предусматривается. Закон о техническом регулировании не допускает применения процедур обязательного подтверждения соответствия услуг каким-либо требованиям и принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определённой системе добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом или ИП или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, можно заключить, что в России гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации. Они подлежат лишь добровольному подтверждению соответствия каким-либо критериям, причём данные критерии нет необходимости регистрировать; их может разработать и применять любая организация.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию был разработан и введён в действие в качестве национального стандарта ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» Можно выделить три группы требований. Во-первых, требования к гостиницам в целом: наличие освещения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, благоустроенной прилегающей территорией, удобных подъездов для автомобилей и автобусов и т.д. Во-вторых, требования к номеру: минимально допустимая площадь, обязательное наличие определённой мебели, инвентаря и предметов санитарно-гигиенического оснащения, а также определённого оборудования и оснащённого санузла. В-третьих, предусматривается ряд требований к персоналу гостиницы: необходимость профессиональной квалификации, соответствующей выполняемой работе, обязанность персонала проявлять вежливость и доброжелательность, а также создавать атмосферу гостеприимства.[5, стр.44]

В Стандарте применены термины: «средства размещения», « турист», «услуги средств размещения». Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения: гостиницы, мотели, клубы, пансионаты, меблированные комнаты, общежития; специализированные средства размещения: санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, туристские, спортивные базы отдыха, дома охотника, конгресс – центры, кемпинги . К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаём. Данный ГОСТ предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги размещения, то есть, в том числе и гостиничными компаниями. Применение данного ГОСТа добровольно.[ 2, стр. 62]

В России существует национальная добровольная система сертификации гостиничных услуг, основанная на классификации гостиниц по системе количества «звёзд» соответствия с «системой классификации гостиниц и других средств размещения». (Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года №86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения»). [7, стр. 125]

Отметим, что классификация услуг осуществляется в добровольном порядке. По её итогам гостиницы присваивается категория, которая обозначается звёздами. Низшая из присваиваемых категорий обозначается одной звездой, а высшая пятью[7, стр.126]

Центральным органом по сертификации является орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции. Центральным органом сертификации услуг размещения является Департамент туризма Минэкономразвития России.

Центральные органы возглавляют систему сертификации и выполняют отдельные функции государственных органов: организуют работу в системе и координируют деятельность всех участников, устанавливают правила процедуры сертификации и управления системой, рассматривают жалобы заявителей (хозяйствующих субъектов) на неправильные действия органов по сертификации и испытательных центров, аккредитованных в данной системе. Непосредственно работу по сертификации центральный орган, как правило, не осуществляет. Решения центральных органов систем сертификации по апелляциям могут быть обжалованы в соответствующий орган государственного управления.

Следует отметить, что проблема разработки единых требований для оценки гостиниц находиться в центре внимания специалистов во всём мире неоднократно предпринимались попытки принять единый мировой стандарт для гостиничных услуг. На сегодняшний день эти попытки не увенчались успехом, прежде всего из-за национально-исторических особенностей туристической индустрии разных стран. Однако, в 1989 году Секретариат Всемирной Туристической организации (ВТО) выпустил рекомендации межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации. Именно этот документ рассматривают как международный стандарт, но носит он исключительно рекомендательный характер.[1, стр. 27]

Добровольная сертификация осуществляется на основе договора, который гостиница заключает с органами по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию. Чтобы получить категорию, гостиница должна оформить заявку и приложить к ней анкету-вопросник. Получив эти документы орган по сертификации создаёт комиссию, которая осуществляет процедуру оценки соответствия средства размещения и его номерного фонда соответствующей категории. Выписываются протоколы с балльной оценкой. По результатам работы составляется акт и прилагаются протоколы. Второй этап представляет аттестацию средства размещения. Орган по классификации направляет один экземпляр акта в Центральный орган сертификации (ЦОС) для заключения и передачи в Аттестационную комиссию для принятия решения. Если Аттестационная комиссия принимает положительное решение, то сертификат с приложениями подписывается председателем и высылается в ЦОС для регистрации в едином реестре. Сертификат выдаётся на 5 лет. И в течении этого времени будет проводится инспекционный контроль классифицированных средств размещения.[7, стр.126-127]. Весь процесс излишне бюрократизирован.

В данной системе сертификации, как и в ГОСТе есть существенный недостаток: их применение является добровольным. Следовательно, заставить гостиничные компании оказывать услуги в соответствии с требованиями ГОСТ или получать сертификат категории в рамках Системы классификации гостиниц и других средств никто не может. Ясно, что компании, предлагающие услуги низкого качества, либо вообще не будут проходить сертификацию, либо сделают её в рамках другой системы, созданной согласно Закону о техническом регулировании, и абсолютно законно смогут получить даже самую высокую категорию в рамках собственной системы соответствия. Сравнить качество услуг, квалифицированным по разным системам сложно. Отсюда, заказчик может получить услугу гораздо ниже той, которую он намеривался получить. Важно отметить, что была предпринята попытка решить данную проблему со стороны государства. В частности, система классификации гостиниц и других средств размещения получила одобрение Правительства РФ в распоряжении от 15 июля 2005 года №1004-Р. Это свидетельствует о том, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что гостиница действительно соответствует всем требованиям, предъявленным к категории, которые были присвоены данной гостинице. [5, стр. 50]

Однако, это не решило одну из проблем: сертификация не стала обязательной, а значит Заказчик не обеспечен достоверной информацией о категории гостиницы и о качестве гостиничных услуг.

 

 

 

1.5  Правовое регулирование деятельности малых гостиниц, в том числе хостелов

 

Разнообразные мини-гостиницы и хостелы, осуществляющие свою деятельность как в курортных местах, так и в крупных городах, исчисляются тысячами. Как правило, такие средства размещения располагаются в жилых квартирах на первых этажах жилых домов.

Такие мини-гостиницы и хостелы существуют в большинстве случаев незаконно в связи с рядом обстоятельств как правового, так и финансового характера В соответствии с частью 3 статьи 288 ГК РФ использовать жилые помещения для размещения организаций запрещено.

Жилищный Кодекс разрешает использовать жилые помещения в предпринимательских целях только гражданам, проживающим в таких помещениях, и при условии, что такое использование не нарушает права и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 17 ЖК РФ). Как правило, данной возможностью пользуются различного рода консультанты, осуществляющие свою трудовую деятельность в том же помещении, в котором проживают- адвокаты, психологи, репетиторы. К деятельности хостелов и мини-гостиниц данную норму не всегда можно применить, т.к. такие средства размещения могут занимать несколько соседних квартир, а не одну.

Законодательством предусмотрена возможность перевода жилых помещений в статус нежилых. Однако стоит отметить, что данная процедура дорогостоящая и занимает много времени. Зачастую для такого перевода недостаточно оснований- такой переход допускается при наличии отдельного входа в нежилое помещение, в отсутствии жилых помещений под нежилым и пр.. Кроме того, перевод помещения в статус нежилого влечет серьезное, почти в два раза, возрастание налогового бремени и коммунальных расходов в связи с различными тарифами на коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений. В связи с вышеуказанными обстоятельствами бизнес держателей мини-гостиниц и хостелов перестает быть рентабельным, т.к. основная причина привлекательности таких средств размещения- в низких ценах. По перечисленным выше причинам владельцы хостелов и мини-гостиниц в жилых домах стремятся уклониться от официального перевода принадлежащих им жилых помещений в статус нежилых.

Очевидно, что все эти сложности существования мини-гостиничного бизнеса нуждаются в правовом урегулировании, тем более учитывая задачи, поставленные перед туристической отраслью в Государственной программе развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317. В рамках данной госпрограммы утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», одним из основных пунктов которой является создание условий для увеличения числа бюджетных средств размещения, в том числе малых средств размещения. Среди мер правовой поддержки реализации задач госпрограммы, перечисленных в Приложении № 4 к ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» прямо названо внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрешающих использование жилых помещений для организации в них малых средств размещения. Создание правовых условий для развития бюджетного направления гостиничного бизнеса особенно важным предстает в свете резкого падения показателей выездного туризма (количество российских туристов, выехавших за границу в первом полугодии 2015 года, более чем на 30 % ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года). Российская туристская инфраструктура не успевает отвечать возросшему спросу на туристские услуги на внутреннем направлении.

С указанной целью Министерством культуры Российской Федерации разработан проект изменений статьи 288 ГК РФ, предусматривающих предоставление индивидуальным предпринимателям и организациям осуществлять деятельность по предоставлению услуг временного проживания в малых средствах размещения, расположенных в жилых помещениях. По состоянию на декабрь 2015 года данный проект проходит процедуру согласования в Правительстве РФ; проект прошел этап общественных слушаний, на следующих этапах осуществляется антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия и утверждение Правительством окончательной версии законопроекта; после чего последует внесение законопроекта Правительством на рассмотрение Государственной Думы. Информация о законопроекте доступна на федеральном портале проектов нормативных актов.

Однако судьба законопроекта неопределенна, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы законопроекта с прямо противоположным содержанием. 7 сентября 2015 года группой депутатов Государственной Думы как субъектами законодательной инициативы был внесен законопроект, который устанавливает запрет на использование жилых помещений в целях оказания гостиничных услуг.

Предлагается дополнить часть 3 статьи 17 ЖК РФ, которая в действующей редакции запрещает использование жилых помещений для размещения производств, запретом на размещение в жилых помещениях гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения. Текст законопроекта и сопроводительная документация доступны на сайте Госдумы РФ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...