Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Здесь, правда, придаточные стоят перед главным предложением. Но это без разницы.




3. Неоднородное подчинение (параллельное) – самое интересное!

 

Вы все знаете, что такое новогодние гирлянды. Как жалко, когда перегорают в них лампочки. Если вдруг сгорела вся гирлянда, значит соединение в ней было последовательным. Помните, я вам написала, про закон «звеньев»: вылетает звено (вагон, лампочка), все летит к черту!

Но в настоящее время производители все-таки заботятся о своих покупателях, и в гирляндах стали употреблять параллельное соединение. А это означает, что если сгорит одно звено, то все остальные останутся целыми. Так и в наших предложениях с параллельным соединением: уберем одно придаточное, смысл предложения станет менее разнообразным (как и огни в гирлянде, например, без красного цвета), но в целом предложение не исчезнет. НАПРИМЕР:

 


   [ … , (кто … ), … , (что … ), … ].                [ ], (кто … ), (что … ).

 

Но и тот, кто до войны воз­вра­щал­ся домой после дол­гой раз­лу­ки, не ис­пы­ты­вал тогда того, что ис­пы­ты­ва­ем мы сей­час.

Дверь от­кры­лась сразу, но Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге, по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, радост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.


А теперь о том, где могут стоять придаточные при параллельном соединении.

1. могут разрывать главное предложение:

 

Но и тот, кто до войны воз­вра­щал­ся домой после дол­гой раз­лу­ки, не ис­пы­ты­вал тогда того, что ис­пы­ты­ва­ем мы сей­час.

2. стоять друг за другом после главного предложения (отличаются от придаточных, соединенных однородным подчинением тем, что отвечают на разные вопросы, присоединяются разными союзами):

Дверь от­кры­лась сразу, но Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге,по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, радост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.

Одно придаточное может стоять перед главным предложением, другое – после него.

Когда наступит весна, я пойду в лес, чтобы набрать там подснежников.


* Курсивом выделены придаточные предложения.

Алгоритм выполнения на примере задания из КИМа:

13
Среди предложений 36-38 найдитесложноподчиненное предложениес однородными придаточными.Напишите номер этого предложения.

. (36) Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало.(37) Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38) Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…


Читаем предложения и выбираем только СПП с двумя или более придаточными.

Не подходит, в его составе только 2 предложения.

Подходит: в нем 4 предложения.

Не подходит: в нем 2 предложения.

5. Таким образом, методом исключения мы нашли ответ. Однако проверим предложение:

 

Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем1, ветер колышет полы его пальто2 и на седую голову падает снег3.

 

Представилось что? Три придаточных, обозначенных мною цифрами, отвечают на один и тот же вопрос.

 

Ответ записываем цифрами: 37.

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Ученик должен знать, выполняя задания, виды связи предложений в составе сложного (союзная связь: сочинительная и подчинительная, бессоюзная связь).

Алгоритм выполнения задания:

1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение(БСП);

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены (ССП);

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное (СПП).

.4. выпишите номер того предложения, которое требовалось найти.

Например,

Среди предложений 32-34 найдитесложное бессоюзноепредложение. Напишите его номер.

(32) Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33) Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем.(34) Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.

1. 32 предложение не подходит. Предложение сложное, но есть союз а. Это ССП.

2. 33 предложение сложное. Но есть союз что. Это СПП,

3. остается 34 предложение. Оно подходит: сложное и без союзов.


ОТВЕТ записываем цифрами: 34.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...