Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алгоритм выполнения задания (уточнение)




1. 1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

 

Например,

 

Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.

 

Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при уточняющей конструкции: 

§
1запятая. Наверное – это вводное слово. Можно заменить синонимичным вводным словом – возможно, изъять его из предложения.

§ 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию.

§ 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.

 

Ответ записываем цифрами: 23

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Ученик должен знать, выполняя задание, способы выраженияподлежащего и сказуемого в русском языке

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы в предложении, посчитайте их количество.

2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.


Например,

11
Укажите количествограмматических основв предложении 20.

 

(20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь.

Рассуждения:

1. Грамматическая основа – я приосанился и положил. Всего одна.

2. Ответ – 1.

Ответ записываем цифрой: 1.

 

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ученик, выполняя задание, должен:

- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;

- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;

- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;

- знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;

- уметь делать пунктуационный анализ.

Алгоритм выполнения задания:

1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение(БСП);

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены (ССП);

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное (СПП).

Итак, пример:

12
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку»,1 а мне за те же самые три ошибки «тройку»?! Это была повесть Катаева «Сын полка»,2 которую я прочитал ещё летом. Новая учительница,3 увидев,4 что я не пишу,5 и желая сразу навести порядок в классе,6 поставила мне в дневник двойку.

Рассуждения:

1. всего на рассмотрение нам предлагают 6 зпт.

2. 1 зпт стоит перед союзом А. значит это сочинительная связь.

3. 2 зпт стоит перед союзным словом которую, значит это подчинительная связь.

4. 3 зпт выделяет дееприч.оборот, 4 тоже, заодно отделяет одно предложение от другого и обозначает подчинительную связь. так как стоит перед подчин.союзом что. 5 зпт обозначает конец придаточного предложения, значит тоже обозначает подчинит.связь. Союзиздесь ни при чём.

5. По сути 5 и 6 запятые выделяют деепричастный оборот. Если его убрать, 5 зпт встанет на свое место – обозначит конец придаточного предложения.

Ответ записываем цифрами: 245.


13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание, сложное предложение с разными видами связи между частями

Алгоритм выполнения задания:

1. 1.Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

- нам нужны только те предложения, в которых 3 и более грамматических основ, и они должны быть сложноподчиненными.

Почему? Докажу вам:

Мы ищем предложения с определенной связью между ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В СОСТАВЕ СЛОЖНОподчиненного.

Значит придаточных должно быть не менее 2-х + 1 главное предложение. Итого 3 предложения в составе сложного.

 

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.

 4. Итак, мы нашли СПП с двумя придаточными. Выясняем, какой связью они соединены:

1. Последовательное подчинение.

 

 


[ ], (что … ), (которые … ). Он делал вид, что кри­чит на маль­чи­шек, которые ти­хонь­ко про­бра­лись в те­ат­раль­ный двор.

 

Соединение цепочкой: убери одно звено – цепь рассыплется (или как вагоны поезда). Вопросы задаем последовательно, от одного предложения к другому.





Однородное подчинение.

 

 

 


[ ], (как … ), (как … ). Они ви­де­ли, как ру­шат­ся дома от взры­вов, как па­да­ют в го­лод­ном беспамят­стве люди

 

Два придаточных относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос (по типу однородных членов предложения), прикрепляются одним и тем же союзом. В данном предложении - союз «как».

 Иногда в примерах вместо второго союза может стоять между придаточными союз «и», как и при однородных членах.

 

 


[ ], (что … ) и (что … ). Вы­хо­ди­ло, что мы ро­ди­лись слиш­ком позд­но и пути к славе для нас за­кры­ты.

 

Или вовсе не будет союза второго, вместо него поставят запятую(как и при однородных членах).

 

        (Если…), (если…), то

 

Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...