Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Алгоритм выполнения задания (уточнение)
1. 1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов - отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? - конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении. 2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.
Например,
Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.
Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при уточняющей конструкции: § § 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию. § 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.
Ответ записываем цифрами: 23 11. Выделение грамматических основ в предложении. Ученик должен знать, выполняя задание, способы выраженияподлежащего и сказуемого в русском языке Алгоритм выполнения задания: 1. Выделите грамматические основы в предложении, посчитайте их количество. 2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.
(20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. Рассуждения: 1. Грамматическая основа – я приосанился и положил. Всего одна. 2. Ответ – 1. Ответ записываем цифрой: 1.
12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ученик, выполняя задание, должен: - уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе; - иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях; - понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного; - знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение; - уметь делать пунктуационный анализ. Алгоритм выполнения задания: 1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: - если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; - если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным. 2. Выявите границы простых предложений в составе сложного. 3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: - если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение(БСП); - если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены (ССП); - если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное (СПП). Итак, пример:
Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку»,1 а мне за те же самые три ошибки «тройку»?! Это была повесть Катаева «Сын полка»,2 которую я прочитал ещё летом. Новая учительница,3 увидев,4 что я не пишу,5 и желая сразу навести порядок в классе,6 поставила мне в дневник двойку. Рассуждения: 1. всего на рассмотрение нам предлагают 6 зпт. 2. 1 зпт стоит перед союзом А. значит это сочинительная связь. 3. 2 зпт стоит перед союзным словом которую, значит это подчинительная связь. 4. 3 зпт выделяет дееприч.оборот, 4 тоже, заодно отделяет одно предложение от другого и обозначает подчинительную связь. так как стоит перед подчин.союзом что. 5 зпт обозначает конец придаточного предложения, значит тоже обозначает подчинит.связь. Союзиздесь ни при чём. 5. По сути 5 и 6 запятые выделяют деепричастный оборот. Если его убрать, 5 зпт встанет на свое место – обозначит конец придаточного предложения. Ответ записываем цифрами: 245. 13. Синтаксический анализ сложного предложения. Ученик должен знать, выполняя задание, сложное предложение с разными видами связи между частями Алгоритм выполнения задания: 1. 1.Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: - если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; - если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным; - нам нужны только те предложения, в которых 3 и более грамматических основ, и они должны быть сложноподчиненными. Почему? Докажу вам: Мы ищем предложения с определенной связью между ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В СОСТАВЕ СЛОЖНОподчиненного. Значит придаточных должно быть не менее 2-х + 1 главное предложение. Итого 3 предложения в составе сложного.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного; 3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: - если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение; - если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены. - если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное. 4. Итак, мы нашли СПП с двумя придаточными. Выясняем, какой связью они соединены: 1. Последовательное подчинение.
[ ], (что … ), (которые … ). Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор.
Соединение цепочкой: убери одно звено – цепь рассыплется (или как вагоны поезда). Вопросы задаем последовательно, от одного предложения к другому. Однородное подчинение.
[ ], (как … ), (как … ). Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди
Два придаточных относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос (по типу однородных членов предложения), прикрепляются одним и тем же союзом. В данном предложении - союз «как». Иногда в примерах вместо второго союза может стоять между придаточными союз «и», как и при однородных членах.
[ ], (что … ) и (что … ). Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
Или вовсе не будет союза второго, вместо него поставят запятую(как и при однородных членах).
(Если…), (если…), то
Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |