Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Германский федерализм, местное самоуправление и управление
ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г. Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой. В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен. Основные принципы федеративного устройства ФРГ: 1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства; 2) на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; 3) все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате; 4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка; 5) компетенция Федерации и земель разделена: исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая компетенция и компетенция земель. В принципе, принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное; 6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей; 7) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь. Местное самоуправление и управление. Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет. Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель. 4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах: 1) южногерманская модель (в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету; 2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету; 3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями; 4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению. Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами. Конституция КНР Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства. Характерные черты Конституции: 1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству; 2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина); 3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.; 4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК; 5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве». Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г. Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР. Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице. Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа. Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая. Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |