Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-территориальное устройство Великобритании




Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Великобритания имеет также колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. Шотландия и Уэльс получают с 2000 г. автономию, разную по своим полномочиям (Уэльс – довольно узкую).

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от Короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 – в Англии, 22 – в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26). После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.

Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии – 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует:

  1. наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;
  2. существует институт адаптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;
  3. контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);
  4. министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;
  5. контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.

Конституция и конституционное развитие Французской республики

Французские юристы для характеристики конституционного уровня регулирования используют понятие «конституционный блок». Он включает:

  1. 3 нормативных акта (Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1787 г. и преамбулу Конституции 1946 г.);
  2. некоторые международные акты (в первую очередь прямо упоминаемые в Конституции 1958 г.);
  3. «основные принципы, признанные законами Республики» (на это указывает преамбула Конституции 1946 г.).

Конституция 1958 г. регулирует в основном вопросы организации государственной власти. Декларация прав человека и гражданина – гражданские права и свободы (свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), преамбула Конституции 1946 г. дополняет Декларацию установлением ряда социально-экономических прав, таких как право на получение работы, на стачку, право на охрану здоровья, отдых и досуг, и некоторыми другими, а также создает конституционную основу для социально-экономических реформ.

Структура Конституции Франции включает преамбулу и 17 разделов, формально (по нумерации) объединяющих 79 статей (в процессе изменений была введена дополнительная нумерация), поэтому фактически в Конституции 90 статей.

  • Раздел 1 «О суверенитете».
  • Раздел II «Президент Республики» – роль и место Президента в системе органов государства.
  • Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции.
  • Раздел IV «Парламент» – о парламенте.
  • Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
  • Раздел VI «О международных договорах и соглашениях» – аспекты взаимодействия национального права с международным и особенно европейским правом.
  • Раздел VII «Конституционный совет» – состав, порядок формирования и сроки полномочий.
  • Раздел VIII «О судебной власти».
  • Раздел IX «Высокая палата правосудия» – положения об учреждении, составе и др.
  • Раздел Х «Об уголовной ответственности членов Правительства».
  • Раздел XI «Экономический и социальный совет» посвящен статусу консультативного органа по проблемам экономического и социального характера.
  • Раздел XII «О местных коллективах» – основы правового статуса коммун, департаментов и заморских территорий.
  • Раздел XIII «Переходные положения, касающиеся Новой Каледонии».
  • Раздел XIV «О соглашениях об объединении».
  • Раздел XV «О Европейских сообществах и Европейском союзе» посвящен участию Франции в указанных организациях и вопросам избирательного права.
  • Раздел XVI «О пересмотре Конституции» устанавливает круг субъектов права законодательной инициативы.

Статьи, включенные ранее в раздел XVII «Переходные положения», были отменены Законом 95-880 от 5 августа 1995 г.

По способу изменения Конституция является жесткой, и процедура изменения включает 2 этапа:

1) первый этап состоит в том, что проект изменений должен быть одобрен палатами в идентичной редакции;

2) второй этап включает два варианта:

а) одобрение на референдуме;

б) одобрение Конгрессом (т. е. на совместном заседании палат парламента) большинством в 3/5 голосов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...