Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семантические модели представления знаний
Семантика – наука, определяющая смысл отношений между понятиями окружающего мира. Семантическая модель представляет собой ориентированный помеченный граф, вершинами которого являются понятия, а дугами – семантические отношения между понятиями. Семантическая модель строится в виде иерархической сети, в которой вершины верхнего уровня знаний соединены линиями отношений с соответствующими вершинами нижних уровней. В семантических сетях используются следующие основные типы понятий: · объекты исследуемой предметной области; · события – действия, которые могут перевести объекты данной предметной области в желаемое (целевое) состояние или найти в сети путь событий, приводящих к целевому состоянию; · свойства – характеристики объектов, событий, процессов и др., в том числе: - свойства объектов: цвет, размеры, качество и др.; - свойства событий: время, продолжительность, место и т.д.; · значения, которые могут принимать свойства. Основными типами отношений в семантических сетях могут быть: · «целое - часть» («класс-подкласс», «множество-элемент»); · «класс-элемент класса» («цветок-роза»); · «свойство-значение» («цвет-желтый»); · «пример элемента класса» («роза-чайная»). · функциональные («производит», «влияет»); · количественные («больше», «меньше», «равно»); · пространственные («далеко от», «близко от», «за». «под», «над»); · временные («раньше», «позже», «в течение»); · атрибутивные («имеет свойство», «имеет значение», «имеет частью», «принадлежит»); · логические («и», «или», «не»); · лингвистические и др. Рассмотрим пример построения базы знаний прототипа экспертной системы (см. раздел 2.1.1) с использованием семантической модели представления знаний. В качестве понятий предметной области "Транспортные средства" выступают следующие объекты: · самолет, вертолет, катер, танкер, грузовик, такси. Транспортные средства обладают такими свойствами: · имеет колеса, имеет винт, имеет крылья, возит грузы. Семантическую модель базы знаний приведенной предметной области "Транспортные средства" можно представить в виде: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 434. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |