Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды, уровни и формы общения.




Характер общения – это типыобщения. Предметная направленность общения – это виды общения.Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.

Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическоеобщение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозноеобщение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научномобщении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.

В экономическомобщении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Выделяют семь уровней общения:

  1. примитивный;
  2. манипулятивный;
  3. стандартизованный;
  4. конвенциональный;
  5. игровой;
  6. деловой;
  7. духовный.

Наконвенциональном уровне происходит наиболее полноценное человеческое общение.

Для человека, опустившегося на примитивный уровень общения, собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий. Пристройка осуществляется “снизу” или “сверху”. Если на такое общение реагировать так же примитивно, значит расписаться в собственной беспомощности; здесь надо хладнокровно проучить человека, но не унизить.

Наманипулятивном уровне партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая выгода, с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроится к партнеру “сверху” и иметь возможность безнаказанно наносить ему уколы. Общение, изначально ориентированное на такого рода выигрыш, называется манипуляцией.

Стандартизованный уровень – контакт “масок”. маску часто надевают люди чересчур застенчивые, не уверенные в себе.

Деловой уровень подразумевает не просто деловые контакты как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на деловом уровне, нередко они выглядят как общение на манипулятивном или стандартизованном уровне.

Духовный уровень – высший уровень человеческого общения. Для любой фазы контакта характерно восприятие партнера как носителя духовного начала, и это пробуждает в нас чувство сродни благоговению. Ни образование, ни возраст роли не играют, если в человеке есть “искра божья”. М. Твен чутко заметил: “С крупным человеком и вы чувствуете себя крупнее, а ничтожество обязательно даст вам понять, какое вы сами ничтожество. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе”.

.

Основные характеристики вербального общения.

Вербальное общение – это устное словесное общение. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, т.е. искусством вести беседу. Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов как музыка, видеофильмы, стихи и т.п.

Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т.п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов – залог успеха выступления.

Современная аудитория не приемлет менторского тона – разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т.п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения. Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят

результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении – степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т.е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).

Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:

· варьирование тональности выступления;

· акцентирование главных мыслей;

· постановка риторических вопросов по ходу выступления;

· использование форм диалога;

· включение образных сравнений, поговорок и т.п.;

· использование примеров;

· применение повторов.

Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...