Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпочтение мужских качеств (ПМК).




Предпочтение женских качеств (ПЖК).

     Последние две шкалы отражают те ситуации, когда отноше­ние родителя к ребенку определяется не действительными осо­бенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель припи­сывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в подростке атрибутов мужского пола.

Данный опросник является весьма ценным инструментом для диагностики нарушений воспитания ребенка и наиболее распространенных их причин. Дальнейшая работа должна осуществляться согласно традиционным схемам поведенче­ски-ориентированного консультирования, описанным выше, -сначала изменение установок, затем изменение поведения, т. е. разработка конкретного плана позитивного реагирования клиента и закрепление конструктивных навыков поведения. В случае личностных нарушений, мешающих закреплению конструктивных навыков поведения, используется личност-но-ориентированное консультирование или психотерапия. После наступления соответствующих личностных изменений вновь возвращаются к оставленному на время поведенчески-ориентированному консультированию: занимаются разработ­кой конкретного плана позитивного реагирования клиента и закреплением конструктивных навыков поведения. В про­цессе этой работы в русле поведенчески-ориентированного кон­сультирования могут активно использоваться приемы решение-ориентированного консультирования, метод критических ин­цидентов.

 

Методика РОД

Методика РОД («Родителей оценивают дети») создана на базе методики АСВ И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Здесь уже на вопросы опросника отвечают не родители, а их дети. Оценочные шкалы опросника в целом те же, что и у оп­росника АСВ, только их здесь несколько меньше (18 шкал). Отсутствуют шкалы ПМК и ПЖК. Методика стандартизиро­вана на выборке подростков от 12 до 16 лет. Объем выборки стандартизации равен 1496 человек.

Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением

При работе с родителями детей, у которых выявлен син­дром дефицита внимания с гиперактивным поведением, ре­комендуем использовать рекомендации для оптимизации об­щения между родителями и ребенком, собранные воедино нашей студенткой-дипломницей МГОПУ им. М.А. Шолохова Е.В. Черкасовой [2002, с. 43-44]:

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте пози­тивную установку на себя. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укре­пить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физи­ческому наказанию, оно все равно не поможет. Стройте ваши от­ношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возник­шие трудности.

3. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ре-> бенка.

4. Избегайте повторения слова «нет», «нельзя». Помни­те, что в силу своих особенностей ребенок просто не в состоянии выполнить часть Ваших требований.

5. Давайте ребенку только одно задание на короткий про­межуток времени, чтобы он мог его завершить.

6. Поручите ему часть домашних дел, которые необходи­мо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

7. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, т. е. показывайте, что и как нужно делать.

8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требую­щие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашива­ние, мозаика и др.).

9. Ведите балльную или знаковую систему вознаграж­дений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игруш­кой и пр.).

10. Избегайте повышенных или пониженных требова­ний. Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его спо­собностям.

11. Определите вместе с ребенком рамки поведения - что можно и чего нельзя.

12. Стимулируйте ребенка к соблюдению четкого распоряд­ка дня.

13. Избегайте большого скопления людей, шумных ком­паний.

14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним парт­нером.

15. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

16. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. По­лезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Естественно, что этим работа с гиперактивным ребенком не должна ограничиваться. Необходимы специальные тренинговые занятия, возможно, контакт с невропатологом. Но этот раз­дел работы выходит за рамки компетентности данного пособия.

 

 

Отечественные и зарубежные концепции профориентации.

ПО - это система мероприятий психологической помощи молодежи, выбирающей профессию. Роль и значение правильного выбора профессии. Современный мир технологичен, велика ответственность при выборе профессии, молодые люди не имеют права на ошибку и .т. Психологическая помощь в выборе профессии строится в рамках какой-то модели, должны опираться на теоретическую модель. Это научно обоснованная последовательность действий практического психолога по работе к оптантом. (человек, выбирающий профессию). Модель говорит о том, что надо делать, чтобы подросток или старший школьник правильно выбрал профессию. Таких моделей несколько:

Отечественные концепции.

  1. Концепция Е.А. Климова, 1980-е годы. Согласно ее необходимо определить профессиональную пригодность оптанта к одному из профессиональных типов. Среди таких профессиональных типов он выделил: (классификация профессий Климова, привести примеры. У Климова есть диагностирующий эти типы опросник ДДО, можно и про него рассказать (но он не современный, сейчас не работает, так как появилось много профессий, которых не было в то время).
  2. На сегодняшний день пользуются теоретической концепцией И.В. Дубровиной. Это концепция школьно психологической службы. Согласно Дубровиной проф ориентационная служба должна строить свою работу по следующей схеме:

· Мониторинг профориентационных интересов (начиная с 7-8 класса), анкеты»кем ты хочешь быть?», опросники, групповые дискуссии.

· Профдиагностика первичного выбора. Проводится групповое тестирование, позволяющее увидеть первичный выбор. Когда мы проводим групповую диагностику, мы можем увидеть спектр интересов, который сейчас у молодежи очень разнообразен. Это нужно для построения профильности обучения. На основании которого можно перейти к следующему пункту.

· Совершенствование профессиональных интересов. Это можно сделать путем индивидуальных бесед, консультаций, на которых ребенку нужно рассказать о реалиях всех профессий. Профессионально информировать о ВУЗах, где можно получить эту профессию. Необходимо также проводить беседы с родителями, чтобы понять их ожидания и по возможности исключить компенсаторный тип выбора профессии. Часто бывает, что родители считают престижными профессиями одни, в то время как в реальности это совсем другие .

· Утверждение профессионального выбора. То есть, четкий план поступления в какой-то определенный ВУЗ. Нужно узнать условия поступления в ВУЗ, условия оплаты, режим обучения, наличие военной кафедры и т.п.

 

Дубровина также рекомендовала методы диагностики, в ее лаборатории был создан ОПГ (опросник профессиональной готовности). Им предполагалось измерять проф. Выбор. Карта интересов Голомштока и ДДО Климова.

Могут спросить, какие взгляды вы разделяете? Идея Климова красива и используется до сих пор. Идея Дубровиной практична. Зарубежные концепции возникли задолго до наших, и стали их базой.

 

Зарубежные концепции

1. Джона Холланда (1966 год).Определение профессионального типа личности. Согласно его идее личностные особенности в человеке группируются таким образом, что фактически предназначают к определенному типу профессиональных занятий. («Рожденный ползать летать не может J). Идея хороша тем, что надо учитывать личностные особенности и подпирать подходящую профессиональную сферу. Однако, личностные особенности меняются с течением жизни.

Холланд выделил 6 профессиональных типов личности: реалистический человек, интеллектуальный, социальный и т.п. (есть в лекциях) Надо рассказать хар-ку каждого типа и профессии, которые им соответствуют.

У Холланда есть тест, построенный на дихотомическом выборе, содержащий 42 пары утверждений. По ним можно определить проф. Принадлежность человека.

2. 1987 год Концепция Д. Сьюпера. Согласно этой концепции человек может выбирать одну из «моделей мира», к которой у него имеется предпочтение. В сочетание «модель мира» он закладывает образ жизни, который человек будет вести, когда будет работать в этой профессии. Таких моделей он выделили 4:

  • Сфера. сельское хозяйство, торговля, промышленность (там, где пересекаются интересы многих разных людей)
  • Интеллект. Это наука, разведка, изыскательские профессии, геологический поиск, археологи - там где надо что-то искать, осмысливать, создавать новое.
  • Искусство - художники, писатели, все творческие люди
  • Образование. Учителя, воспитатели, тренеры, создатели учебников и т.п.

 

В этой концепции не инструмента измерения. Основной инструмент - самонаблюдение, рефлексия. Валидность этого метода недостаточно высокая.

 

Теория Фредерика Кьюдера Идея построена на группах интересов людей (80-90 годы). Предназначена для школьных психологов, которые должны вести бланк наблюдения интересов про каждому ребенку, где отмечается в каком возрасте и при каких обстоятельствах у ребенка возникли те или иные интересы. Это не очень применимо в России, где дети участвуют почти во всех олимпиадах и соревнованиях.

Анкета интересов Кьюдера хороша идеей наблюдения за ребенком вообще. В конечном счете психолог создает профессиональный профиль интересов ребенка, на основании которого можно дать рекомендации по выбору профессии.

 

Резюме по вопросу:

  1. подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный
  2. огромное значение имеет выбор ребенка
  3. необходимо осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии, то есть мы должны предоставить ребенку информацию, касающуюся его выбора и.т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...