Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценки эффективности модели




 

1. Целевое назначение(конкретность, очерченность целей, задач, их согласованность с действиями и результатом).

  1. Системность (целостность, взаимосвязь и взаимоподчиненность целей, компонентов, результата).
  2. Концептуальность (опора на научную управленческую концепцию, управленческое обоснование достижения образовательных целей).
  3. Управляемость (возможность на основе диагностики определять цели, анализировать, планировать и организовывать, контролировать управленческий процесс, выбор средств достижения результата; наличие взаимосвязей всех составля­ющих модели).
  4. Компьютерное сопровождение (автоматизация процесса в комплексе или использование элементов компьютерной технологии в случаях, когда другие управленческие средства не дают должного эффекта).
  5. Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других системах образования, использования другими субъектами управления).

Использование данных критериев оценки модели дает возможность администрации проводить анализ состояния комплексной информатизации, вычленения проблем и принятия решений, направленных на устранение недостатков.

Оценке эффективности внедрения модели будет способствовать и анализ следующих требований,предъявляемых к модели:

  1. Наличие прямых и обратных информационных управленческих связей.
  2. Унифицированность параметров компьютерной техники.
  3. Комплексность использования компьютерной техники.
  4. Достаточность состава информационных модулей для решения внутришкольных задач образования и управленческой деятельности.
  5. Доступность в использовании школьной информационной сети для всех субъектов образовательной системы школы.

Предложенная модель управления комплексной информатизацией школы является основанием для построения и организации соответствующего процесса управления. Модель предполагает использование в управлении как его классических оснований, так и современных подходов. Первое означает, что использование информационных технологий управления дает возможность осуществлять ряд его классических функций: анализ, планирование, организация, контроль. Второе состоит в неограниченных возможностях информационного обмена в рамках действующих информационных образовательных сетей.

В определенной степени настоящая модель является идеализированной, так как реальные ресурсные возможности школ далеко не однозначны. Поэтому модель в практической деятельности может реализовываться поэтапно по мере создания соответствующей материально-технической базы. Вместе с тем, основная идея модели состоит в ее комплексности. Из этого следует, что любое отклонение от предложенной схемы построения модели, обозначенных условий и требований может нарушить её целостность и в перспективе вызовет цепочку дополнительных организационных проблем.

Комплексная информатизация управленческой деятельности в итоге направлена на решение важнейшей задачи — повышение качества образования. Внедрение предлагаемой модели может стать импульсом в разработке и осуществлении школьных, районных (городских) программ, направленных на повышение качества школьного образования.

 

4.3. Описание модели управления комплексной информатизацией районной

 (городской) системы образования

 

Концептуальной основой районной (городской) модели управления комплексной информатизацией является комплексная, системная технология программно-технических и учебно-методических систем, обеспечивающих непрерывное компьютерное образование, формирование информационной культуры всех субъектов управления образовательной системы.

Выстраивая модель управления комплексной информатизацией образования, будем придерживаться следующих положений: начало внедрения и последующее функциониро­вание модели должно осуществляться с опережающим формированием психологической готовности педагогических кадров и администрации, их специальной подготовки к использованию компьютерной техники и информационных компьютерных технологий в процессе обучения и управленческой деятельности.

2. Техническое оснащение процесса в каждом учреждении образования должно соответствовать следующим требованиям:

· обеспечено информационное единство базы данных в учебном заведении, при котором информация хранится в одном месте и доступна для обработки всем программам;

· информационная модель базы данных может быть изменена или дополнена силами пользователей, без привлечения к решению этой проблемы разработчиков;

· обеспечена информационная доступность, при которой можно получить любые выборки информации.

3. В соответствии с функциями учреждений, органов управления образованием проектируемая модель комплексной информатизации должна быть представлена определенными модулями, каждый из которых имеет свое назначение в процессе информатизации.

С точки зрения управления процессами комплексной информатизации системы образования района (города) целесообразно выделить основные характеристики проектируемой модели. При этом должны быть:

· определены элементы, участвующие в процессе управления;

· определены связи между элементами;

· определены потоки информации;

· разработан алгоритм построения модели;

· разработан план технического оснащения всей структуры управления;

· назначены ответственные специалисты;

· разработаны нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов.

При разработке модели комплексной информатизации структуры управления образованием любого уровня, в том числе и районного (городского), выделим две ведущие цели:

1. Создание единого информационного образовательного пространства.

2. Формирование информационной культуры всех субъектов системы образования.

В рамках районной (городской) системы образования в результате достижения этих целей должны быть решены следующие задачи управления комплексной информатизацией:

– создание на основе комплексной автоматизации процессов информатизации районной (городской) образовательной сети;

– создание информационно-ресурсного центра информатизации;

– интенсификация темпов комплексного обеспечения учреждений образования компьютерными техническими средствами, программной продукцией;

– создание системы компьютерного всеобуча руководителей, специалистов учреждений образования;

– массовое использование информационных технологий педагогического и управленческого назначения.

Схематически это выглядит следующим образом (Рис.6).

Рис. 6.Схема основных целей и задач модели управления комплексной информатизацией районной (городской) системы образования

 

На основе определённых целей и задач обозначим основные характеристики модели управлениякомплексной информатизацией районной (городской) системы образования, к которым отнесем необходимые условия, требования и компоненты структуры.

Условия

(Сами условия и пути их создания приведены ранее в таблице раздела 1.3, здесь приводится только их перечень.)

1.1. Нормативно-правовое обеспечение направлений деятельности, ориентированных на развитие процессов информатизации.

1.2. Компьютеризация учреждений образования.

1.3. Комплексность решения задач информатизации.

1.4. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.

1.5. Научно-методическое обеспечение.

1.6. Государственная поддержка органов управления образованием, учреждений образования по внедрению информационных технологий в управление системой.

1.7. Государственная поддержка научно-педагогических исследований, научно-методического обеспечения процессов модернизации образования.

1.8. Государственно-общественная система управления качеством образования.

1.9. Обеспечение непрерывного профессионального роста педагогических кадров в области компьютерных технологий.

Требования к модели

2.1. Целостность (наличие целей, достаточность компонентов системы, заданность результатов).

2.2. Наличие прямых и обратных информационных управленческих связей.

2.3. Унифицированность параметров компьютерной техники.

2.4. Унифицированность критериев экспертизы, оценки эффективности программной продукции.

2.5. Комплексность использования компьютерной техники.

2.6. Доступность в использовании информационной сети для всех субъектов системы образования.

2.7. Наличие в структуре районного (городского) координационного центра.

2.8. Возможность использования с позиций функционального подхода для анализа, прогнозирования, планирования, организации процесса, контроля процесса и результатов.

2.9. Наличие критериев оценки эффективности модели.

2.10. Структурированность информационных модулей по ступеням образования и направлениям деятельности.

Критерии оценки эффективности модели:

1. Целевое назначение (конкретность, очерченность целей, их согласованность с действиями и результатом).

2. Системность (целостность, взаимосвязь и взаимоподчиненность целей, компонентов, результата).

3. Концептуальность (опора на научную управленческую концепцию, управленческое обоснование достижения образовательных целей).

4. Управляемость (возможность на основе диагностики определять цели, анализировать, планировать и организовывать, контролировать управленческий процесс, выбор средств достижения результата; наличие взаимосвязей всех составляющих модели).

5. Компьютерное сопровождение (автоматизация процесса в комплексе или использование элементов компьютерной технологии в случаях, когда другие управленческие средства не дают должного эффекта).

6. Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других системах образования, использования другими субъектами управления).

Данный состав критериев оценки эффективности модели может использоваться в целях самоконтроля, самооценки в процессе её внедрения. На основе проведенного анализа определяются проблемы, выделяются приоритеты, принимаются решения по устранению недостатков в процессе управления комплексной информатизацией системы образования.

Структурные компоненты модели:

1. Организационно-управленческий модуль.

2. Информационно-методический модуль.

3. Образовательный модуль.

4. Тиражно-демонстрационный модуль.

5. Научно-продуктивный модуль.

6. Культурно-просветительский модуль.

На основе условий, требований к модели, состава её структурных компонентов, критериев оценки эффективности ниже (рис. 7) предлагается схема структурно-функциональной модели управления комплексной информатизацией районной (городской) системыобразования.

Приведенная схема модели свидетельствует о полной взаимосвязи всех ее составляющих: целей, задач, компонентов и результата.

Это означает не только наличие прямых и обратных информационных потоков между всеми составляющими модели, но и является признаком ее управляемости. Вместе с тем взаимосвязь предполагает и взаимовлияние субъекта и объекта управления (связь 2-3), целей и результата (связь 1-4). Под последним понимается, что в зависимости от прогнозируемого результата, возможностей его достижения может определяться соответствующее содержание, планка достижения цели.

 

Рис 7. Схема структурно-функциональной модели управления комплексной информатизацией районной (городской) системы образования.

 

Организационно-управленческий модульобеспечивает реализацию функций управления содержанием и технологиями образовательной деятельности, воспитательной работы, оптимизацию управленческой деятельности на основе использования информационных технологий управленческого назначения; осуществление организационных вопросов учебно-воспитательного процесса (сменность занятий, режим функционирования, расписание занятий, занятость кабинетов, обеспеченность кадрами, материально-техническое, финансовое обеспечение и др.). В функции данного модуля входит использование информационных технологий при контроле и оценке качества образования в деятельности школ.

Информационно-методический модуль предназначен для педагогов и ориентирован на развитие творческой педагогики. Обеспечивает смысловой анализ функционирования системы образования с точки зрения соответствия концептуальным направлениям развития, целям и задачам образовательного процесса; обеспечивает создание информационной модели содержания образования, разработку средств информационного обеспечения методической и опытно-экспериментальной работы. В функции модуля входят формирование программно-методического фонда, разработка компьютерных программ, проведение те­леконференций.

Образовательный модуль предназначен для формирования функциональной компьютерной грамотности и информационной культуры всех субъектов образовательной системы, обеспечивает их доступ к ресурсам информационных сетей всех уровней, содержит систематизированные информационные материалы по всем ступеням и образовательным областям школьного образования, направлениям воспитательной работы. Обеспечивает оптимизацию образовательного процесса на основе использования информационных технологий.Тиражно-демонстрационный модуль обеспечивает для системы образования подготовку и тиражирование программно-методических и дидактических материалов на бумажной основе, видеопрограмм с кассетных носителей и транслирующихся по ТВ; обеспечивает условия для демонстрации видеоматериалов.

Научно-продуктивный модуль предназначен для информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности школьников и ориентирован на приобретение ими профессиональных навыков будущей деятельности в информационном обществе, совме­щение образования с полезным трудом, использовании новых ИТ. В функции модуля входят обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа н Интернете.

Культурно-просветительский модуль предназначен для систематизации, наполнения и хранения банка данных по литературному, музыкальному, художественному, архитектурному наследию мировой цивилизации для начального, базового (основного), среднего образования. В функции данного модуля входит также формирование у учащихся информационной, экологической и экранной культуры.

Обилие информационных связей естественным образом приводит к увеличению потоков информации, что может затруднить процесс управления. Поэтому целесообразно оптимизировать их количество и объём. Коммуникация в учреждениях и органах управления образованием осуществляется в высоко-структурированных условиях, что ограничивает и на­правляет потоки сообщений. При использовании модели, схемы направления потоков информации, их объёмов и структур необходимо добиваться оптимизации информационного взаимодействия. С этой целью могут предприниматься следующие шаги:

1. Исключение информационной перегрузки посредством:

· фильтрации поступающей информации;

· установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости;

· равномерного распределения информации по различным каналам.

2. Уменьшение искажений и потерь информации за счёт:

· её избыточности, т. е. повторения сообщения;

· её верификации, т. е. подтверждения правильности сообщения;

· выпрямления связей, т. е. устранения посредников в потоках информации.

3. Увеличение объёма информации в каналах обратной связи.

4. Повышение скорости информационных потоков.

Перечисленные шаги должны учитываться как при разработке информационных технологий управления образованием, так и при внедрении имеющихся программно-технических комплексов данного назначения.

Решение задачи комплексной информатизации системы образования района (города) выполнимо только через создание информационной среды района (города), т. е. совокупности информационных ресурсов, услуг и механизмов их включения в деятельность субъектов системы образования. Информационная среда — достаточно сложная система, все ее составляющие важны и требуют последовательного решения. Инфраструктура информационной среды района (города) является средством материально-технического обеспечения реализации педагогических и управленческих целей и задач информатизации образования.

На рис. 8 приведен пример инфраструктуры информационной среды районной (городской) системы образования. Совершенно очевидно, насколько велика роль сервера, обслуживающего данную систему. Примерный перечень возлагаемых на него задач приведен на рис. 9.

 

Рис.8 Инфраструктура информационной среды районной (городской) системы образования

 

Рис. 9. Задачи сервера районного отдела образования.

 

Настоящая модель управления комплексной информатизацией может служить основанием для построения и организации соответствующего процесса в районной (городской) системе образования.

Принципиально, чтобы данная модель находилась в согласовании с соответствующей моделью управления комплексной информатизацией школы. Эта согласованность будет достигнута при использовании единого алгоритма действий при построении и моделей школы, и моделей района (города).


[1]Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2001. С. 75.

 

[2] Кудрявцев А.В. Развитие информационной среды образовательного учреждения / Материалы семинара руководителей общеобразовательных учреждений. – СПб, 2001.

[3] Румянцев И.А., Степанов С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества // Информатика и образование – 2001 – №8 – С.6

[4]Матрос В. Л., Буняев М. М. Информатизация образования и подготовка учительских кадров // Советская педагогика. № 8. С. 65-70

[5]Лозницкий И. Г. Профессиональные решения в области информатизации образования // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 72.

 

[6]Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. — М.: ИНФРЛ-М, 2001. 216 с.1

[7]Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2001. С. 75










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...