![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К каким последствиям в области философии, научного познания и социальной теории привело реформационное движение?
Реформация, как и русская революция, является напоминанием о том, что идеи не являются простым продуктом общества: иногда случается, что они приводят к образованию этих обществ. Эффектное сравнение Кальвина с Лениным, часто встречающееся в последних исследованиях, посвященных этому реформатору, указывают на историческое значение людей с радикальными идеями в поворотные моменты истории. Таким образом, развитие концепций веры и источников вероучения в работах идеологов Реформации приводило к важным последствиям не только для религиозной, но и светской мысли: - от представлений о личностном характере веры к понятию о надличностном характере истины; - от самоконтроля верующего над собственными поступками к критическому отношению к религиозным и светским авторитетам; - от понимания веры как условия спасения к пониманию разума как естественного света Откровения; - от рассмотрения Священного Писания как единственного источника содержания религиозной веры к деистической концепции критики Писания; - от идеи всесвященства и критики церковной иерархии к идее политического и социального равенства и к критике политической и социальной иерархии позднесредневекового общества; - от концепции мирской аскезы к идее саморазвития личности; - от десакрализации церковных обрядов и таинств к десакрализации социальных традиций и норм феодального устройства общества; ~ от идеи невмешательства светской власти в дела религиозной совести к критике вмешательства государства в мирские дела индивида. Размышления идеологов реформационного движения об онтологической Ртине мира, о природе человека и об источниках веры и вероучения имели адщые последствия для развития методологии естествознания и обществознания Нового времени. Итак, эволюция социально-политических концепций реформационного движения приводит к следующим следствиям: 1. Государство и светская власть в целом начинают рассматриваться как институты чисто земные и светские, не имеющие никакого отношения к религиозной жизни и спасению души. Тем самым обосновывается концепция невмешательства государства в дела религиозных объединений и в их вероучения. 2. Поскольку государство рассматривается как чисто земное учреждение, как институт, созданный самими людьми, то начинается поиск чисто светских корней его образования, которые радикальные реформаторы находят в общественном договоре. 3. Поиск путей, ограничивающих вмешательство государства в дела религии и церкви, приводит радикальных реформаторов к критике абсолютной монархии и к идеям разделения властей как условию легитимности государственной власти. При этом законодательная власть рассматривается как власть представительная, избираемая гражданами данного государства. Вследствие секуляризации социально-политической теории реформационного движения всё в большей степени отходила на задний план религиозная аргументация в обосновании назревших социальных изменений позднефео-дального общества. Представители каждого социального слоя этого общества, высказывая свое отношение к социальным изменениям, которые происходили в результате Реформации, опирались уже не на религиозные, а на политические аргументы. Концепции религиозной реформации, таким образом, постепенно трансформировались в идеи политической революции. Почему тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Великая английская революция свидетельствовали об исчерпанности Реформации как великого проекта модерна? Тридцатилетняя война и Английская революция знаменовали собой, с одной стороны, высшее проявление реформационного движения, с другой — окончание и завершение первого проекта модерна европейского общества. Во-первых, в ходе Тридцатилетней войны, которая началась как защита завоеваний всего процесса реформации от имперских притязаний Габсбургов и католической Контрреформации папского престола, выявилось, что религиозно-идеологические противоречия между протестантскими и католическими странами уступают место противоречиям, связанным с национальными интересами воюющих государств. Часто религиозно-идеологические лозунги с легкостью отбрасывались, когда дело доходило до коренных интересов абсолютистских государей Западной Европы. Во-вторых, бедствия Тридцатилетней войны вызвали такой подъем народного движения от Италии до Украины, что пошатнулась вся политическая система сословно-абсолютистских государств, доминировавшая в этот период времени в Европе. Высшим проявлением этого всеевропейского революционного движения была Великая английская революция. Высший подъем Английской революции, который пришелся на 1648 год (окончание второй гражданской войны, пик движения левеллеров, суд и смертный приговор Карлу I), заставили католически и протестантски ориентированных абсолютистских государей заключить мир перед лицом невиданной до сих пор угрозы их власти. В то же самое время весь ход Великой английской революции свидетельствовал об исчерпанности концепции богоугодного правления, которая была идеологической основой всех революционных партий. Если Реформация в целом, как проект социальных изменений и научная революция от Коперника до Галилея, предопределила возникновение новоевропейской философии, которая в лице ее основателей, — Р. Декарта и Ф. Бэкона, — была занята, прежде всего, поиском новых методов естественнонаучного знания, то Английская революция нацелила крупнейших представителей новоевропейской философии, — Т. Гоббса, Б. Спинозу и Дас. Локка, — на поиск новой методологии социального познания, с помощью которой можно было бы адекватно ответить на вызовы социально-исторического развития Западной Европы второй половины XVII в. Почему в итоге Реформации Теоцентрическая парадигма социального знания уступила доминирующую роль в социальном знании естественно-правовой парадигме? Так, в результате Великой английской революции как высшего подъема реформационного движения и переосмысления итогов и результатов этой революции в философской и общественной мысли второй половины XVII в. происходила смена парадигм социального знания. Теоцентрическая парадигма уступила свое господствующее место в социальном знании естественно-правовой. Вместе с тем, необходимо отметить, что обозначенные выше противоположные тенденции в христианстве могут прояснить тот факт, что впоследствии из его истоков черпали аргументы в защиту своих идей как великие идеологи социальных преобразований — от Мартина Лютера и Томаса Мюн-цера до представителей «теологии освобождения», так и их консервативные критики — от Игнатия Лойолы и Жозефа де Местра до Майкла Новака и Иоанна Павла II. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |