Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурный аспект конфликта
Конфликт – это упорядоченная структура социального взаимодействия. Анализ этой структуры включает выделение основных элементов, таких как участники конфликта (оппоненты, субъекты конфликтного противостояния, стороны конфликта), ресурсы конфликтного противостояния, причинное поле (объект) конфликта, наличие каких-либо сил, непосредственно не участвующих в борьбе, но заинтересованных в ее исходе, стремления и интересы оппонентов, условия (временные, пространственные, социальные, экономические и т. д.), в которых реализуется конфликт. Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: 1) объект конфликта; 2) предмет конфликта; 3) субъекты конфликта 4) социальная среда, условия конфликта; 1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности. Например, самый простой вариант межличностного конфликта – ссора детей в детском саду из-за игрушки. В данном случае объектом конфликта и выступает сама игрушка как материальная ценность. 2. Предмет конфликта. Не во всех учебниках и учебных пособиях по конфликтологии выделяют отдельно предмет конфликта. Однако мы полагаем, что такое выделение необходимо, так как это помогает лучше понять природу конкретного конфликта. Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Допустим, конфликтую два молодых человека из-за внимания девушки. Девушка, в данном случае, является объектом конфликта, но предметом конфликта может быть как желание каждого обладать ею, так и нежелание того, чтобы ею обладал другой. То есть объект конфликта в разных случаях может быть один и тот же, но предметы существенно различаются. Похожа на вышеприведенный пример ситуация, обрисованная в книге «Бесприданница», по мотивам которой был снят фильм, в котором герой убивает свою возлюбленную, лишь бы она не досталась другому. Как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов. При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга. 3. Субъекты конфликта (в конфликтологической теории используются также термины оппоненты, участники конфликта, стороны конфликта) могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группами, организации, и более масштабными социальные общности (государства, коалиции государств). Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники, которых в конфликте минимум две. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. Условно оппоненты могут быть разделены на три ранга. Рангом оппонента называется комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых ведется борьба. Самым слабым рангом оппонента является первый. Оппоненты первого ранга – это отдельные личности, преследующие в конфликте свои собственные (личностные) интересы и цели, и опирающиеся на свои собственные силы и средства в конфликтном противостоянии. Чаще всего оппонентами первого ранга являются индивиды, участвующие в межличностных конфликтах. Например, в конфликте двух детей из-за игрушки в детском саду оба ребенка являются оппонентами первого ранга. Оппоненты второго ранга – социальные группы (или личности, выступающие от их имени), имеющие в конфликте надличностные (групповые) интересы и цели. Объем силовых ресурсов оппонентов второго ранга существенно больше объема силовых ресурсов оппонентов первого ранга, так как они опираются на . групповые ресурсы в конфликтном противостоянии. И, наконец, третий ранг оппонентов, который является самым высоким. Оппоненты третьего ранга представляют собой организации и социальные институты (или личности, выступающие от их имени). В конфликте оппоненты третьего ранга ориентируются на надгрупповые (общественные) цели и интересы и ценности. В этой связи объем силовых ресурсов оппонентов третьего ранга практически не ограничен. Надо отметить, что ранги оппонентов не являются жестко фиксированными на протяжении всего конфликта. Например, если в конфликте студента и преподавателя студента поддержит группа, то его ранг меняется с первого на второй. Возможно и понижение ранга, причем, с использованием, в том числе и аморальных приемов (в борьбе все средства хороши). Проиллюстрируем ситуацию следующим примером. Допустим, что мы имеем организацию, в которой одна из сотрудниц систематически не выполняет свои обязанности, то есть прогуливает, опаздывает, уходит домой раньше, оправдываю свое поведение наличием детей. В конце концов, руководитель принимает решение об увольнении. Однако данная сотрудница начинает утверждать, что это – якобы месть за то, что когда-то руководитель к ней приставал, а она ему отказала. Таким образом, ранг руководителя меняется с третьего на первый. Подобная ситуация в конфликтологической теории называется подменой объекта конфликта (ложный объект). Из вышесказанного следует, что значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика. Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками. Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников. Кроме главных сторон конфликта, могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко не равны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. 4. Но, кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |