Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы формирования российской конфликтологии




Необходимо сразу же отметить, что отечественная конфликтология находится на начальном этапе своего развития, в стадии формирования. Это обстоятельство имеет объективный характер, так как в Советском Союзе конфликтология долгое время практически не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период «теорией бесконфликтности». Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. В связи с вышеуказанным обстоятельством мы вряд ли можем говорить о наличии в российской конфликтологической науке имен уровня Л. Козера, Р. Дарендорфа, не говоря уже о таких признанных классиках, как К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель и т. д. Можно, однако назвать авторов учебных пособий и научных статей, посвященных основным проблемам конфликтологии, таких как А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.С. Мерлина и целого ряда других. Но, все же, отметим еще раз, что не существует специфической «российской» конфликтологии, поэтому не существует и целостных концепций. Остается надеяться, что эта ситуация изменится в самое ближайшее время. В советское время существование конфликтов не являлось фактом социальной реальности, признанной правящими структурами. Более того, само понятие конфликта не соотносилось с общественной жизнью, т. е. не признавалось социальным явлением. Все негативные явления в области социальных взаимодействий индивидов связывались с «мещанством», «отсутствием классового чутья» и т. п. Однако скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народонаселения Российской Федерации, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов.

Все же с середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям. В 80-е годы некоторые советские социологи, однако, были вынуждены признать определенные достижения западной конфликтологии. Но вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени. Это обстоятельство связано, в первую очередь, с тем фактом, что в нашей стране на протяжении практически 70 лет социология вообще не развивалась как самостоятельная наука, соответственно, не развивалась ни социология конфликта, ни сама конфликтология как самостоятельная работа.

В постсоветский период конфликтным вирусом оказалось охваченным все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы – Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня. Конфликтовали регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы. В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе. Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. Сегодня в вузах нашей страны уже началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других специальностей. Подготовка специалистов-конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться научные конференции, семинары и т. п. Появились первые научные периодические издания, посвященные социальным конфликтам.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней философии?

2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи?

3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии?

5. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

6. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

7. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

8. Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

9. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга?

10. Каковы основные проблемы становления отечественной конфликтологии?

 



ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

Специфика и особенности протекания

Межличностных конфликтов

 

Межличностные конфликты являются одними из наиболее распространенных видов конфликтов. Межличностный конфликт – столкновение двух или более индивидов, вызванное несовпадением целей и интересов, ценностных ориентаций, борьбой за дефицитные ресурсы, осознанием угрозы безопасности, психологическими и поведенческими особенностями. Межличностные конфликты тесно сопряжены с другими видами конфликтов: межгрупповыми, этническими, организационными, поскольку любой конфликт – это взаимодействие конкретных индивидов и для того, чтобы включить действие механизма конфликтного противостояния необходима личная мотивация участников, чувство неприязни или ненависти к другому.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в ка­кой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между дву­мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб­лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото­рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разреше­ния конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля­ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза­имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере­сы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре­шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза­тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя­тельствах.

Межличностный конфликт предполагает прямой контакт между оппонентами, непосредственное взаимодействие. Такая своеобразная «погруженность» в конфликт ослабляет действие механизмов рефлексии, ведет к искажению восприятия ситуации. К психологическим особенностям конфликта можно отнести следующие моменты.

       1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, своих и оппонента. Наверное, точнее было бы говорить о своеобразной мифологизации мотивов, их конструировании под влиянием различных факторов. Типичными примерами мифологизации являются:

 - иллюзия собственного благородства (я отстаиваю в борьбе правое дело, истину, добро и справедливость);

 - гипертрофирование чужих недостатков (принцип соломинки в чужом глазу);

 - двойной стандарт оценки (что можно мне, абсолютно недопустимо со стороны оппонента);

 - упрощение конфликтной ситуации, перевод ее в одно измерение противостояния и борьбы;

 - осознанная или чаще неосознанная подмена объекта конфликта, усиливающая мотивацию конфликтного поведения.

       2. Подмена мотивов конфликтного поведения, чаще всего связанная с действием механизма проекции - переноса внутреннего психологического состояния на оценку других объектов или людей (либо приписывание своих мотивов другим). В основе этого могут лежать:

- подавленные потребности;

- неразрешенные проблемы прошлого (например, детские комплексы);

- комплекс неполноценности;

 - собственные внутренне неприемлемые качества или черты личности, существование которых человек не хочет признать и переносит вовне.

Причины межличностных конфликтов очень разнообразны и обусловлены действием самых разнообразных переменных: от социокультурных особенностей индивидов до несовпадения их психологических типов. А.В. Липницкий выделяет следующие группы основных причин конфликтов:

«1) ограниченность ресурсов – их качественная и количественная сторона;

2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы;

3)различия в целях;

4) различия в представлениях и ценностях;

5) различия в манере поведения и жизненном опыте;

6) неудовлетворительные коммуникации;

7) личностные особенности участников столкновений».[8]

Разумеется, любой перечень причин будет принципиально неполон. Поэтому для понимания сути межличностного конфликта целесообразно рассмотреть внутренний механизм его формирования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...