Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные периоды и этапы в развитии конфликта




Конфликтная ситуация включает в себя три стадии: предконфликтная ситуация, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабляющими социальную напряженность.

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта необходимо определить его временные границы -- начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

* первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации);

* второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

* в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы, представленные на рисунке 1.

Латентный период включает этапы:

· Возникновение объективной проблемной ситуации.

Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновений конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами.

Одно из условий такого перехода -- осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации.

Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.  Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

· Возникновение предконфликтной ситуации.  Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:

· Инцидент. Стороны переходят к конфликтным действиям (иногда этот этап называют «конфликтом» в узком значении термина).  Это первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент может послужить катализатором спонтанного «взрыва» или использоваться сторонами как удобный повод для вступления в конфликт.

Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе -- борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия -- это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

· Эскалация Под эскалацией конфликта (от лат. scala -- лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

* Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

* Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

* недоверие (все, что исходит от врага, -- либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью -- нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

* представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

* Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

* Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

* Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

* Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта -- введение в «бой» последнего из аргументов -- насилия.

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

* Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

* Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

* Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

· Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

· Завершение конфликта На данном этапе конкретизируются и закрепляются в отношении сторон достигнутые результаты конфликтного взаимодействия.

Основные формы завершения конфликта:

* разрешение,

* урегулирование,

* затухание,

* устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа:

1. Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную длительность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских колоний в Америке 1810--1826 гг. или вьетнамская война 1959--1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.

Выделяя конфликт как этап в конфликтной ситуации, мы тем самым обращаем внимание на то, что во многих конфликтных ситуациях может отсутствовать этап конфликта. Тогда конфликтная ситуация приобретает хронический характер.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон (Р. Валтон).

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

 

 

  1. Амбивалентность личности в конфликте.

В общих чертах авторитарная личность является подавленной, "ра­зорванной", несущей в себе опасность из-за подверженности сильному влиянию. Причинами формирования такой личности являются отсут­ствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, фор­мальные отношения в семье.

Определяющая черта авторитарной личности — амбивалентность, которая характеризуется:

• строгими, жесткими, ригидными системами социальных устано­вок;

• нетерпимостью к двойственности и противоречиям;

• предпочтением ясной и четкой определенности и алгоритмов;

• тягой к социальным рангам и статусам;

• двойственностью в отношении к власти, соотносимой с двой­ственным отношением к родителям;

• ригидностью в построении межличностных отношений, поэтому близость в личных отношениях представляет сложность и часто неприемлема.

Процесс социализации личности в раннем возрасте и заложенная в его основу амбивалентность эмоциональных отношений и конфликтов в семье, согласно 3. Фрейду и Т. Адорно, создают модель поведения и от­ношения личности к другим. Сформировавшаяся авторитарность и, как следствие, повышенная конфликтность определяют поведение в межличностном общении с преобладанием настороженности, враждеб­ности, скованности в проявлении чувств, теплоты, подчинением власти и силе, наличием чувства постоянного страха. Внешне авторитарная лич­ность с уважением и признанием относится к власти, однако внутренне, на бессознательном уровне, сохраняет к ней глубокую враждебность и агрессивность. Путем замещения эта враждебность может переноситься на конкретные социальные слои, этнические меньшинства, политичес­кие движения, которые будут выступать в "образе врага".

 

 

  1. Институционализация и легитимизация конфликта.

Институционализация конфликта — это устранение его стихийности, внесение в ситуацию определенных принципов и правил. Она позволяет сделать развитие конфликта предсказуемым, неинституционализированный конфликт часто сопровождается не поддающимся контролю взрывом недовольства. Проблема институциональной процедуры с точки зрения конфликтологии не сводится к форме этой процедуры, а предполагает наличие добровольного согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок. Более того, если какое-то правило (норма) не отвечает некоторым реалиям (перестало быть легитимным), а другое, отвечающее новым условиям, не принято, то роль эффективной институциональной процедуры может выполнять и совершенно незаконный с точки зрения юриспруденции акт.

Легитимизация конфликта стимулирует добровольность желания выполнить предложенное решение.

Структурирование конфликтующих групп является еще одной важной ступенью управления конфликтом. Коль скоро управление предполагает деятельность, направленную на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторыми нормами, возникает необходимость постановки вопроса о носителях этих интересов. Когда наличие некоторого интереса фиксируется объективно, но его субъект неясен или распылен, говорить о близкой оптимизации конфликта не приходится. Напротив, в перспективе следует ожидать его обострения. Если же группы структурированы, появляется возможность изменения их силового потенциала. Это, в свою очередь, позволяет установить неформальную иерархию влияния в обществе, что объективно сдерживает эскалацию межгруппового конфликта. .

Количественные и качественные характеристики участников рано или поздно выявляются «сами собой». Умелое же управление конфликтом может активизировать данный процесс и тем самым ускорить достижение конечного позитивного результата.

Последним, завершающим этапом управления конфликтом выступает редукция, т. е. последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень.

  1. Конструктивная модель поведения.

Конструктивная модельвыражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.

 

  1. Л. Козер. «Функции социального конфликта».

Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

- установление единства и сплоченности;

- производство стабилизирующих и интегративных элементов;

- выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;

- создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;

- создание ассоциаций и коалиций;

- помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;

- поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;

- выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии;

- создание почвы для консенсуса;

- формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;

- укрепление внутреннего единства;

- усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.

В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неакуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.

Анализируя социальную структуру американского общества, он приходит к выводу, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличие противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства. Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщение и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты.

Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций. Американский социолог функционалист Льюис Козер (1913–2003)разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

– причины конфликтов;

– виды конфликтов;

– функции конфликтов;

– типы общества;

– острота конфликта;

– последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов:власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. По разному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа(ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типаявляется плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козеркритиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козерав целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Марксаи теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо,которые господствовали в социалистических странах.

 

9. Эпилептоид, гипертим и астеник как конфликтные типы личности.

Эпилептоид - это крепкий, основательный человек, как правило, хозяйственно-практической направленности. Он склонен к пунктуальному и педантичному исполнению задуманных планов. Для него Дело — это самое главное и, может быть, даже единственно приятное времяпрепровождение. Он ненавидит расхлябанность и всегда предпочитает четкий план импровизации. Эпилептоид почти безразличен к аплодисментам, тем более, если они отвлекают его от дела. Главное для него — результат. Его сила - в практичности, взвешенности, солидности и мастерстве. Он проявляет себя подобным образом в любых обстоятельствах. Яркий представитель могучего племени эпилептоидов (это слово не имеет никакого отношения к эпилепсии) в среде современной политической элиты — крепкий хозяйственник Юрий Михайлович Лужков.

Сила эпилептоида - в его деловитости, трудолюбии, точности, адекватности мировосприятия, здравом смысле.

Слабость эпилептоида - в излишнем педантизме, отсутствии гибкости, приверженности к жестким конструкциям, склонность зацикливаться на деталях. Эпилептоид наиболее силен в знакомых, проверенных обстоятельствах. Однако когда ситуация меняется и возникают условия риска, он чувствует себя весьма неуверенно. Зная свои слабости, эпилептоид инстинктивно избегает непредсказуемых ситуаций, стараясь любой ценой удержать статус-кво. Эпилептоиду не по душе роль авантюриста, чувствующего себя как рыба в воде в атмосфере риска и неизвестности. Если у вас эпилептоидный склад личности и вы хотите увеличить свою силу в общении, тренируйтесь в том, чтобы действовать спонтанно, отвечать легко и быстро на неожиданные вопросы, не бояться встреч и взаимодействия с новыми людьми, такая работа над собой добавит вашему психологическому типу легкости. Эпилептоидная личность чаще всего чувствует себя уверенно на привычном рабочем месте или на отдыхе с родными и друзьями. Незнакомая компания вызывает в нем чувство напряжения и заставляет делать промахи. Ему нужно учиться шутить, импровизировать и быстро доставать слова “из кармана”. Ему будет полезно почаще представлять себя легким и свободным человеком, вспоминать, что жизнь — это во многом игра, и потому не стоит очень серьезно относиться к самому себе. Если вы окажетесь в обществе людей, которые относятся к себе и миру легко, ваша серьезность обеспечит вам роль Телеграфного столба, который стоит не в том месте.

Гипертим - это вожак, лидер, активный пассионарий, эдакий Маяковский, которого слышно за сто метров. Где бы он ни появился, уже через несколько минут все начинают ощущать, как много становится этого человека. Обычно у него широкие жесты и громкий голос. Он легко заполняет собой пространство, заставляя остальных замолкать и разбредаться по углам. Гипертим может быть деловым человеком, но главное дело его жизни — это руководить людьми. Прирожденный лидер, формальный или неформальный, гипертим обладает свойством притягивать к себе людей и затевать с ними какие-то дела. Он не очень любит, когда другой хочет заменить его в этой роли. Главный вопрос, который решаетгипертим при знакомстве с новым человеком — это вопрос силы и власти. Он всматривается в другого и оценивает его силу, как будто пробует на зуб. Внутренне для него очень важно добиться, чтобы другой признал его превосходство и в той или другой форме подчинился ему.
Сила гипертима в его непрерывно генерируемой энергии магнетизма, которая помогает ему привлечь других людей в энергетическую воронку собственных дел и начинаний. Он легко делает других орудием своей воли. На российском политическом Олимпе одним из ярких гипертимов был Борис Николаевич Ельцин. При всех его загулах и “загогулинах” он представляет классический вариант гипертима. Правда, властность далеко не всегда обеспечивает качество правления и успешность начинаний лидера, в чём мы очень хорошо убедились, наблюдая печальные результаты начатых им реформ.Гипертим лидер и ещё раз лидер.
Слабость гиперитма - это грубая манера поведения, пренебрежительное отношение к людям, невнимание к деталям в любом серьезном деле. Человек с таким психологическим типом. Он привык упиваться властью и готов конфликтовать с каждым, кто на эту власть покусится. Следует понять, что все эти проявления гипертимной слабости есть оборотная сторона его силы, если она не очень умно ориентирована. Если вы чувствуете в себе чертыгипертима и не очень довольны некоторыми своими проявлениями, начните последовательно воспитывать в себе качестваинтуиции, умение управлять собой, чувствительность к проблемам других людей. Тогда ваша гипертимная сила, вдобавок к ее достоинствам, приобретет черты мудрости, ясности и спокойствия.

Астеник- это человек по своей природе болезненно чувствительный ко всем нюансам и переменам обстановки. Он очень нервен и быстро утомляется. Как правило, астеник неуверен в себе, тревожно мнителен, неустойчив в эмоциях. Астеник успокаивается только в домашней обстановке. Самая большая моральная пытка для него — знакомиться с новыми людьми в условиях большой компании, а также проводить жесткие переговоры по какому-то спорному или проблемному вопросу.

Слабость астеника - это его родовое свойство, проявляющееся во всем. Даже если астеник очень талантлив, он может потопить свои способности в пучине мнительности и сомнений.

Сила, в принципе единственная, которая может у него проснуться - это сила недовольства собственной слабой личностью, страстное желание измениться и стать сильным, а также неуклонное самопреодоление и работа над собой. Мужчина-астеник должен начать с мускульной накачки и занятий спортом, которые воспитают в нем мужественность. Женщине астенического психологического типа также будет полезна физическая тренировка, которая вдохнет в нее жизненную силу. Затем нужно будет сознать образ собственной уверенности и научиться входить в него, разработать внешний новый имидж, включающий в себя всё, что может понадобиться в общении, от более яркой одежды до более сильного голоса. После этого можно будет переходить к тренингу поведенческой уверенности, когда в каждой ситуации астеник будет пытаться вносить в свои действия энергию силы. Астеник это постоянная нехватка жизненной силы. Перечисленные типы по-разному принимают и трансформируют общуюжизненную энергию, наполняющую пространство.

 

  1. Конфликтологическая мысль Средневековья и эпохи Просвещения.

Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добитьсяпрочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469—1536) замечал:

“Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу”.

Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире” созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование “оправдание Бога”, или “теодицея”.

Суть этого учения сводилась к выяснению тога, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.

Постановка этих, по выражению Г. Гейне, “проклятых вопросов” явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. Известен ответ одного из первых христианских богословов Тертуллиана (160—220), который считал что природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. “Верую, потому что абсурдно”,— говорил он.

Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного ром коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этиуниверсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...