Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегия поведения в конфликте




Каждая стратегия соответствует особенностям характера индивида. Есть тесты для определения этих особенностей, чтобы понять, какая стратегия ближе.

Уклонение — эффективно, когда цена победы или поражения невелика, если мы не втянуты в конфликт, или не хватает информации, или силы не равны.

Приспособление — когда перспектива продолжения отношений с другой стороной очень важно, в качестве тактического приема для получения лояльности.

Соперничество — если цена победы или поражения велика. См. Уклонение, но с противоположным смыслом.

У каждой стратегии свои тактики.

 

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинар

Будут две контрольные работы, в которых будут вопросы из семинаров.

Индивидуальное задание — влияет на отметку.

На семинарах — главное внимание психологическим аспектам конфликта. На лекциях — главное это социология.

 

Основные темы индивидуальных сообщений:

  1. «Психоанализ: внутриличностный конфликт и способы его разрешения». (тут не только рассказ о психоанализе. Речь идет о том, какая интерпретация конфликта есть в психоанализе)
  2. «Конфликт в эволюционной биологической перспективе» (К.Лоренц: «Агрессия», «8 грехов человечества»). Конфликт с точки зрения эволюционной биологии, человек связан со всем живым. Сравнить поведение человека и животного.
  3. «Фрустрационно-агрессивная модель конфликта». В общем смысле, фрустрация — это недостижение целей по каким-либо причин, была цель/намерение/ожидание, но не получилось, поведение человека не известно. Суть доклада — причина конфликта это фрустрация. Достоинство модели — экспериментальное обоснование.
  4. «Архетипическая концепция Юнга: возможности интерпретации конфликта». Берем понятие архетипы и пытаемся понять, что оно дает для интерпретации конфликта.
  5. «Символический интеракционизм (конфликт как взаимодействие)». При конфликтном взаимодействии важно знать, что для другого будет символизировать победу/поражение/сила/слабость. Важна интерпретация символов.
  6. «Социометрия. Диагностика конфликтов в группе» (Дж. Морено).

 

Требования к докладу:

ñ Устное сообщение. Говорить, а не читать;

ñ Что-то из доклада можно убрать. Много интересного — тоже плохо;

ñ Незнакомые термина и имена — разъяснить;

ñ Продолжительность 10-15 минут;

ñ Примеры — это хорошо;

ñ Формулировка основной мысли доклада, потом аргументация в конце — вернуться к основной мысли;

ñ Можно занять рефлексивную критическую позицию. Сначала воспроизвести точку зрению, потом можно критику, но это не обязательно;

ñ Раздаточный материал — должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Одна страница А4. На раздатке: тема, основная мысль, основные определения, основные термины и основные персоналии.

 

Семинар

Внутриличностный конфликт

Вообще, внутриличностные конфликты в актах интроспекции обнаружить невозможно. Тут нужна помощь специалиста. Конфликт проявляется в сновидениях, оговорках, неврозах, болезненные состояния. «Исследование снов — королевский путь» (с) Фрейд. Разобраться ему помогла клиническая практика.

В человеке борются эрос и танатос. Это влияет на психику человека, но этого недостаточно. Плюс есть три сферы жизни человека — оно, я, сверх-я.

Фрейд открыл новую исследовательскую область. Первое его открытие: жизнедеятельность человека, его поступки обусловлены бессознательным. А рассудок — это «тоненькая пленка». Бессознательное — это эротические импульсы, это второй тезис. Фрейд открыл главенствующую роль сексуальных импульсов - «оно». Принцип удовольствия.

«Сверх-я» - продукт социализации. Формируется в раннем детстве, это третье открытие Фрейда. Раннее детство играет ключевую роль в формировании психики человека, при этом ключевую роль в социализации играет семья, а именно отец. Основывается на принципе долженствования.

Личность формируется из этих двух импульсов. «Я». Человек не может выбрать между двумя сторонами. Человек это улаживает, регулирует, но ситуация выбора возникает снова. В этом и заключается жизненность человека. То есть, личность и есть этот конфликт.

Фрейд был уверен, что любой человек нуждается в психоаналитике. Пример — в США у каждого человека есть свой психоаналитик. У нас оно не развито.

Человек интуитивно находит способы разрешения конфликта.

Основные стратегии. Сублимация — преобразование энергии человека в какую-то деятельность, например в творчество. Например, у Фрейда религия — это результат сублимации. Да и вообще, произведения человечества — это сублимация. В основе которой лежит либидо.

Следующий механизм — проекция. Приписывание другому тех негативных качеств, которые у меня есть, но в которых я не признаюсь. Пример от Фрейда — старая дева, у которой все эротические импульсы подавлены. Когда она видит молодых сексуальных девушек, она начинает приписывать им сексуальную распущенность, которую в свое время подавила. Или человек сам ленивый, потому он сам ненавидит ленивых.

Рационализация — оправдание своих поступков. Не пошел на лекцию, потому что лень. Оправдание — за это время я сделаю много других более полезных дел.

Регрессия — обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности. Когда взрослый человек в некоторых ситуациях ведет как ребенок. Самое эффективное средство воздействия у ребенка — это плач.

Вытеснение — базовый механизм. Когда у человека происходит что-то плохое с другим, он забывает его имя. Или ситуация, когда о чем-то думать нельзя и приходится думать о чем-нибудь другом.

Теория стадиальное развитие психики — Эрик Эриксон, Жан Пьяже, Кольберг.

У Эриксона — на каждом возрастном этапе жизни человека происходит кризис.

В возрасте 20-25 лет дилемма — долговременные отношения с кем-то одним или «порхать», общаясь с разными людьми. И процесс этого выбора очень мучителен и значим для дальнейшей жизни.

Тезис — модель социализации, из которой исходил Фрейд, это модель неадекватна (не соответствует) социальным реальностям, которые сформировались в современном обществе. В те времена был патриархат, то есть отец — это центр всего. В современном мире — папа на работе, и ребенок не знает о том, что делает отец на работе. Он видит папу в основном отдыхающего. И мама выигрывает на этом фоне. Она хоть и вышла на рынок труда, но уделяет ребенку больше времени.

С авторитетом семьи в современном процессе социализации спорят «агенты социализации» - воспитатели, учителя.

На формирование психики ребенка оказывают влияние такие инстанции, как телевизор, радио и т. д.

То есть проблематичность теории связана с реалиями.

 

Семинар

 

Социометрия — Якоб Морено, год рождения неизвестен. На его теорию повлияли такие науки, как социология, философия, психология. 1938 год — он начал преподавать социометрию. Хотел внедрить групповую социометрию в работу с заключенными и психологическими больными. Он создал сначала институт социометрии, а потом американское социометрическое общество. Проводил много разных тестов, чтобы выявить закономерности того, кто как и с кем хочет сидеть или делать другие дела.

 

Существуют малые и большие группы. В первой важно взаимодействие между членами и психологическая совместимость. Социометрия эту тему и изучает. Метод позволяет оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения. Попытка совместить гуманитарную науку с математикой. Три задачи, которые она решает: выяснить степень сплоченности/разобщенности коллектива, выяснить какое место в коллективе каждый человек занимает, выявление различных устойчивых группировок внутри коллектива, которые не формализованны. Помогает тогда, когда важно учитывать психологические особенности коллектива. Это надо для экспедиции в Антарктиду, например.

 

Есть социометрическая техника, основанная на том, что человек отбирает того, с кем хочет проводить время, работать. Исходя из этого можно судить о популярности человека, о лидере, плюс можно определить сплоченность или разобщенность коллектива. Например, 60% - это высокая степень сплоченности.

 

Проводится все это в два этапа. Первый это опрос. Сущность вопросов — с кем бы вы хотели/не хотели заниматься общим делом. Вопросы могут быть параметрическими (с ограниченным количеством ответа), непараметрические (можно выбрать неограниченное количество), взвешенные (то есть с интенсивностью ответа — кто-то на первом месте, кто-то на последнем. Каждый должен высказаться про всех). И еще невзвешенные.

 

Также есть аутосоциометрические опросы — позволяют адекватно оценить свое или чье-то положение в коллективе.

 

Существуют условия опросов. Не может быть анонимным (надо указать ФИО, например), также есть некоторые шифры. Ну и вопросов может быть три, а может быть 50. После сбора ответов наступает второй этап — занесение данных в социоматрицу, специальную таблицу: на каждый вопрос

 

 

№ и фамилия 1 2 3 4 5 6 7
1 Ларионов x     + (или 3 балла) + (или 2 балла) + (1 балл)  
2 Мельник              
3 Перетягина              
4 Галустьян + (3 балла)            
5 Томилова + (2 балла)            
6 Савельева         + (3 балла)   + (2 балла)
...              
Количество выборов 2     1      
Количество взаимных выборов 1            
Интенсивность выбора (тут подсчитываются баллы) 5            

 

Баллы ставятся если есть параметрический вопрос, иначе говоря — это интенсивность выбора.

Таблица заполняется, подсчитывается количество выборов и количество взаимных выборов, и потом вырисовывается общая картина. Ну и плюс есть ситуации, когда есть выбор положительный и отрицательный.

 

Есть еще социограмма — графическое изображение или диаграмма выборов (взаимных, односторонних, отрицательных). Они бывают трех видов:

ñ В виде совокупности концентрических окружностей — так называемая «мишень». Круги, которые выявляют группы:

а) звезды;

б) популярные;

в) принятые;

г) изолированные

 

 

- это второй вид социограммы

 

 

Третий вид учитывает то, кто где сидит.

 

 

 

На основе этой теории создано множество игр и тренингов. Например, в одной фирме была такая игра «Сказка», участники переносились в 18-й век, вводились действующие лица — короли, шуты, пажи. И было выяснено, кто чего стоит. И это помогло начальнице управлять.

Игра «волшебная палочка» - каждому предлагалось превратить выбранного человека в сказочного героя и наделить его личными качествами.

 

Фрустрационно-агрессивная модель:

- Эффект катарсиса — речь идет о том, что есть вариант по-другому справится с фрустрацией (посмотреть боевик, сходить на бои без правил, поиграть в стрелялку)

- Плюс по теории Розенцвейга непонятно...

- Плюс есть еще то, что отношение к страданию переосмыслено — в Христианстве есть фраза «Господь посылает страдания». То есть положительное значение фрустрации. А в данной теории некое языческое понимание фрустрации. Неумение переносить трудности — это очень плохо.

 

В следующий раз контрольная по темам из лекций:

- Предмет

- Методологические и идейные предпосылки;

- Периодизация исторического развития;

- Интерпретация конфликтов в разных социологических направлениях (социально-эволюционистская, формальная, понимающая социология, структурно-функциональный подход и конфликтологическая парадигма);

 

Семинар

 

Конфликт в эволюционной биологической перспективе (Лоренц)

 

Лоренц — основоположник этологии. Этология изучает живые существа (животных и человека) с точки зрения самосохранения вида. Он считал, что агрессия одного вида, направленная против своих собратьев — не вредна, она нужна для сохранения вида.

 

Плюс еще о силе привычки. Апетентное поведение — это врожденная привычка. Например, соловей начинает ловить муху, хотя ее нет, чтобы успокоится.

Накопление инстинкта. Если у голубя забрать самку, то он начинает ворковать перед голубкой, на которую внимание не обращал. Голубку отбираем — воркует перед чучелом, потом чучело отобрать — перед тряпкой, тряпку отнять — воркует в углу.

 

Плюс еще задействуется механизм торможения агрессии. Взяли, оглушили индеек, они потом отгоняли врагов от себя. Но когда появлялись дети, они их заклевывали, потому что не могут услышать писк. Но чучело ласки они принимают. Чем сильнее вооружен зверь — тем сильнее развит механизм торможения. Плюс существуют ритуалы, чтобы задействовать механизмы торможения.

 

Агрессия обладает огромной ценностью для выживания вида — лучшие самки добываются, охрана от врагов, расселение по территории. Агрессия — процесс спонтанный, и нуждается в разрядке. И третий вывод — чем животное страшнее и опаснее, тем меньше агрессия (агрессия хорошо затормаживается). Есть отличия между внутривидовой и межвидовой агрессией. Чтобы активизировать механизм торможения агрессии, есть система ритуалов.

 

Все виды равноценны, так называемая анонимная стая. Плюс еще бывает борьба одного сообщества одного вида с другим сообществом. Ну и плюс любви без агрессии не бывает. И есть различие агрессии от ненависти. То есть ненависть к кавказцам, евреям, спартачам, но мы все одного вида. И только человек накапливает средств, чтобы уничтожить, но механизма торможения нет. Варианта два. Первый — продолжать воевать. Второй — прислушаться к себе, надо думать и анализировать свое поведение. Если голову включить — то можно многого избежать. Агрессия вызвана условиями, в которых люди живут. Жители центра Питера очень агрессивны, на окраинах народ гостеприимный.

 

У людей механизм торможения агрессии слабо развит. Культурное и технологическое развитие позволило взять оружие — от камней в древних эпохах, до вундервафель в настоящее время.

 

Если мы попытаемся убрать агрессию, то разрушится вообще все. Чем больше мы будем понимать природу агрессии, тем лучше мы сможем ее перенаправлять - привет Фрейду и его теории сублимации. Свой энтузиазм надо направлять на науку и искусство. Ну и плюс чувство юмора будет полезно цивилизации. Тогда в будущем — потребность в агрессии снизится.

 

Плюс возможен выход, который сформулирован во фрустрационно-агрессивной модели. Это переадресация (бить посуду, или смотреть на то, как бьют морды бойцы без правил).

 

Евгеника — улучшение генофонда, еще один выход. Но это запрещено. Это сюжет для фантастики.

 

И еще вариант: предъявление агрессии, то есть война. Но это может оказаться вообще последним событием в жизни землян и все будет разрушено.

 

Агрессию можно свести на нет ЛЮБОВЬЮ!!! В этом смысл фразы «Познай себя».

 

Архетипическая концепция Юнга

 

Бла-бла-бла про архетипы — это все в раздатке.


Плюс еще тезис о том, что война несет много положительных функций. Даже в мирное время идет выплеск агрессий — ограбления, телепередачи про насилие. Включение архетипа тени во время войны — его настраивают и его отрицательные порывы оправдываются условиями войны.

 

Вывод такой — существуют механизмы, которые актуализируют механизмы. Чтобы человек и сообщество состоялись, нужно, чтобы механизмы активизировались. И такое будет всегда. Многие конфликты являются архетипическими. Вечный мир невозможен. У войны главное позитивное значение - в войне (в минуту общенациональной опасности) проявляется единство народа.

 


Семинар 23.11.11

 

Этнические конфликты

 

Этничность             Гражданство

Русские                  Россияне

 

Релятивистская концепция — у каждой национальной и этнической группы есть свой круг национальных или этнических сообществ, с которыми она сама себя сопоставляет. Есть своя иерархия значимых других.

 

Национальное и этническое самоопределение является динамической, постоянно меняются.


Есть доминирующий этнос и есть меньшинства. Относительно этнических меньшинств доминирующий этнос формирует свою стратегию поведения. Можно их принимать, отторгать или относиться нейтрально.

 

Типичные стратегии:

ñ Наличие непривелегированных этнических меньшинств является источником преимуществ для представителей доминантной культуры. Например, у работодателя есть вариант: нанять питерца или таджика. Таджика будут безжалостно эксплуатировать: он будет получать зарплату в два раза меньше, чем питерец.

ñ Перемещение этнических групп. Например, в одном из сел нашей необъятной родины был случай, когда понаехавшие всех окончательно задолбали. Жители обратились в администрацию, понаехавших выпилили нафиг. Или когда накануне войны, когда эстонцев запиливали в вагон и увозили за 100500 км от родных сел.

ñ Дискриминация — ущемление прав.

ñ Стратегия геноцида.

ñ Ассимиляция. Пожалуйста, приезжайте, становитесь как мы. Есть добровольная ассимиляция, мой выбор — я хочу быть русским. Есть принудительная ассимиляция.

ñ Культурный плюрализм. Например, Швейцария, Канада. В Европе это превратилось в мультикультурализм. Но Меркель, Саркози сейчас признают, что идея провалилась. Плюс во Франции приняли закон, запрещающий ношение паранжи в общественных местах. Какой уж тут мультикультурализм. А чем заменить мультикультурализм никто не знает.

 

Ущемление потребности в принадлежности к этносу ведет к конфликту. Конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих рядом.

Изоляционизм — глобализация.

 


Семинар 21.12.2011

 

Смысл труда Дарендорфа: конфликт укоренен в любой социальной структуре. Социальная структура и есть причина конфликта. Социолога должны интересовать социальные структуры (квази-группы), условия. Дарендорф хоть и указывает причины конфликта, но разные социологи могут предложить свои, их будет очень много. Но все равно до конца не будет все известно. Есть например космизм, который объясняет конфликты негативным влиянием солнца.

Рекрутирование — поиск заинтересованных лиц и союзников.

Идеология должна быть направлена против чего-то, и надо, чтобы она была запоминающейся (лозунг, символ). Она еще должна быть общей.

К.Мангейм — анализирует типичные формы идеологии.

Личные условия — важны лидерские качества.

 

16 ноября 1995 года — декларация ООН «О толерантности».

 

Конфликты в организации:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...