Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфликт как фактор групповой динамики




Конфликтология

 

Щербина Александра Вениаминовна

ashcherbina@list.ru

Тема: номер группы. Мейл для вопросов.

 

ЭКЗАМЕН!

 

Источники:

  1. Учебное пособие по конфликтологии (методичка)
  2. Учебник: см. список литературы в конце методички

Называется: конфликтология, введение в конфликтологию, социальный конфликт...

На обороте титула: должен быть адресован студентам вузов, соответствует госстандарту РФ по дисциплине конфликтология для вузов.

Первоисточники: сочинения некоторых социологов, психологов, конфликтологов, таких как: Л.Коузер (или Козер), Р.Даррендорф.

Введение в конфликтологию

Вопросы:

  1. Дисциплинарный и профессиональный статус конфликтологии;
  2. Мировоззренческий и методологические предпосылки конфликтологии;
  3. Периодизация исторического развития конфликтологии

 

Конфликтология — гуманитарная наука; синтез социологии, психологии, политологии, юриспруденции, истории, экономической теории.

 

До 20-го века конфликты не изучались. Изучением схем конфликтов, их природы и управлением конфликтами стали интересоваться в 20-м веке.

 

В РФ — с конца 80-х годов началось преподавание, с 1994 году появился государственный стандарт дисциплины.

 

Конфликтология анализирует различные конфликты.

 

Замысел создания конфликтологии — надо начать изучать реальные объекты (людей, которые за всю свою историю постоянно конфликтовали — кто-то слабо, кто-то сильно). Это позволит прогнозировать конфликты, искать средства их погашения, поиск компромисса. Ну и плюс было преобразование общества, революции в нашей стране и т.д. Надо было это все осмыслить. Да и конфликты росли постоянно — политическая борьба, борьба между слоями общества.

 

Марксистское общество считало, что все конфликты решены, удалось создать систему, что никаких конфликтов не осталось. Нет места национальным, этническим, классовым конфликтам. Но на деле это оказалось не так, ибо они все равно были. Поэтому надо было развивать способы управления конфликтами.

 

Конфликтолог — изучает, прогнозирует конфликты и находит способы их решения и урегулирования. Часто их решают судом, но есть способы решения без суда. Конфликтолог — человек искусный, он должен обладать определенными личностными качествами.

 

Мировоззренческие предпосылки конфликтологии.

Один из главных — история человечества. Древние люди считали, что конфликт — это зло, часто неизбежное, необходимое, которым управляет бог. Негативная оценка. Аристотель, например, считал, что это вражда, раздор и т. д. Конфликту противопоставляется согласие — гармония, равновесие и далее по тексту.

Главная причина конфликтов — нарушение меры. Притязания лиц или групп становятся безмерными. Они впадают в прихоти, в наглость, плюс притязания, превышающие меру.

1) Люди по природе не равны (это у древних). Отсюда иерархия. Гармония есть тогда, когда худшие подчиняются лучшим. Например, Аристотель приводит три естественных взаимоотношения: мужчин с женщинами, детей с родителями, господина с рабами. На этих отношениях основано государство. Государство — это естественное образование. Отсюда, конфликты — это нехорошо, и их надо решать. В настоящее время говорят, что люди как раз-таки равны;

2) Современное представление о конфликтах.

2А) Декарт считал, что надо отбросить все и начать с чистого листа, в противоположность традиции. Но все должно быть рациональным. Современность противопоставляется традиции. Современность — более рациональное, более современное. Традиции — старье.

2Б) Идея автономного индивида. С ней связаны мысли о правах и свободах человека. Это значит, что человек - самооопределяющийся индивид, сам себе дает закон. И способен на это в той мере, в которой он сам себя определяет. Если он подчиняется — сам так себя определил, значит. Война всех против всех будет, если все себя определят. Действует принцип «человек человеку волк». Но такого не было еще. Либеральная идеология первоначально имела вероисповедальное обоснование (т. е., религиозные корни).

В основе современной идеи конфликтов — идея автономного индивида. Чтобы люди не погибли от войны всех против всех, они должны подчинить себя некой общей воле. Другими словами, перейти из естественного состояния в гражданское. Подчинение осуществляется в акте так называемого общественного договора. Индивиды отказываются от части своих прав на добровольной основе и наделяют этими правами некую инстанцию (то бишь, государство). Это право законодательствовать, право судить, право наказывать за несоблюдение закона. Государство обладает правом на физическое насилие. У индивидов при этом остаются неотчуждаемые их права, которые обладают субстанциональным приоритетом, на них нельзя посягать, потому что они даны Богом. В современном мире это называется права человека. К ним относятся — право на жизнь, право на свежий воздух, на чистую воду, право на собственное разумение (свобода совести, мнения, вероисповедания и т.д), право на частную собственность (это результат деятельности человека).

Общественный договор — это противоречие, при котором человек подчиняется общей воле, но при этом подчиняется сам себе. Поэтому человек все еще свободен. Частная и всеобщая воля совпадают.

Вероисповедальное обоснование либерализма — частная и всеобщая воля совпадают, потому что это дано Богом. Господь в сердце каждого записал естественный закон — человек существо разумное. Разум — данная Богом способность различать добро и зло.

Идея автономного индивида позволяет связать конфликт с индивидуальной свободой. В гражданском состоянии появляется возможность регулировать и решать конфликты.

В общем, главное здесь — свобода (автономный индивид) и равенство (общественный договор).

 

Методологические предпосылки.

Они в принципе общие для всех гуманитарных наук. Замысел создания гуманитарных наук появился в 19 веке. В основе идея — общество и отдельного человека надо изучать так же, как естествоиспытатель изучает природу. Образец научности, на который надо ориентироваться — современное экспериментальное естествознание (возникло в Европе в 17 веке).

Основные черты экспериментального естествознания:

- Логическая непротиворечивость;

- Эмперическая достоверность (иметь экспериментальное подтверждение, верификацию);

- Практическое применение.

Цель — изучать социальные процессы так, чтобы появилось знание.

В основе — социология и психология.

 

Этапы развития конфликтологии (в поле гуманитарных наук).

В основании периодизации — смена подходов к осмыслению социальных изменений. Три этапа развития конфликтологии:

  1. Середина 19 века — начало 20 века: формируются гуманитарные науки, формулируется предмет и метод, формируются основные методологические традиции, главные школы и направления. Центр развития находится в Европе, а именно Франция, Великобритания, Германия, Россия. Установка на социальные изменения, изменения — закономерное и желательное, инструмент социальных изменений;

Характеристика периода — ставится задача изучать человека, а именно имеющееся общество. Период связан с воззрениями, согласно которым общество есть продукт длительного исторического развития, это исторический результат, это результат революционных событий:

ñ Великая Французская революция — оттуда пришло понятие автономного индивида, понятия нации и государства как основного субъекта международных отношений; причем эти два понятия постоянно оспариваются;

ñ Промышленный переворот — принципиально изменил человеческое бытие, рационализация экономической жизни человека. Ориентация на свои экономические интересы. Результат — капиталистическое общество;

ñ Демографическая революция — стремительный рост населения.

Эти три фактора сформировали современное общество. И оно отличается от традиционного общества. Представление об историческом процессе как о том, что он проходит определенные стадии, это доминирующая идея. Закономерный процесс, в котором можно выделить этапы.

Традиция и современность противопоставляются друг другу. Современность враждует с традицией. Это основная мысль, с которой связан этот период. Разрыв с традицией происходит в мучительных формах, а именно — революциями, конфликтами, борьбой. Современность несет в себе новые противоречия, новые конфликты. Сохраняется экономическое противоречие, оно постоянно развивается. Чем богаче становится нация, тем нищает производитель. Социальный вопрос (а это был основной вопрос периода) — вопрос о судьбе пролетариата. «Каким образом люди, равные в политико-юридическом отношении, не равны в социально-экономическом отношении?» - формулировка социального (классового) вопроса.

В основе консервативной идеологии мысль о том, что «наши предки не были дураками».

Это был золотой век гуманитарных наук. Тогда они были популярны, на них возлогались большие надежды. Считалось, что они помогут осмыслить социальные конфликты, понять их механизмы и вооружить конфликтующие стороны соответствующими знаниями и технологиями.

На этом этапе социальный конфликт признается всеми. Возникает претензия, что их можно решать при помощи структурных преобразований.

Оформляется:

ñ позитивистская концепция (Конт, Дюркгейм) — «социальные факты надо изучать как вещи», «к социальным явлениям применим принцип причинности»;

ñ традиция понимающей социологии (Макс Вебер, Вильгельм Дильтей) — «мы объясняем природу, но понимаем духовный мир», «каузальному объяснению должно предшествовать схватывание смысла». Обращается внимание на своеобразие методов наук. Изучать социальный процесс это не то же самое, что изучать природный процесс, потому что в первом случае мы имеем дело с поведением людей, а это значит, что есть индивидуальные особенности. Чтобы дать каузальное описание, нужно понять смысл действий, который мы анализируем. Еще важен момент историчности;

ñ критическая традиция — «философы лишь изучали мир, задача заключается в изменении мира». Социальное познание, если оно не хочет быть ложным оказывается лишь определенным аспектом преобразования действительности. Объяснение и понимание — лишь момент деятельности преобразования человечества.

 

  1. 20-е — 60-е годы 20 века: центр развития — США. Гуманитарная мысль начинает развиваться в других условиях. Конфликтология для предотвращения конфликтов. Отказ от больших теорий. Большие теории бесполезны, потому что они не способны объяснить что-то отдельное. Нужны были конкретные социологические исследования. Современное общество рассматривается с точки зрения перспектив его укрепления, стабилизации, улучшения его организации. Господствуют представления о современном обществе как о системе, структуре, элементы которого должны взаимодействовать и не противоречить друг другу. Конфликт рассматривается как болезнь. Нормой является согласованность. Конфликт необходимо урегулировать. Причина социальных конфликтов — не структурные предпосылки, а индивидуальные отклонения или оплошности. Он становится психологической проблемой. Нужно снижать агрессивность, чтобы решить конфликт. Господствуют структурно-функциональные построения;
  2. 60-70 годы 20 века — наши дни: многообразие подходов к изучению конфликтов.

Вопрос периодизации конвенционален (есть много вариантов периодизации в зависимости от условий). Переосмысление роли, значения и способов урегулирования конфликтов. Тут главную роль играет глобализация, превращение СМИ и СМК в самостоятельный фактор.

 

Основные социологические концепции конфликта

 

Вопросы:

  1. Социально-эволюционистские теории: социал-дарвинизм, классовый подход Маркса;
  2. Формальная социология;
  3. Понимающая социология;
  4. Структурный функционализм и конфликтологическая парадигма.

 

Социально-эволюционистские теории были господствующими в науках на рубеже 19 и 20 веков. Социальное познание наследует всемирную историческую точку зрения, которая сформулировалась в христианской традиции. В историческом процессе наблюдается некоторая закономерность, которая объясняется некой исторической необходимостью. Она не совпадает с индивидуальным сознанием. Люди делают то, что они хотят, а получается то, чего никто не хотел. По Гегелю человеческий дух изначально свободен, но нужен долгий путь, чтобы сознание стало по-настоящему свободным. Гегель выделяет три типа истории: восточный мир (свободы нет, есть деспотизм), греко-римский мир (где свобода некоторая есть), германский или европейский мир (свободны все). Источник социальной эволюции пытаются найти в эволюции.

В борьбе усматривался источник развития и движения. Конфликт является источником социальной эволюции.

Вообще идея о борьбе видов была высказана в социальных науках, а Дарвин эту идею развил и сделал свою теорию. Речь идет о Гербере Спенсере. Основные его положения: вся история — это история конфликта, борьбы за существование социальных групп и индивидов. Борьба за ресурсы, власть и питание. В ходе борьбы побеждает наиболее приспособленный. В истории можно выделить две фазы этой борьбы:

Военное общество — социальный конфликт выражается в насилии, войне, вооруженных столкновениях. Победитель побеждает или порабощает побежденного. При переходе к индустриальному обществу борьба сохраняется, но ведется в других формах — побежденный исользуется.

Категории «мы-группа», и «они-группа» - первая из них очень важна в понимании индивидом своей личности. Отношение ко второму укрепляет чувство принадлежности к «мы-группа». Индивид ассоциирует «мы-группу» как источник позитива, а к «они-группа» приписываются отрицательные черты. Это чувство принадлежности поддерживается конфликтом «мы-группы» и «они-группы».

Этноцентризм — это представление о том, что моя группа является носителем правильного порядка, ценностей.

Факт социального конфликта приобрело значение объясняющего принципа. Столкновение социальных групп представляет собой ткань общества. В конечном счете, источником всех социальных противоречий является разделение труда на производительный и управленческий. Возникают те, кто доминируют и те, кто подчиняется.

От социал-дарвинизма потом отказались.

 

Следующая очень влиятельная доктрина — это марксизм и классовый подход. «Вся предшествующая история была историей борьбы классов» - основной тезис Маркса и Энгельса. Классовый конфликт — источник социальных изменений. Сначала уничтожить буржуазию, а потом рабочий класс уйдет. То есть вместе с конфликтом уйдут и классы. Классовый конфликт развивается на стадии капиталистического способа производства, он выражается в противоречии труда и капитала. Маркс рассматривает проблематику отчужденного труда — над человеком господствуют силы, которые он сам породил. Перспектива уничтожения конфликта связана с уничтожением капитала. Вводится понятие наемного рабочего — это непосредственный производитель, который отличается от производителя прошлой эпохи тем, что свободен двояко — он обладает личной свободой (труд является свободным), он свободен от непосредственной связи с условиями воспроизводства своей жизни (он должен идти на рынок и идти продавать свою рабочую силу).

Вообще, вопрос о судьбе пролетариата был главным в ту эпоху.

Капиталист это тот, кто за счет рационального использования труда получает максимальную прибыль для того, чтобы заново ее вложить в производства. Он инвестирует большую часть прибыли.

Рабочие сами по себе являются «классом в себе». «Классом для себя» он становится в той мере, в которой он вооружается идеологией, которую придумывает интеллигенция. Благодаря этому класс дорастает до политической борьбы, высшей формой которой является пролетарская революция. Она является прологом уничтожения всех классов к коммунизму, в котором нет социальных конфликтов.

Категория классового конфликта осмысляется ходом истории.

 

Формальная социология. Основоположник — Георг Зиммель. Основная мысль — социология имеет свой предмет: формы взаимодействия (формы обобществления). Социальность состоит во взаимодействии людей. Человек движим инстинктами и удовлетворяет их только во взаимодействии с людьми (конфликт, иерархия, кооперация, соревнования и так далее). С обобществлениями возникает новая реальность. Конфликт рассматривается как одна из форм взаимодействия. Необходимо различать следующие виды конфликтов:

ñ Игра-борьба — объединяются, чтобы бороться и борются, ориентируясь на общие правила и нормы;

ñ Правовой спор — обе стороны признают всеобщего закона;

ñ Конкуренция — задача каждой из сторон заключается в достижении позитивных результатов на собственном поле, реализация своих идей. Так достигается победа над соперником. Это не уничтожение противника;

ñ Конфликт ради конфликта — но это крайне редко.

На форму конфликта влияет количество участников взаимодействия. Полное проникновение возможно только при общении двух индивидов. Оно постоянно дает поводы для конфликтов, причем сами конфликты являются самыми разрушительными.

Когда общается тройка, то тут по-другому. Третий может разрешить конфликт, порадоваться, или действовать по принципу «разделяй и властвуй».

Конфликт с другой группой является важным стимулом для объединения.

 

Понимающая социология Вебера. Вебер рассуждает так: конфликт — это универсальная форма социальности. Конфликт и согласие — это рефлексивные определения. В любом согласии есть место расхождениям (взять возлюбленную пару, например). И наоборот - в любом соперничестве есть то, что объединяет.

Суть понимающей социологии в том, что гуманитарные науки отличаются от естествознания в предмете и методе. В позитивизме есть понятие социальные факты существуют вне социального сознания и оказывают на него воздействие.

Точка зрения понимающей социологии. Социальные события отличаются от природных. «Мы объясняем природу, но понимаем духовный мир». Объяснение в естествознании является полным, если частный случай интерпретируем как частное проявление общей закономерности. Основной метод — это метод обобщения. Это наука номотетическая. Но для социо-культурных наук метод обобщения не подходит, потому что важно индивидуальное.

Есть сложная логическая проблема. Например, межчеловеческие отношения, когда один человек требует, чтобы его понял другой. Индивидуальное можно постичь сопереживанием, чувствованием. Результат такого акта познания, в том числе художественного, единичен, не обладает свойством общезначимости и доказательности.

Возник вопрос - Каким образом познание индивидуального может удовлетворять логическим требованиям всеобщности и необходимости.

Особенности:

ñ Индивидуальность. Социальное событие обладает инливидуальностью;

ñ Свобода. Это некая автономия, самоопределение;

ñ Историчность. Тут случайность приобретает характер необходимого.

Главное методологическое средство Вебера — понятие «идеального типа», чтобы понимать конфликт в его индивидуальности, свободе, историчности. «Идеальный тип» — это мыслительная конструкция, схема, которую придумывает и конструирует социолог. В реальном мире этому ничто не соответствует. Надо это для понимания человеческого действия. Реальное событие сопоставляется с «идеальным типом», и тут находятся всякие противоречия.

Вебер критиковал всеобщность.

Вебер предлагает определение действия — форма активности или воздержания от нее, с которой действующий индивид связывает определенный смысл.

Социальным называется действие, которое по своему субъективно предполагаемому смыслу ориентировано на ожидаемое поведение других людей (конкретных или анонимных).

Понимающая социология стремится, истолковывая, понять смысл социального действия и, тем самым, каузально, апеллируя к причинам, описать его процесс и воздействие (результат).

Типология социального действия:

Предмет типологизации — смысл социального действия. Типы смыслов (всего их четыре);

  1. Целерациональные действия (целеориентированные). Действующий индивид имеет цель, которую он осознает. Есть условия, в которых он действует. Есть средства, адекватные для достижения цели. Мерилом действия является успех. Мера успеха может быть предметом изучения рациональности. Господствует формальная рациональность;
  2. Ценностно-ориентированное. Оно не может быть успешным или не успешным. Приверженность индивида определенной ценности. Действие имеет для индивида ценность, если оно соответствует этой ценности. Соображения чести диктуют дальнейшие действия;
  3. Аффективное действие. Актуальное эмоциональное состояние. Действие совершается в состоянии аффекта;
  4. Традиционное действие. Одно из наиболее распространенных .Совершается в силу привычки, традиции, усвоенным образцам.

В конфликтах дело происходит между индивидами. То есть предметом рационального анализа являются конфликты, которые разворачиваются в логике целерационального действия. Конфликт интересов можно разрешить. Чтобы разрешить конфликт ценностей, его надо превратить в конфликт интересов.

Есть ситуации, когда конфликт стал традицией. Например, конфликт между армянами и турками. Есть конфликт традиций, отторжение от традиций и т. д.

Конфликт как форма социального взаимодействия лучше всего поддается рациональному анализу, регулирования в том случае, когда речь идет о конфликте интересов, когда конфликтующие индивиды действуют в рациональных целях.

Конфликт ценностный, конфликт аффективный и традиционный могут быть предметами их анализа в случае их сведения к целерациональным конфликтам.

Категория статусной группы. Группа людей, имеющие разные шансы в рыночной ситуации. Вебер также выделяет экономический порядок. Класс может оставаться сообществом на бумаге. Это сообщество на бумаге может превратиться в реальную группу при условии, что оно осознает противоречие интересов.

Он также выделял политический и социальный порядок. В первом случае имеем дело с иерархией власти (возможностью реализовать свою волю даже вопреки сопротивлению). Плюс туда еще входит понятие партий — некоей группы, которая ориентируется на власть. Социальный порядок — иерархия социальных почестей. Социальная почесть (престиж) — любое социальное качество, которое оценивается позитивно или негативно. Богатство и власть тоже являются источником социальной почести, но надо иметь в виду и вид деятельности — наркоторговля или съемки в порнухе не есть престижно. Плюс есть другие источники — возраст, этнические характеристики, внешность.

Внутри статусной группы реальное сообщество является источником общение. В рамках статусных групп игнорируется классовое различие между социальными группами, но до поры до времени. Реальный социальный конфликт -борьба позитивно и негативно привилегированных социальных групп. Оборотная сторона — статусное притяжение.

 

Структурно-функциональный подход и конфликтологическая парадигма

Вопросы:

  1. Методология
  2. «Социальная система и ее напряжение»
  3. Социальная анония (Роберт Мертон)
  4. Конфликтологическая парадигма

 

Структурно-функциональный подход называют системным подходом. В какое-то время это воспринималось как главный подход в социальной науке. И он до сих пор используется в науке, и в обыденной жизни при принятии практических решений.

 

Система — взаимосвязь, взаимозависимость элементов. Систему нельзя отождествлять с реальным объектом. Система — это какой-то ракурс изучения объекта, это срез объекта, взгляд на объект. Система выделяется исследовательской задачей. Исследователь никогда не сможет выразить все связи, поэтому он находит самые основные и самые интенсивные.

Элемент — некая характеристика объекта. Элемент не совпадает с реальным объектом. В понятия элемента могут выделяться разные объекты со сходными характеристиками. Один и тот же объект с разными порядками будет отображаться в виде разных элементов.

Если известен спектр значений, то элемент называется переменным. Система предстает как некий вектор, каждый компонент которого соответствует определенному значению определенной переменной.

Изменение значения переменной, влияющей на значение другой переменной называется переходом. Изменение значения множества переменных, влияющей на значение другой переменной называется преобразованием.

Система может быть описана с помощи вектора.

Взаимосвязь выражается логическим понятием отношения. Функция — вклад элемента в поддержание целого.

Парсонс, у него исходный пункт — это единичный акт действия. Чтобы построить систему социального действия, надо посмотреть, как осуществляется единичный акт деятельности. Осуществляется он в условиях, часть которых не меняется, другая часть — изменяема, ей можно управлять. Условия: физико-химическое окружение (природа), личность, социальная система, культура. Должен быть выполнен ряд функциональных требований: должна быть поставлена цель, адаптация, функция интеграции, функция латентности (изменяясь сохраняет и воспроизводит себя индивид), поддержание образца.

Каждый элемент может быть рассмотрен как система. Системы — экономическая, система социетальной общности, политическая.

Вводится понятие дисфункции. Между элементами системы может возникать напряжение. Это угроза устойчивости системы. Конфликт — патология системы.

 

Социальную систему можно построить с помощью двух параметров — культурно одобряемых целей и культурно одобряемых средств. В Америке главная цель — это богатство. Большинство придерживается стратегии конформизма. Плюс есть стратегия инноваций (туда же входит жульничество). Философия малых дел — пусть я беден, но я играю по правилам (ретритизм). Отвергаются и цели, и средства. Плюс еще есть мятеж, это когда ставятся другие цели и соответственно применяются другие методы.

 

Парадигма. Обретает свое значение при понятиях нормальная наука, научное сообщество, смена парадигм.

Парадигма — способ постановки проблем, разделяемый данным научным сообществом.

Конфликтологическая парадигма — обнаружение того, что структурно-функциональный подход может быть усовершенствован в двух аспектах:

- Сам конфликт функционален;

- Сам конфликт может быть предметом структурно-функционального подхода.

 

Различие в направленности исследовательского интереса. Структурно-функциональный подход — главное это стабильность, устойчивость, взаимозависимость всех элементов. А конфликтологическая парадигма направлена на поиск изменений, дисфункций и т.д.

А в методологическом назначении они не отличаются.

 

Глобальное измерение конфликта

 

Глобализация это интенсификация транснациональных процессов (движение капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, идей, технологий, людей). Связь глобального и локального (глакализация), выражается в том, что локальная проблема тут же приобретает глобальное участие. В то же время локальное вызвано глобальными причинами.

 

Конфликты низкой интенсивности — попытки не допустить локальные конфликты в глобальные противостояния.

 

В 19 веке попытка различить вехи истории. Каждая из них означает наступление новой формы бытия человека. У либеральной идее нет жизнеспособных альтернатив, поэтому история закончена. Постисторическое общество уже начало свое существование.

 

Экономические объяснения

Первое из таковых было предложено в теории империализма. Теория разработана в 20 веке, мозговыми потугами Ленина и еще одного товарища. Экстраполировать классовый подход на весь мир — вот в чем суть. Капитал выходит за национальные границы, потому что он по определению не может существовать в пределах одной территории. Интернациональный капитал будет противостоять интернациональному пролетариату. Ну и плюс идея интернациональной революции пролетариата. Революция в России это пролог к революции мировой.

 

Второе объяснение было в теории зависимости. Связано с Латинской Америкой, когда они получили политическую зависимость. Но они обнаружили, что независимость не гарантирует процветания. Суть в том, что хроническое отставание бывших колоний консервируется и воспроизводится отношениями зависимости, которое формируется за счет финансово-кредитной политики и усугубляется позицией местной продажной буржуазии. Формируется долговая зависимость перед богатыми странами, которые предоставляет кредиты зависимым государством. И этот долг намного больше производительности рабочей силы. Так что долг не погасить. И это является основанием для политического давления. Зависимость можно преодолеть только стихийным наступлением народных масс.

 

Мир-системный анализ. Это целая школа, очень авторитетная, между прочим. Автор: Уолерстайн (или Валерстайн). С его точки зрения, общество является очень неопределенным понятием. Он предлагает использовать категорию исторической системы. Мысль в том, что в далеком прошлом были исторический минисистемам (локальные сообщества). А на смену им пришли мир-системы, то есть устройство мира носит системный характер. До 16 века была мир-империя (например, Римская империя, Священная Римская империя Германской нации). Они удерживались политической властью. А начиная с 16 века на смену пришел мир-экономика. В современном глобальном доминирует капитализм. Связующим звеном мировых отношений являются товарные отношения. В силу падения нормы прибыли капитал стремится к расширению путем перераспределения доходов туда, где люди хотят больше получать. Все новые зоны включаются в этот проклятый капитализм. Причем включаются в качестве периферии. Экономическая мир-экономика: есть центр, периферия, полупериферия. Между центром и периферией происходит неравномерный обмен. В центре сосредоточены монополии. Центр приобретает, а периферия утрачивает. Плюс есть еще полупериферия — страны, которые хотят быть в центре. Но максимум они становятся региональным центром. Политические институты существует, чтобы гарантировать этот неравномерный обмен. Расизм необходим, потому что он позволяет отождествлять экономические признаки с этническими. Необходим сексизм, антиглобалисты и другие антисистемные движения, потому что они укрепляют систему. Экономика будет успешной, если есть возможность территориальной экспансии. Процветания связано с эксплуатацией. Капитал процветает постольку, поскольку новые зоны втянуты в капиталистическу мир-экономику. А для этого нужна перестройка, которая предполагает моноотраслевую или сырьевую ориентацию. Политические институты должны соответствовать тем, что приняты в международных отношениях.

Капиталистическая экономика захватила уже все, что можно и ей уже некуда развиваться. Так что капиталистическая мир-экономика обречена. Капиталистическая экономика входит в ситуацию неустойчивости (бифуркации). Самое незначительное действие может породить большого полярного зверя.

Конфликты в капиталистической мир-экономике: в центре за гегемонию, на периферии борьба за статус полупериферии, борьба региональных центров за приближение к центру. Уолерстайн прогнозирует хаос. И неизвестно, какой будет новая мир-система.

 

Конфликт цивилизации. Прочитать книжку «Россия и Европа». Уникальность цивилизаций. Сосуществование в пространстве уникальных и неповторимых цивилизаций.

 

Цивилизация — форма общности людей, которая имеет как объективны, так и субъективные стороны. Объективные — история, религия, культура. Субъективная сторона — осознание принадлежности. Цивилизация — культурная общность высокого культурного ранга. Деревня → город → регион →  страна → группа стран → цивилизация. В современном мире сознание цивилизационной принадлежности усиливается и становится причиной конфликтов. Цивилизационное сознание — это кто ты есть. Можно изменить гражданство, политическое убеждение, национальное самоопределение. Но, по мнению Хантингтона, цивилизационную принадлежность изменять нельзя. Потому что усиливается взаимодействие между цивилизациями. Люди стали более подвижными. Религиозные факторы. Современное человечество имеет дело с «реваншем Бога»: религиозная принадлежность становится источником самоидентификации. Наблюдается синдром братских стран — поляки в США не считаются иммигрантами, а вот турок там — чужой. И экономическое взаимодействие между ними тесное. А Япония это другая цивилизация. Разница между цивилизациями — в отношении к Богу, в отношении к правам человека (а в Европе оно не такое, как в Рашке). Еще недавно элита не западных стран ориентировалась на Запад, а народ держался корней. Рашка была то англофильской, то франкофильской. А народ держался традиций. А сейчас по-другому. Элита не западных стран говорит о том, что необходимо возвращаться к корням. А массы очарованы чуждой им идеологией. Тут есть двоякая роль Запада: он находится на вершине могущества, но не западные страны отказываются ориентироваться на Запад. Они хотят модернизации, но на не западный лад. Традиционно ориентированные силы действуют глобально. Например, исламские фундаменталисты. В современном мире претензии Запада на глобальное лидерство оспаривают другие цивилизации. Так что привет конфликту между Западом, мусульманами, латиносами, Японией и др. А Россия — это внутри расколотая страна. Нет единодушия. Невозможно определиться со своей цивилизационной принадлежностью. А это очень плохо. Примеры: Турция (хотят вступить в Евросоюз, но есть противники этого), Мексика (тяготеет к США, есть силы, которые хотят быть латиносами), ну и, разумеется, Россия (хочет примкнуть к Западу, но есть люди с лозунгами «Россия для русских»). Нас не любят на Западе. Цивилизационные конфликты будут происходить внутри таких стран.

 

В общем, будут мировые конфликты и даже войны. Основание — цивилизационные различие.

 

Аналитика конфликта

 

Насколько оправдано рассматривать конфликт как форму социального взаимодействия. Видов конфликта очень много, и все это объединено в рамках одной дисциплины.

 

Вопросы:

ñ Конфликт как фактор групповой динамики;

ñ Завершение конфликта;

ñ Стратегия поведения в конфликте;

 

Конфликт как фактор групповой динамики

Классификация групп: первичные и вторичные; экспрессивные (для межличностного взаимодействия и общения, в котором удовлетворяются требования индивида, и это взаимодействие имеет решающее значение) и инструментальное (действия подчинены некоторой цели, которая находится за рамками общения).

В первичной группе — полная вовлеченность во взаимодействие. Это создает много поводов для всякого негатива. Но есть запрет на выражение враждебности, ибо это угроза стабильности отношений. Когда конфликт возникает, то он выполняет роль спускового крючка, в конфликте стороны получают возможность предъявить друг другу все накопившиеся обиды. В группе с частичным личным участием, во вторичных группах, где степень взаимодействие функциональное и оно намного ниже, там запрет на конфликт не действует с такой силой. Наличие конфликтов стабилизирует группу, поскольку дает выход негативным эмоциям. Но это не воспринимается как угроза существованию группы.

Во втором различении — конфликт вызван разночтениями по главным или по второстепенным вопросам. Как правило конфликт стабилизирует структуру. Плюс побуждает участников конфликта яснее осознавать ценности или цели, лежащие в основе данного подразделения. Расхождение по центральным вопросам иногда ставит под сомнение дальнейшее существование группы.

Коузер предложил различать реалистический и нереалистический виды конфликта.

Выражение враждебности необходимо, чтобы группа смогла существовать. Но выход эмоции должен быть безопасным, самый главный способ — это юмор, сатира, ирония. Начало этой мысли положил Фрейд.

Реалистический конфликт имеет место тогда, когда у борющихся сторон имеются осознаваемые цели или задачи. Активность другой стороны воспринимается как помеха реализации цели или задачи. Борьба в реалистическом конфликте носит вынужденный характер. Помехи, причинение ущерба это способ для достижения целей. Если цели можно достичь без применения помех, то конфликта и быть не может.

Нереалистический конфликт имеет место там, где накопленная негативная энергия, фрустрация, вражда и т. д. ищет своего выхода и тогда объекты враждебности мобильны.

По мнению Коузера, безопасные каналы для выражения враждебности: использование замещающих механизмов или замещающих объектов. В качестве последних выступают козлы отпущения — социально-непривилегированные группы (чаще всего — этнические меньшинства), для враждебности к которым всегда можно найти повод.

Внутренние и внешние группы — да, есть еще такая классификация групп. Если группа втянута во внешний конфликт, то это является фактором сплочения группы, усиление ощущения членства в группе. Это приводит к снижению уровней разногласия внутри группы. Но оно бывает не всегда. Переменными являются: численность группы и длительность внешнего конфликта. Если группа долгое время борется с другой группой, то это заставляет ее внимательно относиться к частоте своих рядов. Запреты на внутренние разногласия становятся жестче.

Если врага нет, то его всегда изобретут. Есть негативная референтная группа — группа, от которой я отталкиваюсь, от которой меня тошнит, куда я ни за что в жизни не пойду. Иногда группа может распасться, из-за нестабильности консенсуса внутри группы. Например, если внутри группы есть конкурирующие между собой подгруппы. И у каждой свое видение ситуации, отсюда возникает дичайший срач.

Когда стороны борются за надличностные цели (за идеи, например), такие конфликты оказываются наиболее радикальными, насильственными и жестокими. У человека есть сознание собственной респектабельности, поэтому он борется не за себя. И стороны воздерживаются от личных выпадов.

Социализирующая функция конфликта. Благодаря конфликту поддерживаются традиции. Иногда только конфликт позволяет участникам адекватно оценить силы друг друга и установить баланс. Более того, конфликты позволяют хотя бы временно объединяться в коалицию (потому что союзники нужны, ибо в одиночку никак). Необходимость завершения конфликта побуждает стороны внимательнее относиться к нормам и правилам.

 

Завершение конфликта

Это далеко не всегда означает разрешение конфликта. Это лишь означает, что стороны утратили интерес и силы к борьбе. То есть сторонам лучше потратить силы и ресурсы на что-нибудь другое, поэтому времени на срачи уже тупо нету. Различают латентную фазу и действительное завершение.

Конфликт разрешен значит, что между сторонами появилось согласие. А есть урегулирование конфликта — и оно не обязательно означает, что между сторонами возникло полное согласие. Это значит, что между сторонами появились приемлемые формы определения победы и поражения.

Завершение конфликта может быть симметричным (выигрыш-выигрыш, проигрыш-проигрым) и ассиметричным (выигрыш- проигрыш). Есть еще принцип дистрибутивной справедливости — воздаяние согласно затратам. Это значит, что найдено некое соглашение, в котором права сторон определены и объем этих прав соответствует позициям сторон. Когда определяются правила использования объекта в соответствии с потенциалом сторон.

Полностью институционализированные конфликты — в них есть четкие правила по поводу того, как это дело разрешить. Например это дуэль, в которых было куча кодексов.

На другой стороне — абсолютный конфликт, который никогда не может разрешиться. Например, нравственные коллизии.

Для участников конфликта его завершение это большая проблема. Они озабочены выработкой норм и правил устранения противоречий. Стороны готовы завершить конфликт, но в то же время не готовы признавать себя побежденными. Чтобы такая готовность была, у победителя должны быть адекватные требования к побежденными. Плюс чтобы побежденная сторона могла согласиться со своим поражением. Надо предложить приемлемый образ поражения — а тут уже включается внутренняя динамика группы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...