Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы, результаты и критерии завершения конфликтовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Структура конфликта Конфликт - многомерное явление, имеющее свою структуру - это одновременно и система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта: 1. Объективные компоненты: - действующие лица (частные, официальные, юридические, различные группировки и социальные группы); - степень участия в конфликте (непосредственное противодействие, опосредованное влияние); - основные участники (субъекты конфликта, непосредственно совершающие активные действия друг против друга); - инициатор конфликта (сторона, первая начавшая конфликтные действия); - роли оппонентов; - уровень возможностей оппонентов по реализации своих целей в конфликте (физические, социальные, материальные, интеллектуальные); - группы поддержки (силы, стоящие за оппонентами); - другие участники (субъекты, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта - подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – лицо, организация, государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в конфликте не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - лицо или группа, планирующие конфликт); - третья сторона в конфликте (медиатор (плектр) от греческого plektron, от plesso – ударяю - приспособление для защипывания струн при игре на струнных щипковых музыкальных инструментах (лютня, мандолина, гитара), металлическая пластинка, гусиное перо, кольцо с «когтем», надеваемое на палец) решает задачу прекращения конфликта. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта. 2. Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта - то противоречие из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. 3. Объект конфликта - ядро проблемы (его не всегда удается выделить поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Выделение объекта конфликта сложная, но важная задача. Потеря или ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы. 4. Микро- и макросреда - условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. Двойственный характер функций конфликта Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одной ситуации и позитивную – на другом этапе, в другой ситуации. Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и деструктивных функций. Деструктивные функции конфликтов: - негативное воздействие на психическое состояние участников; - возможность психологического и физического насилия, травмирования оппонентов; - стрессогенность конфликтов, ведущая к заболеваниям (сердечно-сосудистым, желудочно-кишечного тракта); - отрицательное влияние на развитие личности; - деструктивность межличностных отношений, системы взаимосвязей и взаимоотношений в группе, организации; - формирование негативного образа другого, негативной установки к оппоненту, «образ врага»; - ослабление ценностно-ориентационного единства коллектива, группы, снижение групповой сплоченности; - закрепление в социальном опыте личности и группы насильственный способ разрешения проблем; - негативное влияние на эффективность деятельности оппонентов; Конструктивные функции конфликтов: - служит одним из средств самоутверждения личности, формирование ее активной жизненной позиции; - способствует повышению авторитета участника, отстявшего справедливые цели - может улучшать качество индивидуальной деятельности; - служит источником развития личности и межличностных отношений; - ослабляет психическую напряженность; - позволяет участникам конфликта более глубоко оценить друг друга; - устраняет полностью или частично возникшие противоречия влияние на группу; - оптимизирует межличностные отношения в группе; - способствует поиску продуктивных решений и проблем; - может выполнять функцию сплочения группы; - может способствовать появлению новых, более благоприятных условий; - зондирует общественное мнение, коллективные настроения; - выявляет нерешенные проблемы в деятельности группы - служит средством активизации социальной жизни группы, общества. Основные периоды и этапы в развитии конфликта Как любое социальное явление конфликт это процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта - это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. В динамике конфликта выделяют следующие этапы: 1. Предконфликт (латентный период): - возникновение объективной проблемной ситуации (появление противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет); - осознание объективной проблемной ситуации (возникает потребность принять меры для разрешения противоречия); - попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам. 2. Собственно конфликт (открытый период): - инцидент (первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблемы в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения или в свою пользу то инцидентом конфликт может и ограничиться); - эскалация (резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация - это часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта); - сбалансированное противодействие (использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются); - завершение конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта). 3. Послеконфликтная ситуация: - частичная нормализация отношений (негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру); - полная нормализация отношений (наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия). Лекция 3. Пути и способы разрешения конфликтов
Формы, результаты и критерии завершения конфликтов Стратегии разрешения конфликтов
Формы, результаты и критерии завершения конфликтов Французский писатель Виктор Гюго мудро заметил: «Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы». Поэтому важно уметь достойно завершать конфликты. Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность форм или способов его завершения. Завершение конфликта – это окончание конфликта по любым причинам. Основные формы или способы завершения конфликта: - разрешение (совместная деятельность участников по прекращению противодействия и решению проблемы); - урегулирование (устранение противоречия между оппонентами с участием третей стороны); - затухание (временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта); - устранение (ликвидация основных структурных элементов конфликта); - перерастание в другой конфликт (возникновение нового противоречия). Исход конфликта - это результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами (результатами) конфликта могут быть: - приостановка конфликта с возможностью его возобновления; - победа одной из сторон; - деление объекта конфликта; - согласие о правилах совместного использования объекта; - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной; - отказ обеих сторон от посягательства на данный объект; - альтернативное определение объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон. Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Другими критериями разрешенности конфликта являются: - прекращение противодействия; - устранение травмирующих факторов; - достижение цели одной из конфликтующих сторон; - изменение позиции индивида (одного из оппонентов); - формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем. Критериями конструктивного разрешения конфликта являются: - степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта; - победа правого оппонента. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |