Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы, результаты и критерии завершения конфликтов




Структура конфликта

Конфликт - многомерное явление, имеющее свою структуру - это одновременно и система и процесс.

Основные компоненты структуры конфликта:

1.    Объективные компоненты:

- действующие лица (частные, официальные, юридические, различные группировки и социальные группы);

- степень участия в конфликте (непосредственное противодействие, опосредованное влияние);

- основные участники (субъекты конфликта, непосредственно совершающие активные действия друг против друга);

- инициатор конфликта (сторона, первая начавшая конфликтные действия);

- роли оппонентов;

- уровень возможностей оппонентов по реализации своих целей в конфликте (физические, социальные, материальные, интеллектуальные);

- группы поддержки (силы, стоящие за оппонентами);

- другие участники (субъекты, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта - подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – лицо, организация, государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в конфликте не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - лицо или группа, планирующие конфликт);

- третья сторона в конфликте (медиатор (плектр) от греческого plektron, от plesso – ударяю - приспособление для защипывания струн при игре на струнных щипковых музыкальных инструментах (лютня, мандолина, гитара), металлическая пластинка, гусиное перо, кольцо с «когтем», надеваемое на палец) решает задачу прекращения конфликта. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.

2.    Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта - то противоречие из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

3.    Объект конфликта - ядро проблемы (его не всегда удается выделить поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Выделение объекта конфликта сложная, но важная задача. Потеря или ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

4.    Микро- и макросреда - условия, в которых находятся и действуют участники конфликта.

Двойственный характер функций конфликта

Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одной ситуации и позитивную – на другом этапе, в другой ситуации.

Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и деструктивных функций.

Деструктивные функции конфликтов:

- негативное воздействие на психическое состояние участников;

- возможность психологического и физического насилия, травмирования оппонентов;

- стрессогенность конфликтов, ведущая к заболеваниям (сердечно-сосудистым, желудочно-кишечного тракта);

- отрицательное влияние на развитие личности;

- деструктивность межличностных отношений, системы взаимосвязей и взаимоотношений в группе, организации;

- формирование негативного образа другого, негативной установки к оппоненту, «образ врага»;

- ослабление ценностно-ориентационного единства коллектива, группы, снижение групповой сплоченности;

- закрепление в социальном опыте личности и группы насильственный способ разрешения проблем;

- негативное влияние на эффективность деятельности оппонентов;

Конструктивные функции конфликтов:

-     служит одним из средств самоутверждения личности, формирование ее активной жизненной позиции;

- способствует повышению авторитета участника, отстявшего справедливые цели

- может улучшать качество индивидуальной деятельности;

- служит источником развития личности и межличностных отношений;

- ослабляет психическую напряженность;

- позволяет участникам конфликта более глубоко оценить друг друга;

- устраняет полностью или частично возникшие противоречия влияние на группу;

- оптимизирует межличностные отношения в группе;

- способствует поиску продуктивных решений и проблем;

- может выполнять функцию сплочения группы;

- может способствовать появлению новых, более благоприятных условий;

- зондирует общественное мнение, коллективные настроения;

- выявляет нерешенные проблемы в деятельности группы

- служит средством активизации социальной жизни группы, общества.

Основные периоды и этапы в развитии конфликта

Как любое социальное явление конфликт это процесс, протекающий во времени.

Конфликт имеет определенные периоды и этапы в ходе которых он возникает, развивается и завершается.

Динамика конфликта - это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

В динамике конфликта выделяют следующие этапы:

1. Предконфликт (латентный период):

- возникновение объективной проблемной ситуации (появление противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет);

- осознание объективной проблемной ситуации (возникает потребность принять меры для разрешения противоречия);

- попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.

Возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.

2. Собственно конфликт (открытый период):

- инцидент (первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблемы в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения или в свою пользу то инцидентом конфликт может и ограничиться);

- эскалация (резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация - это часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта);

- сбалансированное противодействие (использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются);

- завершение конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта).

3. Послеконфликтная ситуация:

- частичная нормализация отношений (негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру);

- полная нормализация отношений (наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия).


Лекция 3. Пути и способы разрешения конфликтов

 


Формы, результаты и критерии завершения конфликтов

Стратегии разрешения конфликтов

 

Формы, результаты и критерии завершения конфликтов

Французский писатель Виктор Гюго мудро заметил: «Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы».

Поэтому важно уметь достойно завершать конфликты.

Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность форм или способов его завершения.

Завершение конфликта – это окончание конфликта по любым причинам.

Основные формы или способы завершения конфликта:

-     разрешение (совместная деятельность участников по прекращению противодействия и решению проблемы);

-     урегулирование (устранение противоречия между оппонентами с участием третей стороны);

-     затухание (временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта);

-     устранение (ликвидация основных структурных элементов конфликта);

-     перерастание в другой конфликт (возникновение нового противоречия).

Исход конфликта - это результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

Исходами (результатами) конфликта могут быть:

-     приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

-     победа одной из сторон;

-     деление объекта конфликта;

-     согласие о правилах совместного использования объекта;

-     равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

-     отказ обеих сторон от посягательства на данный объект;

-     альтернативное определение объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

Другими критериями разрешенности конфликта являются:

-     прекращение противодействия;

-     устранение травмирующих факторов;

-     достижение цели одной из конфликтующих сторон;

-     изменение позиции индивида (одного из оппонентов);

-     формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются:

-     степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта;

-     победа правого оппонента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...