Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация фирм по критериям:




Тема 4. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

1. Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли.

2. Теория факторов производства. Производственная функция.

3. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.

4. Производство с двумя переменными факторами в долговременном периоде. Замещаемость факторов. Изокванты.

5. Бюджетное ограничение фирмы. Изокосты. Равновесие производителя.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ü Развитие предпринимательства в России.

ü Проблемы формирования малого бизнеса в России.

ü Акционерные общества: принципы создания и функционирования.

ü Проблемы вхождения предприятий в рыночную среду.

ü Роль предпринимательства в экономике

ü Основные организационные формы современной корпорации.

ü Основные черты и разновидности финансово-промышленных групп.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

· Долан Э.Дж. Микроэкономика. – СПб., 1994.

· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 2006.– Гл.22-23, 26.

· Максимова Е.В., Краденова И.А. Экономическая теория: Микроэкономика: учеб. пособие. - М., 2007. - Глава 5.

· Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. – М., 2007. – Гл.15.

· Нуреев Р. Основы экономической теории.- М., 1996.

· Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика.–М.:Дело,2000.–Гл.6, 10.

· Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория.- М.,2005.– Гл. 5.

· Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Глава 24, 26, 30.

· Фишер С. и др. Экономика: Пер с англ. - М., 1993. – Глава 7.

· Экономическая теория. /Под ред. В.Д.Камаева. – М., 2006. – Гл.7.

·  Экономическая теория. /Под ред. Л.Е.Басовского. - М., 2002.– Гл. 4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

§ Дадашев А. и др. Эффективная поддержка малого предпринимательства. //Вопросы экономики. – 2002. - № 7.

§ Игольников Г., Кузнецова С., Кужахметова Г. Экономичность развития производства и основные фонды в промышленности. //Экономист. №4/2008

§ Коуз Р. Фирма, рынок и право.//США: экономика, политика, идеология.-1993, №2-5

§ Кравченко К. Системы управления крупными компаниями: факторы эволюции. //Экономист. №11/2007

§ Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике. //Вопросы экономики. - 1997. - № 7.

§ Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособным (доклад ГУ–ВШЭ). //Вопросы экономики. – 2007. - №3.

§ Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации). //Вопросы экономики. – 1997. - № 7.

Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли.

 

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.

Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

 

Фирма- экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды. Введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (The Nature of Firm, 1937).

 

Первоначально термин «фирма» (от итал. Firma - подпись) -означал «торговое имя»коммерсанта.

 

Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, об­ладающая не только юридической, но и реальной экономиче­ской самостоятельностью.

 

Правовые формы функционирова­ния современной фирмы многообразны:

- акционерное общест­во,

- общество с ограниченной ответственностью,

- коммандитное общество и др.

 

Существуют две основные формы организации экономической деятельности:

- стихийный порядок;

- планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.

 

Стихийном порядке - координация осуществляется через рынок;

Планомерном  порядке - путем объединения/кооперации индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства,

Фирма - их концентрацию.

 

В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые.

 

 

Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах;

Фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

 

Признаки фирм

1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.

2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):

3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)

4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом

5) она обладает организационной обособленностью.

5) Обладает самостоятельностью в принятии экономических решений (что, как и для кого производить)

Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой:

1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования.

2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции ...

Функции фирмы:

1. Концентрация и использование ресурсов (фирма предъявляет спрос на ресурсы и обеспечивает их использование, в том числе рабсилы)

2. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг)

3. Реализация произведённой продукции

4. Получение прибыли

5. Адаптация к изменениям рынка

Классификация фирм по размеру

Размерность (малые, средние, крупные) фирм определяется по следующим критериям:

1. Численность занятых

2. Объём продаж

3. Величина активов

4. Соотношение собственного и заёмного капитала

Классификация фирм по критериям:

ü По формам собственности (частная, государственная, муниципальная);

ü По выполняемым функциям (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, финансовые);

ü По размерам (малые, средние, крупные);  

ü По видам лиц (физические, юридические);

ü По степени предпринимательской деятельности юридических лиц ( коммерческие, некоммерческие);

ü По организационно-правовой форме.

 

 

В экономической литературе существуют различные трактовки фирмы.

ü современные фабрики/фирмы как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К.Маркс)

ü фирмы – результат минимизации риска и неопределенности (Ф.Найт),

ü появление фирм связана с необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р.Коуз, О.Уильямсон).

 

Неоклассическая экономи­ческая теория определяет фирму как производственно-техноло­гическую систему, как конгломерат людей и машин.

 

Фирма – это институт, преобразующий ресурсы в продукцию.

 

 Фирма - хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

 

Фирма представлялась «черным ящиком», на входе в который сосредо­точиваются различные ресурсы и технология, а на выходе полу­чается готовый продукт.

Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные ас­пекты ее функционирования и связанные с ними резервы эко­номической эффективности.

Задача менеджмент в данной модели: – выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции.

Основными допущениями неоклассической теории фирмы являются:

1.Единственность критерия выбора решения.

2.Неограниченность возможностей и обработки поступающей из внешней среды информации.

 

Современная микроэкономическая теория предлагает модель «путь развития» для объяснения поведения фирмы. Исходными ограничениями данной модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства.

 

 

В институциональной экономике:

 Фирма - экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (соответственно рыночная координация с трансакционными).

 

Большинство неортодоксальных теорий, таких как неоавстрийская школа, неоинституционализм, марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий.

 

Предприятие - обособленная единица по производству товаров и услуг.

 

Фирма - организация хозяйственной, предпринимательской деятельности.

 

Неоинституционалmyная/Контрактная теория фирмы  берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения.

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами – контрактами.

 

Основные типы контрактов:

//В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:

1) классический,

2) неоклассический,

3) отношенческий или имплицитный.

 

1) Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

 

2) Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

 

3) Отношенческий или имплицитный контракт - это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

 

В институциональной теории фирмыфирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения:

- трансакционными издержками,

- издержками контроля (организационными издержками).

Трансакционные из­держкиэто затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов (затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта).

 

Издержки контроля это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов).

 

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма как сеть внутренних контрак­тов.

 

Проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу.

 

Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внима­ния ставит объяснение существования и соответственно в даль­нейшем — сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов реше­ния проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

 

Особенности  современных западных фирм:

1) специфична их организационно-правовая структура;

2) механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, инфор­мации.

3) фирма создает особые условия жизнедеятельно­сти человека, она востребовала обширные и разносторонние знания (бухучет, менеджмент, маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю);

4) фирма функционирует эффективно.

5) фирмы-лидеры, товары которых знают в любом уголке земли, завоевывают не только рынок, но и симпатии по­купателей, имеют товарный знак, который ценится очень высо­ко.

 

Фирма активно влияет на формирование рыночного предложения готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение прямо связано с эффективностью размещения фирмой ресурсов в процессе производства.

 

Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производства (издержками) и стимулируется превышением доходов фирмы над ее затратами (прибылью).  

Формула кругооборота капитал фирмы (К.Маркс):

 

                   Сп Д — Т   … П …Т1 —  Д1                                 Рс

 

Трем стадиям к/об капитала соответствуют три его функциональные формы:

- денежная (Д и Д1);

- производительная (Сп и Рс);

- товарная (Т).

 

Движение капитала, в процессе которого он последовательно превращается из одной формы в другую и возвращается к исходной форме, называется кругооборотом капитала.

 

Оборот капитала – это процесс постоянно возобновляющегося движения капитала, включающий в себя множество отдельных кругооборотов как единство процессов производства и обращения.

 

Структура капитала.Учет функциональных форм капитала и особенностей его движения позволяет разделить весь капитал фирмы на основной и оборотный.

 

Основной капитал- та часть капитала, которая длительное время (обычно более года) участвует в процессе производства, на­пример: здания, сооружения, станки, оборудование и т.д.

 

Стоимость основного капитала переносится на готовую продукцию по частям за несколько кругооборотов.

Оборотный капитал полностью потребляется в течение одно­го производственного цикла - сырье, материалы, электроэнергия и т. д.

 

Стоимость оборотного капитала полностью переносится на готовый продукт и включается в цену произведенной продукции.

 

Физический износпроцесс постоянной утраты элементами основного капитала их основных свойств до необхо­димости полной замены.

 Моральный износобесценение основ­ного капитала в связи с его удешевлением и появлением более со­вершенных орудий труда. Основой морального износа капитала является НТП.

 

//Стоимостной формой износа основного капитала является амортизация, т. е. процесс постепенного переноса стоимости ос­новного капитала на производимый продукт.

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости ос­новного капитала на производимый продукт.

Интенсивность переноса стоимости основного капитала раскрывает норма амортизации, выражающейся в следующей формуле:

        где,

NАМ  - норма амортизации;

АО амортизационные отчисления – величина перенесенной стоимости в течение определенного срока (год);

К – основной капитал.

 

Таким образом, фонд амортизации - один из ос­новных внутренних источников средств развития фирмы наряду с прибылью.

 

Цель: Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...