Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация фирм по критериям:Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 4. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА 1. Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли. 2. Теория факторов производства. Производственная функция. 3. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи. 4. Производство с двумя переменными факторами в долговременном периоде. Замещаемость факторов. Изокванты. 5. Бюджетное ограничение фирмы. Изокосты. Равновесие производителя. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ü Развитие предпринимательства в России. ü Проблемы формирования малого бизнеса в России. ü Акционерные общества: принципы создания и функционирования. ü Проблемы вхождения предприятий в рыночную среду. ü Роль предпринимательства в экономике ü Основные организационные формы современной корпорации. ü Основные черты и разновидности финансово-промышленных групп. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ: · Долан Э.Дж. Микроэкономика. – СПб., 1994. · Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 2006.– Гл.22-23, 26. · Максимова Е.В., Краденова И.А. Экономическая теория: Микроэкономика: учеб. пособие. - М., 2007. - Глава 5. · Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. – М., 2007. – Гл.15. · Нуреев Р. Основы экономической теории.- М., 1996. · Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика.–М.:Дело,2000.–Гл.6, 10. · Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория.- М.,2005.– Гл. 5. · Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Глава 24, 26, 30. · Фишер С. и др. Экономика: Пер с англ. - М., 1993. – Глава 7. · Экономическая теория. /Под ред. В.Д.Камаева. – М., 2006. – Гл.7. · Экономическая теория. /Под ред. Л.Е.Басовского. - М., 2002.– Гл. 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ: § Дадашев А. и др. Эффективная поддержка малого предпринимательства. //Вопросы экономики. – 2002. - № 7. § Игольников Г., Кузнецова С., Кужахметова Г. Экономичность развития производства и основные фонды в промышленности. //Экономист. №4/2008 § Коуз Р. Фирма, рынок и право.//США: экономика, политика, идеология.-1993, №2-5 § Кравченко К. Системы управления крупными компаниями: факторы эволюции. //Экономист. №11/2007 § Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике. //Вопросы экономики. - 1997. - № 7. § Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособным (доклад ГУ–ВШЭ). //Вопросы экономики. – 2007. - №3. § Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации). //Вопросы экономики. – 1997. - № 7. Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирма- экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды. Введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (The Nature of Firm, 1937).
Первоначально термин «фирма» (от итал. Firma - подпись) -означал «торговое имя»коммерсанта.
Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.
Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: - акционерное общество, - общество с ограниченной ответственностью, - коммандитное общество и др.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности: - стихийный порядок; - планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.
Стихийном порядке - координация осуществляется через рынок; Планомерном порядке - путем объединения/кооперации индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя. Рынок предполагает обособление средств производства, Фирма - их концентрацию.
В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; Фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Признаки фирм 1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью. 2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом): 3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги) 4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом 5) она обладает организационной обособленностью. 5) Обладает самостоятельностью в принятии экономических решений (что, как и для кого производить) Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой: 1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования. 2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции ... Функции фирмы: 1. Концентрация и использование ресурсов (фирма предъявляет спрос на ресурсы и обеспечивает их использование, в том числе рабсилы) 2. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг) 3. Реализация произведённой продукции 4. Получение прибыли 5. Адаптация к изменениям рынка Классификация фирм по размеру Размерность (малые, средние, крупные) фирм определяется по следующим критериям: 1. Численность занятых 2. Объём продаж 3. Величина активов 4. Соотношение собственного и заёмного капитала Классификация фирм по критериям: ü По формам собственности (частная, государственная, муниципальная); ü По выполняемым функциям (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, финансовые); ü По размерам (малые, средние, крупные); ü По видам лиц (физические, юридические); ü По степени предпринимательской деятельности юридических лиц ( коммерческие, некоммерческие); ü По организационно-правовой форме.
В экономической литературе существуют различные трактовки фирмы. ü современные фабрики/фирмы как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К.Маркс) ü фирмы – результат минимизации риска и неопределенности (Ф.Найт), ü появление фирм связана с необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р.Коуз, О.Уильямсон).
Неоклассическая экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин.
Фирма – это институт, преобразующий ресурсы в продукцию.
Фирма - хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
Фирма представлялась «черным ящиком», на входе в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты ее функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности. Задача менеджмент в данной модели: – выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции. Основными допущениями неоклассической теории фирмы являются: 1.Единственность критерия выбора решения. 2.Неограниченность возможностей и обработки поступающей из внешней среды информации.
Современная микроэкономическая теория предлагает модель «путь развития» для объяснения поведения фирмы. Исходными ограничениями данной модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства.
В институциональной экономике: Фирма - экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (соответственно рыночная координация с трансакционными).
Большинство неортодоксальных теорий, таких как неоавстрийская школа, неоинституционализм, марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий.
Предприятие - обособленная единица по производству товаров и услуг.
Фирма - организация хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Неоинституционалmyная/Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения. Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами – контрактами.
Основные типы контрактов: //В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: 1) классический, 2) неоклассический, 3) отношенческий или имплицитный.
1) Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
2) Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
3) Отношенческий или имплицитный контракт - это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: - трансакционными издержками, - издержками контроля (организационными издержками). Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов (затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта).
Издержки контроля – это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов).
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов.
Проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу.
Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем — сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.
Особенности современных западных фирм: 1) специфична их организационно-правовая структура; 2) механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. 3) фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания (бухучет, менеджмент, маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю); 4) фирма функционирует эффективно. 5) фирмы-лидеры, товары которых знают в любом уголке земли, завоевывают не только рынок, но и симпатии покупателей, имеют товарный знак, который ценится очень высоко.
Фирма активно влияет на формирование рыночного предложения готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение прямо связано с эффективностью размещения фирмой ресурсов в процессе производства.
Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производства (издержками) и стимулируется превышением доходов фирмы над ее затратами (прибылью). Формула кругооборота капитал фирмы (К.Маркс):
Трем стадиям к/об капитала соответствуют три его функциональные формы: - денежная (Д и Д1); - производительная (Сп и Рс); - товарная (Т).
Движение капитала, в процессе которого он последовательно превращается из одной формы в другую и возвращается к исходной форме, называется кругооборотом капитала.
Оборот капитала – это процесс постоянно возобновляющегося движения капитала, включающий в себя множество отдельных кругооборотов как единство процессов производства и обращения.
Структура капитала.Учет функциональных форм капитала и особенностей его движения позволяет разделить весь капитал фирмы на основной и оборотный.
Основной капитал- та часть капитала, которая длительное время (обычно более года) участвует в процессе производства, например: здания, сооружения, станки, оборудование и т.д.
Стоимость основного капитала переносится на готовую продукцию по частям за несколько кругооборотов. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного производственного цикла - сырье, материалы, электроэнергия и т. д.
Стоимость оборотного капитала полностью переносится на готовый продукт и включается в цену произведенной продукции.
Физический износ— процесс постоянной утраты элементами основного капитала их основных свойств до необходимости полной замены. Моральный износ— обесценение основного капитала в связи с его удешевлением и появлением более совершенных орудий труда. Основой морального износа капитала является НТП.
//Стоимостной формой износа основного капитала является амортизация, т. е. процесс постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый продукт. Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый продукт. Интенсивность переноса стоимости основного капитала раскрывает норма амортизации, выражающейся в следующей формуле: где, NАМ - норма амортизации; АО – амортизационные отчисления – величина перенесенной стоимости в течение определенного срока (год); К – основной капитал.
Таким образом, фонд амортизации - один из основных внутренних источников средств развития фирмы наряду с прибылью.
Цель: Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |