Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности товароведческого анализа фармацевтических товаров




ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ

ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ



Приложение 1

ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

Информационный материал

Товароведческий анализ –метод научного исследования товаров, с целью всестороннего изучения качества товара и оценки его безопасности (ДСТУ 3993-2000 Термины и определения).

Товароведческий анализ необходим на всех этапах товародвижения, в том числе при оформлении заказа на товар, приемке товара по количеству и качеству, а также при хранении товара на аптечном складе или ЛПУ.

 

Цели товароведческого анализа:

- Изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

- Определение соответствия потребительных свойств данного товара комплексу требований и показателей, которые в совокупности определяют его качество.

- Выявление соответствия определенных показателей нормативной документации.

 

Основные задачи товароведческого анализа:

Ø установить соответствие оформления сопроводительной документации на поступивший товар требованиям к ней;

Ø установить соответствие наименования и количества товаров, указанных в сопроводительных документах и их фактическое поступление;

Ø провести органолептический (визуальный) контроль упаковки, маркировки товара, комплектности и т.д.;

Ø провести органолептический (визуальный) контроль товара и выявить соответствие действительных значений показателей качества товара требованиям, установленным нормативной документацией (оценка внешнего вида, функциональных свойств и др. показателей качества);

Ø на основании результатов проведенного товароведческого анализа сделать заключение о качестве товара.

Принципы и функция товароведческого анализа

В здравоохранении

Принципами товароведческого анализа являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Основная функция товароведческого анализа– обеспечить защиту прав потребителя на получение своевременной и качественной фармацевтической и медицинской помощи.

Методы товароведения

В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и практической товароведческой деятельности. В дальнейшем рассмотрим только методы научного познания (Рис. 1.). Методы практической товароведческой деятельности рассматриваются в курсе «Экспертиза товаров» (методы оценки качества) или в конкретных разделах товароведения (технологические методы), так как выбор их определяется с учетом специфики товаров.

Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения – товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.

Эмпирические, или экспериментальные − это методы познания, основанные на опыте или наблюдениях, они нашли широкое применение в товароведении. Именно благодаря им, стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

 

 



Рис. 1. Методы научного познания, применяемые в товароведении

 

Экспериментальные методы, в зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук, подразделяются на измерительные (физические, физико-химические, химические, биологические), органолептические.

Органолептический метод – определение показателей качества с помощью органов чувств, например, зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха. С его помощью определяют такие показатели, как внешний вид, цвет, прозрачность, форму, консистенцию, степень измельчения, запах и вкус. Метод прост, доступен, однако оценки показателей качества зависят от квалификации, навыков и способностей специалистов.

Измерительные методы – предназначены для установления химических, физических, биологических и др. показателей качества продукции. Их применение позволяет решать споры, возникающие между предприятиями-изготовителями и торговыми организациями. Однако для проведения этих испытаний необходимо специальное оборудование.

Особенности товароведческого анализа фармацевтических товаров

 

Чрезвычайно высокие требования к фармацевтическим товарам определяются спецификой их применения, это объясняется их контактом и влиянием на организм человека.

Не менее высоки требования к материалам, которые используются в качестве сырья или полуфабрикатов для их изготовления.

Так фармацевтические товары, непрерывно находящиеся в соприкосновении с организмом человека и лекарственными веществами более шести часов, должны быть изготовлены только из коррозийно-стойких металлов и сплавов без покрытия. Эти требования изложены в нормативных документах на материалы, в которых регламентируют состав материала, его физические и химические константы, механические свойства, стойкость к факторам внешней среды и т.п.

Исходя из особых требований, предъявляемых к фармацевтическим изделиям регламентируются показатели специальных свойств:

- отсутствие токсичности по отношению к тканям и средам организма человека;

- устойчивость к воздействию факторов жизнедеятельности организма человека;

- устойчивость к дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

В зависимости от вида и назначения материала, эти требования расширяются. Например, полимерные материалы медицинского назначения, кроме того, не должны выделять токсичные и канцерогенные вещества, травмировать живую ткань, вызывать свертывание крови и гемолиз, вызывать денатурацию белков и ферментов, нарушать электрический баланс, вызывать отклонения в системе метаболизма, подвергаться механическому разрушению под действием химических веществ, входящих в состав живого организма и лекарственных препаратов.

Для проведения товароведческого анализа при приемке товара, а также выбора оптимального метода дезинфекции и стерилизации, специалист должен знать также и свойства материалов, из которых изготовляют изделия медицинского назначения.

При оценке качества фармацевтического товара учитывают комплекс свойств и их показателей, наиболее важных для конкретного изделия.

Так при товароведческом анализе лекарственных препаратов в различных лекарственных формах проводят контроль по основным органолептическим показателям качества.

Например, для таблеток − гладкость поверхности, равномерность покрытия при наличии оболочки, наличие фаски, гравировки и линий раздела; для мягких ЛС − отсутствие прогорклого запаха, физической нестабильности (расслоения), однородность; для суспензий − присутствующий осадок должен быстро диспергироваться, образуя гомогенное состояние; для настоек − прозрачность, наличие незначительного осадка, оседающего при стоянии; для ЛС  парентерального применения − прозрачность, цветность, отсутствие видимых примесей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...