Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное развитие институтов гражданского общества




Становление гражданского демократического общества невозможно без развития общественного сектора - обширной сети неправительственных, некоммерческих объединений самой различной направленности: ветеранских и молодежных, экономических и творческих, профессиональных союзов и клубов по интересам. Насилию со стороны узкокорыстных группировок экономического, политического и даже криминального толка может противостоять только самоорганизованное общество. Сегодня Россия на распутье. Нам предстоит сделать выбор – по какому пути следует идти дальше: по корпоративно-авторитарному или по гражданско-правовому? Как противостоять тем, кого устраивает первый путь? Ответ однозначен - создавать институты самоорганизации граждан, представляющих интересы самых разных групп населения. Расширять местное самоуправление и права общественных организаций.

В России всегда были завышенные требования к власти, из чего следовало, что власть в России - источник всех бед. Среди большинства наших сограждан во все времена бытовало мнение, что на власть влиять бесполезно. "От меня ничего не зависит, и я не желаю ни в чем участвовать, потому что все равно "они" - обманут". Отсюда - безразличие, апатия, цинизм. А с другой стороны, убежденность, что власть обязана для меня что-то сделать. Отсюда - тоска по "железной руке", по человеку, который придет и все устроит. Сегодня нужна совершенно другая идеология отношений между государством и гражданами. Гражданам необходимо помочь осознать, что за них, без их участия никто ничего не сделает. Их могут только обмануть. Нужно воспитание гражданского духа, чтобы у людей появилось чувство уважения к себе, к своей стране, к своему прошлому и будущему, к своим детям, наконец.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право на объединение на некоммерческой основе, с целью получения социальных услуг, развития самоорганизации социальных систем. Современное российское законодательство определяет основной формой реализации права граждан на объединение некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме общественных, благотворительных организаций, некоммерческих партнерств, автономных организаций и учреждений. Деятельность общественных и благотворительных организаций регулируются своими федеральными законами. Среди общественных объединений особый статус имеют религиозные объединения, политические партии, профессиональные союзы, молодежные и детские организации (рис.29).

Рис. 2. Реализация права граждан на объединение в соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации (на основе действующего федерального законодательства)

 

Процесс формирования общественных объединений в России, ставших сегодня неотъемлемой составляющей политической и общественной жизни, позволяет говорить о зарождении в стране основ гражданского общества. Органы государственной власти и общественность признают возможность перспективного сотрудничества в плане привлечения общественных организаций, представляющих социально значимые проекты и программы при решении стоящих перед регионом задач. Масштабы этих задач, требуют создания таких механизмов взаимодействия, которые позволят некоммерческим организациям и органам власти наладить взаимополезные и равноправные партнерские отношения.

Таким образом, в решении ключевых задач формирования гражданского общества и важнейших социальных проблем все более значительную роль будут играть негосударственные некоммерческие организации, которые образуют так называемый Третий сектор. В дальнейшем, во избежание терминологической путаницы, мы будем использовать терминнезависимые некоммерческие организациидля обозначения организаций, составляющих Третий сектор.

Почему Третий сектор? Все дело в том, что в странах, где признается частная собственность и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.

Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор - частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности.

Третий сектор - частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организация является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

Нередко эти три сектора называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим (рис. 30). Использование этих названий, разумеется, вполне допустимо, но они имеют более условный характер. Следует иметь в виду, что российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организации - соответственно шире, чем Третий сектор.

Рис. 3. Три основных сектора гражданского общества

Некоммерческие организации могут существовать в разных организационно-правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения относятся к первому из выделенных выше секторов. А вот частные учреждения, то есть учреждения, имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит гражданам или юридическим лицам, и другие формы некоммерческих организаций составляют Третий сектор.

К причинам, мешающим развитию "третьего сектора" можно отнести следующие:

несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений;

отсутствие механизма сотрудничества трех секторов общества, системы в организации финансовой помощи, льготного налогообложения. Неразвиты традиции благотворительности, отсутствие среднего класса, как финансовой базы деятельности независимых некоммерческих организаций;

недостаточная информированность о программах развития, механизма их формирования, месте общественных объединений в их реализации;

слабая информированность населения о деятельности общественных организаций;

недостаточный профессионализм в деятельности общественных объединений;

недостаточность необходимой организационной и методической помощи со стороны органов власти.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предусматривает возможность поддержки независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Такая поддержка и сотрудничество отвечают коренным интересам обеих сторон.

В силу каких причин государство и органы местного самоуправления заинтересованы во взаимодействии с третьим сектором?

Во-первых, большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование третьего сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий (рис. 31).

Рис. 4. Взаимодействие основных секторов гражданского общества

Во-вторых, в ряде случаев третий сектор действует успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Это убедительно показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации самому.

Так, в США в 80-е годы в третий сектор направлялось более трети всех расходов на социально-культурные нужды, в том числе более половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется возможность привлечь к работе добровольцев и решаемая задача не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности.

Итак, сотрудничество государства и органов местного самоуправления с организациями третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.

В-третьих, само по себе укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества выступают именно организации третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение.

Закономерно, что в "Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" в числе первоочередных мер было названо "определение порядка взаимодействия в области социальной политики между органами власти, общественными и коммерческими организациями".

В то же время третий сектор нуждается в моральной и материальной поддержке со стороны государства и органов местного самоуправления.Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам, установленным для коммерческих организаций, и платить налоги. Предоставление им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из регионального или городского бюджета.

Не менее важна заинтересованность организаций третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на себя некоммерческими организациями, и снижают их престиж.

Деятельность большинства некоммерческих, в том числе общественных и благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населенного пункта или региона в целом. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения общественных организаций, действующих в масштабе всей Российской Федерации. Опыт показывает, что третий сектор успешнее развивается там, где представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

В нынешних условиях назрела объективная необходимость в совершенствовании системы взаимоотношений «власть области – общественный сектор – коммерческий сектор», формировании новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов, выработке механизмов такого сотрудничества (рис 32). Полагаем, что пришло время подумать нам вместе над выработкой концепции программы общественного развития, которая бы предусматривала:

определение концептуальных основ, принципов, политики исполнительных органов власти, на которых строится взаимодействие с общественными объединениями;

совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства, взаимного сотрудничества органов власти и негосударственных объединений граждан;

выработку эффективных механизмов поддержки органами власти деятельности общественных объединений в реализации ими социально значимых программ;

создание институтов взаимодействия (инфраструктуры) органов власти и общественных объединений.

Рис. 5 Положительные стороны социального заказа

Реализация такой программы могла бы способствовать демократизации власти, становлению и упрочению институтов гражданского общества, расширению их участия в управлении, развитию сознания и самосознания граждан, повышению их гражданской активности и ответственности за решение социально-экономических задач.

Однако общественным организациям необходимо еще в этом отношении многому учиться. Надо уметь осознавать насущные общественные потребности, уметь предложить реальные проекты по решению этих проблем, оформить их в хороший бизнес-план и т.д. То есть необходимо учиться.

Историк Иван Ильин как-то сказал: “Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку и мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!» Да, нам будет трудно. И только объединив усилия, мы сможем доказать всему миру, что значит русский дух и сила. Я убежден: XXI век - за Россией. Но потрясать планету будут не революции и восстания, а наши достижения”.

Тема 5 « Государство и межсекторное взаимодействие»

В России всегда были завышенные требования к власти, из чего следовало, что власть в России - источник всех бед. Многие считают, что на власть влиять бесполезно. "От меня ничего не зависит, и я не желаю ни в чем участвовать, потому что все равно "они" - обманут". Отсюда - безразличие, апатия, цинизм. А с другой стороны, убежденность, что власть обязана для меня что-то сделать. Отсюда - тоска по "твердой руке", по человеку, который придет и все устроит.

Насилию со стороны узкокорыстных группировок экономического, политического и даже криминального толка может противостоять только самоорганизованное общество. Надо создавать институты самоорганизации граждан, представляющих интересы самых разных групп населения. Расширять местное самоуправление и права общественных организаций. Нужна и совершенно другая идеология отношений между государством и гражданами. Граждане должны наконец понять, что за них, без их участия никто ничего не сделает. Их могут только обмануть. Нужно воспитание гражданского духа, чтобы у людей появилось чувство уважения к себе, к своей стране, к своему прошлому и будущему, к своим детям, наконец. Самым важным вопросом является участие общественного движения в создании такого государства, которое будет защищать права человека. Демократическое государство тем и отличается, что создает систему, при которой могут сосуществовать различные интересы.

Правовую основу функционирования Третьего сектора в России составляют прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Большое значение имеют также Федеральные законы "Об общественных объединениях " и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два признака некоммерческой организации.

Во-первых, она не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Во-вторых, некоммерческая организация не распределяет прибыль между лицами, участвующими в этой организации.

Согласно Закону "О некоммерческих организациях", они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественной пользы.

Российское законодательство допускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации характеризует, прежде всего, специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно, конкретные цели и содержание деятельности. Приведем перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом и Законом "О некоммерческих организациях", и укажем ключевые особенности каждой из форм. Перечень включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д.

Общественные и религиозные организации, как и кооперативы, являются добровольными объединениями своих членов. Но объединяться в общественные и религиозные организации могут только граждане, а не юридические лица. Кроме того, согласно закону, такие организации создаются для удовлетворения только духовных и иных нематериальных потребностей своих членов. Причем члены общественных и религиозных организаций не сохраняют каких-либо прав на передаваемое этим организациям имущество, в том числе на членские взносы. Правоотношения, связанные с созданием общественных организаций, регулируются главным образом упомянутым Законом "Об общественных объединениях".

Термин "фонд" используется в нашей стране в различных значениях. До принятия нового Гражданского кодекса и Закона "О некоммерческих организациях" фондами были названы многие финансовые институты, созданные с целью получения прибыли и имеющие, например, статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет права распределять прибыль. Фонд не имеет членства, создается на основе добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. Что же касается фондов, то их функция состоит скорее в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты, пособия и т.п. Фонд призван заниматься прежде всего распределением, а автономная некоммерческая организация - производством. Например, уместно создание негосударственных некоммерческих пенсионных фондов, и в то же время независимую школу или больницу целесообразно создавать в форме автономной некоммерческой организации. Впрочем, в настоящее время разграничение, о котором идет речь, проведено в российском законодательстве недостаточно четко.

Основные особенности такой формы, как некоммерческое партнерство, заключаются в том, что такая организация создается для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член может получить часть имущества. Иными словами, вложения в некоммерческое партнерство не безвозвратны, что отличает эту форму от других форм некоммерческих организаций. Введение формы некоммерческого партнерства призвано сделать создание организаций Третьего сектора более привлекательным и менее рискованным для граждан и юридических лиц. В то же время закон предусматривает, что член некоммерческого партнерства не может получить из него больше средств, чем вложил. Иными словами, получение членом партнерства прибыли не допускается, ибо иное противоречило бы природе некоммерческой организации.

Учреждение представляет собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Собственник полностью или частично финансирует учреждение и при необходимости несет ответственность по его обязательствам. В то же время учреждение выполняет задания собственника и находится у него в административной подчиненности. Таким образом, учреждение менее самостоятельно, чем некоммерческие организации других форм. Большинство учреждений принадлежат государству или муниципалитетам и, следовательно, не относятся к Третьему сектору. Однако собственником учреждения, например учебного заведения, созданного в данной форме, может быть и частное лицо, а также негосударственная организация, например, общественная или религиозная.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эта форма уместна, например, для организаций, специализирующихся на осуществлении лоббистской деятельности.

Закон "О некоммерческих организациях" детально регулирует вопросы создания, реорганизации и ликвидации этих организаций. Существенно, в частности, что при ликвидации некоммерческой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, должно, как правило, направляться на цели, ради которой организация была создана. Исключения из этого правила, в том числе обращение остатка имущества в доход государства, возможны лишь в отдельных случаях, специально оговариваемых федеральными законами.

Возможны три основные формы участия независимых некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ:

координация деятельности и совместная разработка программ;

размещение заказа на выполнение социальных услуг;

поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.

Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают независимые некоммерческие организации к процессу разработки государственных и муниципальных социальных программ и обеспечивают координацию направлений своей деятельности и деятельности государственных и муниципальных социально-культурных учреждений с программами благотворительных и других видов некоммерческих организаций.

Организационными механизмами, обеспечивающими решение этих задач, могут быть:

проведение обсуждений проектов социальных программ в органах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

проведение слушаний по проектам социальных программ в органах представительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

направление проектов социальных программ на экспертизу в ассоциации, объединяющие независимые некоммерческие организации;

создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и их отдельных разделов, включение в эти группы представителей Третьего сектора;

проведение конкурсов на разработку концепций региональных и муниципальных целевых социальных программ, подпрограмм, разделов программ, участие в котором могут принять и независимые некоммерческие организации; гласное подведение итогов конкурса, создание рабочих групп по подготовке соответствующих программ, составленных на паритетной основе из представителей органов власти и организаций или граждан - победителей конкурса;

создание советов программ, обеспечивающих координацию деятельности различных государственных и независимых организаций по реализации соответствующих программ, контроль за ходом их выполнения; включение в эти советы представителей Третьего сектора.

Смысл активного привлечения независимых некоммерческих организаций к обсуждению, разработке государственных и муниципальных программ и их координации с программами, самостоятельно осуществляемыми этими организациями, состоит в следующем. Открывается возможность для появления нетрадиционных решений социальных проблем, предложений по более рациональному и эффективному использованию ресурсов и государства и Третьего сектора, а также в установлении и укреплении обратной связи между государством и гражданским обществом, что является необходимым условием достижения социально-политической стабилизации.

При этом,с точки зрения предлагаемых льгот, налоговые платежи, полностью либо частично поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, разделены на три группы.

К первой отнесены налоги, уплата которых не в полной мере соответствует самой природе некоммерческих организаций. От этих налогов рекомендуется освобождать все некоммерческие организации или, как минимум, устанавливать для них существенно пониженные ставки.

По второй группе налогов льготы целесообразно применять выборочно. В качестве общего правила предлагается освобождать от этих налогов благотворительные организации, а также организации, которые имеют формы учреждений, фондов, общественных объединений и автономных некоммерческих организаций и при этом преследуют исключительно образовательные, культурные, научные цели либо цели охраны и укрепления здоровья граждан, защиты их прав и свобод. Органы, предоставляющие льготы, могут, разумеется, счесть оправданным применение льгот по этой группе налогов и по отношению к некоторым из иных некоммерческих организаций.

При дифференциации налоговых льгот целесообразно различать некоммерческие организации, созданные в благотворительных целях, и собственно благотворительная организации. Первые могут учреждаться сегодня в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях или об общественных объединениях, при создании вторых необходимо учитывать еще (дополнительно) и требования законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, устанавливающего более жесткий порядок использования имущества и денежных средств организации на благотворительные цели. Представляется, что более жестким ограничениям должны в данном случае соответствовать и большие льготы. Что же касается некоммерческих организаций, созданных в благотворительных целях, то они, по-видимому, должны рассматриваться в ряду других некоммерческих организаций, созданных в названных выше общественно значимых целях (организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п.).

К третьей группе отнесены налоговые платежи, которые либо вообще не имеют прямого отношения к некоммерческим организациям, либо не играют для них значительной роли, либо, наконец, представляют собой, по существу, плату за конкретные услуги, освобождение от которой было бы недостаточно обоснованным. Так, по-видимому, нет необходимости повсеместно расширять круг организаций, освобождаемых от уплаты государственной пошлины (в настоящее время такой льготой по ряду позиций пользуются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения). Следует учитывать, что когда некоммерческая организация стремится, например, защитить через суд права потребителей, уже имеется законный путь избежать пошлины (иск, поддерживаемый организацией, должен исходить от самого потребителя).

К третьей группе отнесены, наряду с некоторыми другими, платежи в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Эти платежи существенно сказываются на финансовом положении некоммерческих организаций, но их непосредственная цель состоит в обеспечении социальных гарантий для конкретных лиц, работающих в этих организациях. Платежи, относящиеся к третьей группе, далее не рассматриваются.

Иногда в законодательстве субъектов Российской Федерации предоставление некоммерческим общественным организациям налоговых льгот увязывается с получением организацией особого регионального статуса, включением ее в специальный перечень и т.п. По сути дела, речь идет о применении механизма сертифицирования благотворительных организаций, когда некоторый орган оценивает деятельность организации и принимает решение о предоставлении или подтверждении статуса, дающего ей право на получение льгот.

В основе такого подхода лежит представление, что только путем сертифицирования организаций, претендующих на льготы, можно предотвратить недобросовестное использование таких льгот - в интересах не благотворительной деятельности, а извлечения предпринимательских доходов. При этом обычно ссылаются на опыт США и Великобритании. В США решение о предоставлении некоммерческой корпорации статуса благотворительной организации, что дает право на налоговые льготы, принимается в индивидуальном порядке органами федеральной службы внутреннего налогообложения доходов. В Великобритании организация может получить статус благотворительной только по решению государственной Комиссии по благотворительности.

Но, оценивая зарубежный опыт, нужно иметь в виду, что в США и Великобритании работа указанных органов опирается на устоявшиеся традиции, накопленный опыт прецедентов, правовую культуру, развитый рынок, эффективную систему бухгалтерского учета и аудита. Деятельность этих органов, в свою очередь, находится под пристальным контролем средств массовой информации, общественности, политических партий. Условия в России кардинально отличаются от условий, в которых работают такие органы в других государствах. При неразвитости демократических и рыночных институтов реализация подобного подхода к предоставлению налоговых льгот таит серьезную угрозу произвола в деятельности «сертифицирующих» органов, создает условия для коррупции и может усложнить жизнь многих благотворительных организаций.

Согласно статье 10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством; запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Последняя оговорка не имеет отношения к некоммерческим организациям, поскольку статья 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" однозначно запрещает предоставлять налоговые льготы в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим организациям материальную поддержку.

В то же время названный закон содержит конкретную характеристику принципов, на основе которых следует предоставлять льготы некоммерческим организациям. В соответствии с этими принципами во внимание должны приниматься, во-первых, цели, ради достижения которых созданы организации, и, во-вторых, их организационно-правовые формы. Например, специфическими налоговыми льготами могут поощряться организации, преследующие благотворительные, образовательные, культурные или иные общественно значимые цели. Вместе с тем несколько разная политика льгот может проводиться, например, по отношению к фондам, с одной стороны, и некоммерческим партнерствам, с другой.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, устанавливая налоговые льготы, должны следовать указанным принципам. Однако при их применении на местном уровне могут возникать специфические проблемы.

О государственной безопасности и участии органов власти в развитии сетевых общественных структур.В 90-е годы ХХ века в России начался бурный рост неправительственных (НПО) и некоммерческих (НКО) организаций параллельно с развитием отечественных и иностранных бизнес-структур. На первом этапе с благословения и на деньги иностранных меценатов, как отдельных людей, так и различных комитетов, фондов и т.д., были созданы сетевые структуры НПО и НКО, как по различным направлениям жизнедеятельности общества, так и по территориям, например, программа «Открытый мир» («Прожект Хармони Инк.»), фонд Сороса и т.п. Второй этап характеризовался развитием сетей НПО при поддержке крупного российского бизнеса (например, «Открытая Россия» М.Ходорковского, либеральный комитет "2008: свободный выбор" с Г. Каспаровым).

В последнее время еще чаще стали звучать названия неправительственных и некоммерческих организаций (фонды, бюро, центры, союзы), особенно в СМИ. К митинговым действиям приступил «марш несогласных». Активизация подобных действий и дискуссий происходит в тесной связи с «цветными» революциями на территории СНГ и многих заинтересовал вопрос, какова роль этих организаций в политическом процессе. Как известно, НПО в событиях в Грузии и в Украине, Киргизии сыграли не последнюю роль.

Это стало одним немаловажным фактором, приведшим к тому, что в 2005 году законодательные собрания России, Казахстана и ряда других стран СНГ внесли изменения и дополнения в действующее законодательство об общественных и некоммерческих организациях в части более четкой регламентации деятельности зарубежных НПО и НКО, уточнения процедур регистрации и отчетности. Начался третий этап развития сетевых некоммерческих структур, который стал характеризоваться возрастанием понимания значения участия всех ветвей власти в этих процессах.

Государственная Дума поддержала инициативу депутатов и руководства фракции "Единая Россия" и проголосовала за то, чтобы выделить в 2006 году полмиллиарда рублей на финансирование демократии в России и за рубежом. Говоря о финансировании зарубежных организаций, секретарь президиума генсовета этой партии и вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин уточнял, что речь идет о тех странах, "где нарушаются демократические права россиян - например, в Прибалтике".

Из 500 миллионов рублей 474 млн. руб. пошли на государственную поддержку общероссийских, региональных и местных общественных и некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Конкурсы проводились через Общественную палату РФ и Общественные советы федеральных округов. При рассмотрении конкурсных заявок, учитывались учредители и финансирование НКО из-за рубежа. Контроль за исполнением распоряжения возложен на полномочных представителей Президента РВ в федеральных округах. В 2007 году объем финансирования конкурсных проектов НКО составил 1 млрд. 250 млн. руб.

Сложившаяся в 2007 году ситуация по развитию некоммерческого сектора в России характеризуется:

с одной стороны, отсутствием федеральной законодательной базы механизмов государственной поддержки общественных объединений и некоммерческих организаций, с другой стороны, различным толкованием и принятием своего регионального законодательства субъектами федерации;

наличием внутренних предпосылок зарождения системы государственной поддержки некоммерческого общественого сектора в России;

необходимостью разработки системы развития сетевых некоммерческих общественных структур за рубежом, особенно на постсоветском пространстве;

необходимостью разработки системного подхода к информационной, правозащитной и иным видам поддержки соотечественников за рубежом, особенно в условиях делегирования этих полномочий на уровень субъектов федерации.

Исторические события в России 1980-х - начала 90-х годов во многом послужили развитию многих сетевых зарубежных неправительственных организаций, например. американской неправительственной организации «Прожект Хармони Инк.». Целью «Прожект Хармони Инк.» ставила развитие сети партнерских отношений между США и СНГ. Координация программы организована на базе библиотеки Конгресса США. В мае 1999 г Конгрессом США была утверждена Российская программа лидерства "Открытый мир", которая задумывалась и создавалась по модели плана Маршалла, когда после в период 1946-1952 гг. более 10000 новых политических и общественных лидеров Германии прибыло за счет американского правительства в США для знакомства с работой американской демократической системы и рыночной экономики.

За время реализации программы (8 лет) более 100 тысяч российских чиновников, парламентариев, бизнесменов, общественных и политических лидеров прошли обучение в США.

Беглый анализ географии интересов данной программы показывает, что она тесно связана с географией цветных революций: Грузия[, Украина, Босния-Герцеговина и др. Официальные данные по финансированию программы позволяют говорить о ее высокой эффективности (15% менеджмент и 85% программные мероприятия), а также вовлеченности в ее реализацию таких фондов как «Евразия» и фонда Сороса.

После отработки подпрограмм обучения общественных лидеров, политиков и чиновников содержательно акцент программы «Открытый мир» сделан на четыре основных подпрограммы в области образования, профессиональные программы, технологии в Интернет и программы по развитию местных сообществ, которые, по-мнению их разработчиков, должны попасть на плодотворную почву «обученных». В 2006-2007 гг. запущена программа малых грантов для выпускников обменных программ, которая настоятельно рекомендует организовать сотрудничество между выпускниками различных обменных программ на уровне местных (региональных) сообществ.

Перспектива будущего развития программы описана в Стратегическом плане на 2007 – 2011 гг. Планируется, что «Открытый мир» не только придёт в новые страны, такие как Молдова, Грузия, Азербайджан, Киргизстан и Таджикистан, но и станет ещё более эффективной и будет сообщать Конгрессу о новых результатах своей деятельности, а именно: о местных законах, разработанных и внедрённых выпускниками, о воплощённых ими проектах, о карьерномросте выпускников и их сотрудничестве с американцами. Даже для принимающих семей и организаций в США главными теперь будут не просто сентиментальные чувства, а развитие партнёрства, долгосрочные взаимоотношения, сотрудничество и конкретные дела.

Таким образом, анализ результатов деятельности в сфере формирования условий для развития институтов гражданского общества в России и некоммерческих структур как внутри страны, так и за рубежом показывает, что административные методы, используемые органами государственной власти Российской Федерации, менее эффективны, чем программные сетевые методы, используемые зарубежными странами при взаимодействии с некоммерческим сектором. Неучастие России в продвижении своей социально-политической идеологии посредством стимулирования зарубежных некоммерческих структур к взаимодействию с институтами российского гражданского общества негативно сказывается на международном имидже Российской Федерации.

Это приводит к тому (на основе анализа различных источников), что около 80 процентов некоммерческих и общественных организаций и объединений России существуют на привлеченные средства. Анализ диверсификации источников их финансирования показывает, что более 50% привлекают средства на свои программные уставные цели участвуя в международных и зарубежных программах, около 10 % - в государственных, остальные – на средства спонсоров, коммерческих «учредителей».

Принципиально новым методологическим подходом к решению проблемы взаимодействия между гражданским обществом и властью должно стать определение его стратегической цели - преодоление несоответствия методов и технологий государственного участия (государственной поддержки) в развитии институтов гражданского общества новым политическим и социально-экономическим условиям, значительно опережающим изменения системы государственного регулирования (управления) в сфере связей с общественностью.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года «в условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция усилили влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность Правительства и Федерального Собрания, а также на административную практику министерств и ведомств. Общественная палата не осталась в стороне и от борьбы с ксенофобией, неуставными отношениями в армии. Она вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека. Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций».

 


 

 

 

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...