Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СВЯЗЬ: КРИТИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ




Из главы 4 вы узнали об образовании связи и о том, как важно помочь ребенку испытать безопасность и надежность полной связи с матерью. Вы узна­ли и о важности связи отец/ребенок в решении вопросов противозависимости. В этой главе раскрываются проблемы связи другого характера, а также то, как восстановить ее слабые нити.

Много информации о важности хорошей связи появилось в течение по­след­них двадцати лет. Она была получена от разных групп, изучающих поведение и развитие человека, от психологов, работающих в сфере образования, клинических психологов, специалистов в области психического здоровья, медиков, изучающих внутриутробный и послеродовый периоды, преподавателей и родителей. Эта информация и научные исследования подтверждают большое значение образования связи (уз). Отсутствие хорошей связи в раннем детстве признается сейчас критическим фактором в образовании расстройств, связанных с обучением, формировании созависимости, аутизма у детей, асоциальных нарушений поведения, нарушений в эмоциональной сфере, пограничных состояний, дисфункциональных семейных отношений и, возможно, более масштабных культурных проблем, связанных с окружающей средой. Доказательства неоспоримы. Люди с плохой связью с трудом могут жить функционально.

Элементы связи

Джозеф Элтон Пирс (1977, 1985) рассматривал связь как центральный вопрос развития в раннем детстве, изучая обстоятельства, мешающие образованию связи, а также влияние связи или ее отсутствия на обучение и установление отношений. Он выделяет пять шагов/элементов в создании хорошей связи во взаимоотношениях мать/ребенок в первые несколько часов, дней и месяцев после рождения ребенка:

l брать ребенка на руки и прижимать к матери и отцу (самый лучший контакт — кожа к коже);

l долго и спокойно смотреть в глаза ребенку;

l улыбаться ребенку;

l издавать успокаивающие звуки, особенно петь песни;

l стимулировать ребенка поглаживаниями и массажем.

Пирс (1985) выделяет восемь стадий образования связи, рассматривая развитие человека как ряд связей, которые удерживают процесс жизни в одном русле. Он описывает это как инстинкт, который влечет за собой людей по направлению к полному развитию духовных способностей. Стадии образования связи по Пирсу таковы:

1) с матерью (при рождении и сразу после него);

2) с отцом и семьей (сразу же после рождения);

3) с Землей (около 4 лет);

4) с обществом (в возрасте около семи лет);

5) с основной частью знаний общества (начиная с одиннадцати лет);

6) с личностью противоположного пола (по достижении половой зрелости);

7) с потомком (как родитель);

8) духовная связь.

Первые семь стадий вместе включают в себя восьмую, которую Пирс называет “духовная связь”, и если этот процесс завершается, личность становится способной чувствовать себя связанной со всем миром и со всеми в этом мире.

Как и в любом процессе развития, можно вернуться к точкам, в которых процесс был нарушен, и восстановить его. Разрыв связи раннего детства можно исцелить при помощи фиксированных взаимоотношений, психотерапии, групп поддержки и индивидуальной работы. Разрыв связи с Землей тоже можно восстановить, но об этом мы знаем меньше. Обычные способы — возврат к природе в сочетании с применением на практике традиций коренных американцев, таких как садоводство, посадка деревьев и цветов. Нам предстоит еще многое узнать о завершении этой формы связи и развитии партнерских отношений с Землей.

Незавершенная связь с обществом, по нашему мнению, выражается в движении к “общине”. 12-шаговые программы, которые берут свое начало от Анонимных Алкоголиков, были описаны М. С. Пеком (1987) как лучший пример истинной общины в этой стране. В общине, по Пеку, члены группы способны проявлять свое истинное “Я” и найти поддержку для исцеления своих ран. Многие религиозные и духовные группы, а также некоторые люди, занимающиеся бизнесом, практикуют боґльшую близость между людьми в своих организациях, чтобы люди могли работать и жить в отношениях партнерства. Некоторые корпорации фактически привносят принципы и традиции 12-шаговых программ на свои рабочие места и учитывают их при формировании кооперативной корпоративной культуры.

Процесс образования связи строится на каждой из предшествующих стадий. Степень завершения предыдущих стадий определяет, насколько хорошо удастся завершить последующие стадии. Чем больше ребенок связан с родителями, тем больше вероятность того, что он достигнет настоящего, полноценного существования, которое часто определяется как духовность. Связь с основами знаний общества — это образовательный вопрос, вопрос развития, и эффективность нашей системы образования необходимо исследовать с двух этих точек зрения.

Если рассматривать результат развития, то становится ясным, что степень связи ребенка с матерью/отцом/семьей определяет, насколько он сможет стать связанным с Землей, а затем и с обществом. Эти стадии образования связи определяют затем, насколько полно ребенок будет связан с основами знаний общества — с понятиями, идеями и восприятием того, как устроен и развивается мир.

Что касается образования, то большинство школ устроены так, что их структура поддерживает созависимость, фактически мешая завершению процессов развития. Это может еще больше осложнить внутреннюю травму ребенка, углубляя и расширяя модель созависимости.

Здоровое образование связи в школах поддерживается совместными действиями, которые признают уникальность индивидуума и способствуют распространению приемлемых телесных контактов, таких как объятия, “куча мала” (где все лежат на полу беспорядочной кучей как новорожденные щенки в гнезде), образование хороводов в танцах или движение учащихся по тесно свитой спирали, которая образуется из выстроенных в ряд людей. Эти виды деятельности необходимо предварять информацией и обсуждением того, что такое приемлемое и неприемлемое прикосновение, а также твердой поддержкой при установлении индивидуальных ограничений и границ, касающихся прикосновений и близкого телесного контакта. Преподавателям нужно открыто говорить об этом, а также моделировать желательное и приемлемое поведение. Такое поведение и поддерживающая атмосфера, установленная классным преподавателем, помогут детям научиться отличать здоровые свойства связи (которые поощряют индивидуальные потребности и границы) от нездоровых, характерных для симбиоза (которые препятствуют свободному выбору, передают внешние ожидания и отрицают границы и ограничения).

Образование связи с человеком противоположного пола часто тормозится незавершенностью связи на предыдущих стадиях, особенно на тех, где формируются социальные связи. Учебные заведения часто отбивают охоту к приемлемым контактам с противоположным полом, в первую очередь потому, что это может активировать сексуальные последствия. Вместо этого часто создаются созависимые модели власти и подчинения, в которых секс (пол) используется в качестве орудия управления, чтобы усилить доминаторную модель. Нормой почти повсеместно признано соревнование муж­ского/женского и ранжирование, а не связь и кооперирование. Если люди не усваивают навыки образования связи мужского/женского у себя дома, они, конечно, не усвоят их и в учебных заведениях.

Иными словами, существует недостаток навыков и информации, которые должны помочь при воспитании потомков. Большинство родителей идут своим запутанным путем при воспитании ребенка, делая то, что могут, при помощи того, что имеют. Большинство отцов вовсе не обучены.

На текущей стадии процесса эволюции многие люди имеют очень мало возможностей достичь последней стадии — духовности. Некоторые, конечно, достигают, но отнюдь не благодаря нашей доминаторной культуре или любой из ее систем. Немногие отважные люди с сильным внутренним побуждением не позволяют системе удержать их на задворках. Они стремятся идти вперед, несмотря на культурные ограничения и свои собственные раны. Таких людей иногда называют “следопытами” (Шихи, 1981).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...