Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Война, блокада, страхи и болезни,




Еда, бомбежки, лютая зима…

И вспоминать не хочется блокаду –

Все снова пропускать через себя…

Мила Анина – Людмила Пожедаева

Цель: воспитание у участников гражданственности и патриотизма.

Задачи:

· Построение знаний о начале Великой Отечественной войны и немецкой осаде Ленинграда в 1941-1944гг.

· Эмоционально-чувственное проживание ситуации войны и блокады Ленинграда

· Способствовать формированию ценностного отношения к человеческой жизни.

Оборудование: «Поколение» Короткометражный художественный фильм. «Блокадным детям» Видеофайл. Аудиофайл «Звуки войны». Блокадные рисунки Милы Аниной и Вали Тонск. Фотогалерея блокадных детей в годы войны и в настоящее время. Фотогалерея «Корни моего сына». Краски, кисти, обои для рисования. Бумага и ручки для письма.

Аудитория: школьники от 10 до 15 лет. Педагогическая мастерская проводилась для воспитанников ДПЛ «Изборский Посад» и учеников воскресной школы Подворья Иоанновского монастыря в пос. Вартемяги.

 

Ход мастерской:

1.Магистраль: Скажите, пожалуйста, может ли дерево расти без корней?

Мы с вами – часть живой природы. Давайте разберемся, а где же наши корни? Какое у вас ОТЧЕСТВО? Чей ты сын? Чья ты дочь? А как зовут ваших дедов? [Демонстрация фотогалереи «Корни моего сына»]. А ведь они тоже были когда-то чьими-то детьми. Мы с вами, как веточки на мощных ветвях деревьев - поколений. Давайте «потрогаем» их жизнь! Пустимся в путешествие в их историю… Что сможете вы узнать, услышать, почувствовать? Куда приведет вас это путешествие? А я буду видеть все вашими глазами. Итак… Путешествие начинается…

2.Закройте глаза. Звучит фонограмма «Звуки войны».

Социализация: Именно с этих звуков для многих началась война. Поделитесь в группе. Расскажите всем, какие чувства вы испытали?

Ведущий: Учительница истории одной московской школы, узнав о том, что к очередной годовщине снятия блокады снимается фильм о блокаде глазами

детей и подростков, пригласила автора фильма Екатерину Гордееву провести для старшеклассников урок. Они долго придумывали, о чем говорить, показывать ли что-то или нет. Они очень волновалась, будут ли подростки слушать. В итоге решили все пустить «как пойдет». Екатерина просто объяснила ребятам, в какой ситуации был город накануне блокады, рассказала том, как не смогли вывезти из города накануне блокады детей, что с ними потом было. Рассказывала о дневниках, письмах и рисунках, появившихся в эти 900 дней, о судьбе тех, кто их вел, писал, рисовал. Пересказывала интервью героев. Рассказывала о том, какие эти люди теперь, что стало с их жизнью, с их памятью, о противоречиях в книгах, о блокаде, которые она прочла, готовясь к фильму, и о том, как трудно понять, какова она, на самом деле, правда о блокаде.

…Екатерина Гордеева говорила два с лишним часа. Звенел звонок на переменку и обратно, в коридоре бегали и кричали дети. Другие. А эти, в классе, сидели, не шелохнувшись. Наконец, закончив рассказ, она поинтересовалась: "Есть ли вопросы". И вдруг один мальчик говорит: "Вот вы так готовитесь к фильму, так все хотите узнать, скажите, если бы у вас была возможность для того, чтобы глубже погрузиться в материал, попасть в блокадный Ленинград хотя бы дня на три". Катя не успела ответить. Она разрыдалась. Она стояла в гробовой тишине перед двумя классами старшеклассников и ревела. Несколько минут ей не удавалось взять себя в руки.

Задание:Предположите, почему плакала Екатерина, какова причина этих слез?

3.а. Работа с документами:участникам для группового знакомства даютсяразные документы (о голоде, борьбе с крысами, работе). Прочитайте. Расскажите друзьям в группе, о чем вы узнали. [Материал 1]

3б. ВЕРТУШКА.Посчитайтесь по порядку.Поменяйтесь столами номер1с1номером из-за другого стола, номер 2 со 2-ым и т.д. Расскажите друзьям, что вы поняли.

Видеоролик «Блокадным детям»(песня о ленинградских мальчишках)

Те, из вас, кто знают эту песню, могут подпевать.

Ведущий:А теперь приглашаю вас посетить художественную выставку.

Блокадные рисунки Милы Аниной и Вали Тонск.

Задание: Объединитесь в группы по желанию и, на куске обоев нарисуйте, или выполните коллаж, выразив общее впечатление от прочитанного, увиденного и прочувствованного вами. Рисуем только красками. (10-15 мин)

Магистраль 2:Страницы летописи 900 дней блокады Ленинграда наполнены сложными человеческими историями о спасениях и потерях,

взаимопомощи, больших и маленьких подвигах, каждый из которых, без сомнения, достоин внимания. Но главное то, что дети оставались детьми: они жили, они радовались своим маленьким радостям, отмечали праздники, шалили…

Работа с документами:О детских радостях,шалостях,взаимопомощи[Материал 2]

Магистраль 3:Что можно противопоставить мучительному умиранию отголода в условиях, когда рушатся общепринятые нормы морали? Что может спасти от духовной деградации в условиях, когда борьба за выживание лишает “человеческого лица”, а голод и страх смерти превращают человека в животное? Одним из средств спасения оказалась попытка через слово и рисунки осмыслить происходящее, понять себя. И еще: интуитивное знание, что нужно сохранить свою историю, свой опыт - для других. Наверное, поэтому блокадные дети вели дневники. Дневники, которые, как книги, живут сегодня своей жизнью. Живут для того, чтобы мы не забыли, как это было. Живут, и являются свидетельством того, что в самое бесчеловечное время люди пытались сохранить свою человеческую сущность. Именно это сегодня дарит нам надежду.

Блокадные дети оказались на границах времен — войны и мира, детства и юности. Без всяких переходов они шагнули в жизнь страшную и беспощадную — оглушенные ею, не успев оглянуться и проститься со своим прошлым, не умея смягчить наступившего ужаса. Они хотели «изучить до атома всю природу». Они хотели узнать о первой любви и дружбе. И «поехать в горы, на море». И «иметь альбом с красивыми фотографиями». И «купить килограмм черного хлеба и пряников, обильно полить их маслом». И «испечь пирожков с картошкой, мясом, капустой, морковью». Как детям, им всего хотелось — и ничего не удалось. Они осталась на границах времен — по-детски непосредственные, не признающие авторитетов, не терпящие несправедливости, стремящиеся к чувственному, красочному, необычному.

Сегодня дети блокадного города выглядят вот так (галерея портретов «дети и взрослые». В их числе фотография героя фильма «Поколение»)

Предлагаю посмотреть вам художественный фильм (Поколение)

 

Ведущий: К прошлому нужно относиться бережно. Детская память — это уникальный документ. Это то, что надо прямо сейчас всеми силами фиксировать, записывать, сохранять. Потому что эта вот живая память защитит нас потом, в будущем, от тех, кто опять примется переписывать историю. Историю должны писать все же очевидцы, а не специально обученные люди. Из истории должны быть извлечены уроки. История должна становиться частью памяти. Иначе так и будем ходить по замкнутому кругу. Без выхода и без надежды на это самое светлое будущее, которого всем так хочется, потому что тот, кто не помнит прошлого, рискует пережить это вновь.

Вновь блокада меня назначает связным,

Я несу донесенье от мёртвых живым...

Чтобы голос погибших сквозь время проник,

Чтобы знали потомки всю правду про них

И гордились в открытую прошлым своим,

несу донесенье от мёртвых живым

Это реквием вам, ленинградские дети.

хотел бы вас всех помянуть поименно,

Но боюсь, что никто мне не скажет на свете,

Сколько вас в унесенных войной миллионах.

Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и бронзе,

А в людях – без нас эта память мертва.

Эти слова Анатолий Молчанов, мальчиком проживший блокаду в Ленинграде, адресовал и мертвым и живым, и им, и нам…

Рефлексия:

Напишите эссэ на тему «После этой мастерской я… (закончи фразу)

· «Эпиграф мастерской – как я его вижу теперь».

· «О чём я расскажу завтра…»

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...