Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство 30-40-х гг. XIV в. (эпоха церковных споров)
Палеологовский Ренессанс был исчерпан примерно к 30-м гг. XIV в. Неблагополучия в государственной и церковной жизни определили совсем иную атмосферу культуры. Борьба за власть и гражданская война (в 40-х гг.) пришли на смену относительной стабильности существования при Андронике II. Кроме того, в 30-х гг. начинаются, а в 40-х гг. развертываются бурные церковные споры между Варлаамом, ученым монахом-греком, приехавшим в Константинополь из Калабрии (Италия), человеком православной веры, но отступавшим от традиционного Православия, вносившим в него рационалистические элементы в духе западного богословия, и Григорием Паламой, ученым-монахом с Афона, выразителем древней и традиционной православной мистики — таинства приобщения человека к Богу путем соприкосновения с исходящими от Него Божественными энергиями. Путь исихии приводит душу к тому особому состоянию, при котором Божественные энергии могут быть восприняты. В период этих споров, особенно в 40-х гг., когда они были чрезвычайно напряженными (дважды даже собирались церковные соборы, в 1341 и 1347 гг.), атмосфера была тревожной. Население было взбудоражено и политическими катастрофами, и кризисом в духовной жизни. Этот период иногда называют «смутным временем». Все это не могло не сказаться на искусстве. Правда, оно '' как будто по-прежнему опирается на классические образцы, явно хочет следовать установкам, принятым в годы Палеологовского Ренессанса. Однако в художественных образах очевидны совершенно новые интонации: напряжение, взволнованность, иногда даже тре-. вожность. Подобные изменения заметны и в художест-венном языке. Основные его черты остаются классическими, близкими тем, что использовались в живописи раннего XIV в., однако, некоторые из них чрезмерно акцентируются и утрируются. В образах исчезает спокойствие, в стиле — гармония. Появляется немыслимая раньше острота душевных переживаний. Этот период длился недолго, всего около двух десятилетий, и его искусство представляет собой совершенно оригинальный феномен. Несомненно, что в нем были и потери, и большие приобретения. К этому времени относится икона «Иоанн Креститель» из Эрмитажа, входившая в поясной Деисус, ныне утраченный. Облик Иоанна Крестителя поражает страдальческим выражением и утонченным психологизмом. У святого Иоанна — мучительный взгляд, изломанные брови, растрепанные волосы, рваная линия контура головы, резкие морщины, впалые щеки, лицо, изборожденное глубокими провалами. Манера исполнения лика и рук отличается большой строгостью: однообразная тональность (только охры и глухая зелень), ровное, совершенно сплавленное тонкослойное письмо, противоположное какой-либо живописной лепке, отсутствие чего-либо красочного, сочного, густого, и, наоборот, хрупкость, неплотность, как бы аскетичность самой живописи. Пророк Иоанн облачен в красный хитон, пронизанный золотым ассистом, и в темно-синий плащ с изобильными тяжелыми складками; такое сочетание форм, линий и цветов полно контрастов и напряжения. Этот образ Иоанна Крестителя, построенный на диссонансах скорее, чем на гармонии, возник в тревожную эпоху, на изломе путей византийской духовной жизни. К этому же периоду, по-видимому, принадлежит икона «Благовещение» из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.Ее часто считают созданной в десятилетия Палеологовского Ренессанса. Сходство ее с классическим искусством начала XIV в. действительно велико: великолепная построенность композиции, сценичность, подробная повествовательность (фигура служанки — свидетельницы события), ощущение конкретной среды, объемные и пространственные здания, обладающие иллюзией реального существования, геометрически ясная и ритмически музыкальная расстановка фигур на их фоне, совершенно античное сопоставление человеческой фигуры с колонной, мягкие драпировки, точно соответствующие формам тела, пластичность наложения красок, сочность и красота самой живописной фактуры и другие нюансы. Однако есть и отступления от законов Палеологовского классицизма, и вовсе не из-за непонимания их, но явно из-за желания создать иную атмосферу, для которой требуются другие средства. Асимметричные, некрупные черты ликов, скошенность взгляда, психологически тонкое, несколько тревожное выражение в лике Девы Марии, трогательная, нежная припухлость щек (особенно у архангела), мягкий скользящий свет — все это придает обликам выражение неустойчивое, необычно личностное. Художественные приемы говорят о том же: архитектурные формы чрезмерно изобильны, а в сопоставлении их есть нелогичность; их нагроможденность сильно сужает пространство, а динамика насыщает его повышенной энергией; свет иногда становится пронизывающим, жестким и императивным; силуэт архангела Гавриила стал светящимся, что делает фигуру светоносной и даже создает вокруг небольшой ореол. Все это уводит образность иконы от классического идеала равновесия и спокойствия и сообщает ей новую выразительность, передающую и творческую активность, и одновременно беспокойство, характерные для искусства 30—40-х гг. XIV в. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |