Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ




Земельные споры— это споры, возникающие между
собственниками земли и землепользователями по поводу
владения, пользования или распоряжения земельным уча-
стком.

Органы, разрешающие земельные споры:

1) суды разрешают земельные споры по поводу владе-
ния, пользования и распоряжения земельными участками,
находящимися в частной собственности, а также споры
относительно размежевания территорий сел, поселков, го-
родов, районов и областей;

2) органы местного самоуправления разрешают три
вида земельных споров в границах населенных пунктов:
относительно границ земельных участков, находящихся в
собственности граждан; относительно соблюдения граж-
данами правил добрососедства; относительно размежева-
ния границ районов в городах;

3) органы исполнительной власти по вопросам зе-
мельных ресурсов
разрешают земельные споры относи-

332


тельно границ земельных участков за пределами населен-
ных пунктов, размещения зон санитарной охраны, охран-
ных, санитарно-защитных зон и земельных сервитутов.
Стороны в земельном споре:

1) собственники земли, землепользователи, в том числе
арендаторы;

2) физические и юридические лица, нарушившие права
и законные интересы собственников или пользователей
земли либо претендующие на получение права пользова-
ния чужим земельным участком.

Одной из сторон в земельном споре могут выступать
органы исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов или органы местного самоуправления.

Земельные споры рассматриваются при участии заин-
тересованных сторон, которые должны быть уведомлены
о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсут-
ствия одной из сторон при первом разрешении вопроса
рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из
сторон без уважительных причин при повторном рас-
смотрении спора не останавливает его рассмотрение и
принятие решения.

Решение органа исполнительной власти по вопросам
земельных ресурсов или органа местного самоуправления
по земельному спору может быть обжаловано в суде.

18.8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельный кодекс Украины устанавливает три вида
юридических последствий нарушения земельного законо-
дательства:

1) недействительность сделок относительно земель-
ных участков, заключенных с нарушением установленно-
го законом порядка. Например, договор купли-продажи
земельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре-
шению суда признается недействительным;

2) гражданская, административная или уголовная
ответственность
за:

- заключение сделок с нарушением земельного зако-
нодательства;

- самовольное занятие земельных участков;
— порча и загрязнение земель;

333


— размещение, проектирование, строительство, введение
в действие объектов, отрицательно влияющих на со-
стояние земель;

— использование земель не по целевому назначению;

— нарушение сроков возвращения временно занимаемых
земель;

— уничтожение межевых знаков, а также другие нару-
шения;

3) возвращение самовольно занятых земельных уча-
стков.
Самовольно занятые участки земли подлежат воз-
врату собственникам земли или землепользователям без
возмещения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того,
на счет нарушителя относится приведение земельного уча-
стка в пригодное для пользования состояние.





















































Нормативные источники

Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октяб-
ря 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. —
№ 3-4. — Ст.27.





Глава 19.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

19.1. ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ

Административное право— отрасль системы права
Украины, регулирующая общественные отношения в сфе-
ре государственного управления.

Административно-правовое отношение —это управ-
ленческое отношение, урегулированное нормой админист-
ративного права. Специфика этого вида правовых отно-
шений состоит в том, что они носят властный харак-
тер:
эти отношения возникают между властвующим и
подвластным, между субъектами, неравными друг другу.
Таково, например, правоотношение между водителем ав-
тотранспортного средства и остановившим его инспекто-
ром дорожно-патрульной службы ГАИ.

Структура административно-правового отношения:

1) субъекты. Один из участников административно-
правового отношения — должностное лицо или орган го-
сударственной исполнительной власти, действующие в пре-
делах своей компетенции. Вторым участником может
выступать физическое или юридическое лицо.

Административная правоспособность физического лица
(гражданина Украины, иностранного гражданина или под-
данного, лица без гражданства) возникает с момента рож-
дения и прекращается его смертью.

Административная дееспособность физического лица
зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан
Украины возникает с достижением школьного возраста.
Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь пас-
порт и зарегистрироваться по месту постоянного житель-
ства. Полная административная правоспособность возни-
кает с достижением 18 лет.

Административная деликтоспособностъ (способность
нести юридическую ответственность за нарушение норм
административного законодательства) зависит от возрас-
та и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно


 


 


335


наступление административной ответственности, опреде-
лен Кодексом об административных правонарушениях и
составляет 16 лет. Вменяемость — это такое психиче-
ское состояние, при котором лицо в момент совершения
проступка способно осознавать свои действия и руково-
дить ими.

Административная правосубъектность юридического лица
возникает в момент его государственной регистрации;

2) объект. Объектом административного правоотно-
шения является то социальное благо, по поводу которого
возникло данное отношение. Например, нормальное функ-
ционирование органов государственной власти, правопо-
рядок и общественный порядок;

3) содержание. Содержанием административного пра-
воотношения являются права и обязанности его участни-
ков.

Проанализируем структуру правоотношения, возник-
шего между инспектором дорожно-патрульной службы
ГАИ и водителем автомобиля, превысившим допустимую
скорость движения. Субъектами данного правоотношения
выступают представитель государственной власти и под-
властное лицо. Объектом является реальное социальное
благо — безопасность дорожного движения, его участни-
ков. Содержанием является право инспектора ДПС ГАИ
требовать прекращения правонарушения и обязанность
водителя подчиниться законному требованию.






















































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА

УКРАИНЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Административное право Украины определяет деяния,
которые являются административными правонарушени-
ями, а также взыскания, которые следует применить в
отношении совершивших правонарушение лиц. Данные
нормы права сосредоточены в Кодексе Украины об ад-
министративных правонарушениях,
который был при-
нят 7 декабря 1984 г. и состоит из 5 разделов.

Структура Кодекса Украины об административ-
ных правонарушениях:

Раздел I «Общие положения» содержит задачи законо-
дательства об административных правонарушениях, опре-


деляет действие закона во времени, в пространстве и по
кругу лиц.

Раздел II «Административные правонарушения и ад-
министративная ответственность» состоит из Общей и Осо-
бенной части.

В Общей части даны понятие административного пра-
вонарушения, понятие и виды административных взыска-
ний.

В Особенной части содержится перечень администра-
тивных проступков и определены взыскания за их совер-
шение.

Раздел III «Органы, уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях» содержит пере-
чень государственных органов и их должностных лиц, в
компетенцию которых входит рассмотрение дел об адми-
нистративных правонарушениях. К ним относятся адми-
нистративные комиссии при исполнительных комитетах
органов местного самоуправления, исполнительные коми-
теты сельских и поселковых советов народных депутатов,
районные (городские) суды (судьи)., органы внутренних дел,
органы государственных инспекций.

Раздел IV «Производство по делам об административ-
ных правонарушениях» определяет процессуальный по-
рядок рассмотрения дел об административных правонару-
шениях и наложения административных взысканий.

Раздел V «Исполнение постановлений о наложении
административных взысканий» определяет процессуаль-
ный порядок исполнения решений по административным
делам.

19.3. ПОНЯТИЕ, СФЕРЫ И МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственное управление— основанная на законе
деятельность органов государственной власти по практи-
ческой реализации функций государства. В широком смыс-
ле
слова под государственным управлением понимают
деятельность законодательного, исполнительных, судебных,
контрольно-надзорных органов государства.

В узком значении государственное управление рассмат-
ривается как деятельность органов исполнительной влас-
ти государства, к которым относятся Кабинет Министров


 


336


337


Украины, министерства, ведомства, местные государствен-
ные администрации.

В зависимости от специфики управляемых объектов и
конкретного содержания управленческой деятельности
принято выделять следующие основные сферы государ-
ственного управления:

1) управление экономикой. Органы государственной
исполнительной власти осуществляют управление госу-
дарственным имуществом и государственными предприя-
тиями, финансовой и банковской системой и тем самым
способствуют осуществлению экономической функции го-
сударства;

2) управление в социально-культурной сфере. Орга-
ны государственной исполнительной власти осуществля-
ют управление в области образования и науки, охраны
здоровья, культуры, социального обеспечения;

3) управление в области административно-полити-
ческой деятельности.
Государственное управление в дан-
ной сфере направлено на обеспечение государственной бе-
зопасности, общественного порядка, обеспечение отправле-
ния правосудия, развитие международного сотрудничества.

Метод государственного управления— это способ не-
посредственного целенаправленного влияния исполнитель-
ных органов (должностных лиц) на подчиненные им орга-
ны, граждан и их объединения.

Основные методы государственного управления:

1) метод убеждения — это система воспитательных,
разъяснительных и поощрительных мер, направленных на
формирование у граждан понимания необходимости чет-
кого исполнения властных предписаний. Например, к числу
таких мер относится правовая пропаганда, личный при-
мер, моральное и матефиальное поощрение;

2) метод принуждения — это психологическое, физи-
ческое или материальное воздействие на определенные лица
с целью заставить их исполнять властные предписания.

В Украине, которая идет по пути создания гражданско-
го общества и строительства демократического государ-
ства, приоритет в государственном управлении отдается
методу убеждений.


19.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное принуждение является разновидно-
стью государственного принуждения.

Административное принуждение --это система мер
психологического, физического или материального воздей-
ствия с целью предотвращения и пресечения правонаруше-
ний, привлечения правонарушителей к ответственности.

В зависимости от конкретных целей различаются сле-
дующие видыадминистративного принуждения:

1) меры административного предупреждения наце-
лены на принудительное обеспечение исполнения гражда-
нами своих обязанностей перед обществом. Администра-
тивно-предупредительные меры не являются реакцией на
уже совершенное правонарушение, а предотвращают его.
Типичные меры административного предупреждения: про-
верка документов; осмотр вещей и личный досмотр; вре-
менное ограничение или запрет доступа граждан на опре-
деленные участки местности; закрытие участка государ-
ственной границы; административный надзор за лицами,
в отношении которых он установлен судом; учет и офици-
альное предупреждение лиц, склонных к правонарушени-
ям; карантин при эпидемиях И эпизоотиях;

2) меры административно.го пресечения применяют-
ся для принудительного прекращения административных
проступков (или преступлений1), недопущения наступле-
ния их вредных последствий и привлечения правонару-
шителя к административной (или к уголовной) ответ-
ственности. Наиболее распространенные меры админи-
стративного пресечения: административное задержание;
принудительное лечение (в отношении больных наркома-
нией, алкоголизмом, СПИДом); временное отстранение от
управления транспортным средством (например, лица, на-
ходящегося в состоянии опьянения); прекращение рабо-
ты и запрет эксплуатации механизмов. В оговоренных
законом случаях в качестве мер пресечения к правонару-
шителю могут применяться меры физического воздействия,
специальные средства, огнестрельное оруийие;

3) меры административной ответственности при-
меняются за совершение административных правонару-
шений и выражаются в наложении на виновных лиц ад-
министративных взысканий.


 


338


 


339


19.5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСНОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность— это вид юриди-
ческой ответственности, применяемой за совершение ад-
министративного проступка и состоящей в возложении
на виновное лицо ограничений материального и мораль-
ного характера.

Административной ответственности присущи все при-
знаки юридической ответственности и, вместе с тем, она
имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и
урегулированы административным правом;

2) носит более мягкий, по сравнению с уголовной от-
ветственностью, характер;

3) применяется, как правило, органами исполнитель-
ной власти,
и лишь в отдельных случаях — судами;

4) порядок привлечения к административной ответствен-
ности упрощен по сравнению с уголовной ответственнос-
тью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим
административное взыскание, отсутствуют служебные
взаимоотношения,
что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности —на-
личие в деянии виновного лица состава административ-
ного проступка.

19.6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА

Административный проступок— это противоправное,
виновное действие или бездействие, посягающее на соци-
альные блага, охраняемые административным законода-
тельством.

Признаки административного проступка:
1) противоправность.
Действие или бездействие при-
знается административным проступком только тогда, когда
оно прямо нарушает конкретную норму административ-
ного законодательства;

 

340


 

2) антиобщественный характер. Административный
проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще-
ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3) виновность. Проступком признается только винов-
ное деяние. Вина — психическое отношение лица к совер-
шаемому им деянию и его последствиям. Вина существу-
ет в формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство
устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми-
нистративного проступка.

Административный проступок может быть совершен в
форме действия (например, распитие спиртных напитков
на производстве) либо бездействия (невыполнение роди-
телями или лицами, их заменяющими, обязанностей по
воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть
физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

19.7. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРОСТУПКА

Состав административного проступка— это совокуп-
ность установленных законом объективных и субъектив-
ных элементов, характеризующих деяние как админист-
ративное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъект,
объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это обще-
ственные отношение в сфере управления, права и свободы
человека и гражданина, на которые посягает правонару-
шитель;

2) объективная сторона административного проступ-
ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по-
следствия, причинная связь между деянием и его послед-
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред-
ства совершения проступка. Основным и обязательным
признаком объективной стороны является противоправ-
ное деяние. Все остальные признаки являются необяза-
тельными (факультативными) и учитываются только тог-
да, когда они предусмотрены соответствующей нормой ад-
министративного права;

341


3) субъект административного проступка — гражда-
не
Украины, иностранные граждане (подданные), лица
без гражданства,
достигшие на момент совершения про-
ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админист-
ративного проступка особо выделяются должностные
лица, которые несут ответственность за несоблюдение пра-
вил, обеспечение исполнения которых входит в их слу-
жебные обязанности. Должностные лица несут повышен-
ную по сравнению с иными лицами ответственность.

Субъектом административного проступка, предусмот-
ренного налоговым, антимонопольным, финансовым зако-
нодательством, законодательством о предпринимательской
деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ-
ка — связанное с его совершением психическое состояние
лица. К признакам субъективной стороны относятся вина,
мотив и цель совершения правонарушения. Вина — ос-
новной и обязательной признак субъективной стороны.
Она представляет собой психическое отношение лица к
совершаемому им деянию и его последствий и проявляет-
ся в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель
административного проступка являются необязательны-
ми (факультативными) признаками и учитываются лишь
тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой адми-
нистративного права.


нистративного правонарушения. Принудительно изъятый
предмет подлежит последующей реализации. Выручен-
ная от реализации денежная сумма передается бывшему
собственнику предмета за вычетом расходов по реализа-
ции предмета;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совер-
шения или непосредственным объектом административ-
ного правонарушения либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис-
кация -- это безвозмездное обращение предмета в соб-
ственность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот
вид взыскания применяется за грубое или систематиче-
ское нарушение порядка пользования правом управления
транспортными средствами, правом охоты;

6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот
вид взыскания исполняется по месту постоянной работы
правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в до-
ход государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без
гражданства может быть применено такая мера админис-
тративного принуждения, как выдворение за пределы Ук-
раины.


 


19.8. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ВЗЫСКАНИЙ

Административное взыскание— это мера государствен-
ного принуждения в отношении лица, совершившего ад-
министративный проступок. Взыскание применяется с це-
лью правового воспитания такого лица, а также для пре-
дупреждения совершения новых проступков.

Видыи порядок применения административных взыс-
каний
определяются Кодексом Украины об администра-
тивных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в
пользу государства;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося оруди-
ем совершения или непосредственным объектом адми-

342


19.9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

К административной ответственности могут привлекать-
ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о
совершении административных проступках, совершенных
несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассмат-
риваются только районным (городским) судом (судьей).
В отношении несовершеннолетнего может быть назначено
любое административное взыскание, за исключением ад-
министративного ареста.

Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовер-
шеннолетнему правонарушителю следующие меры воздей-
ствия:

1) обязательство публично или в иной форме попро-
сить извинения у потерпевшего;

2) предупреждение;











































































































































































































































343


3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родите-
лям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педаго-
гическому или трудовому коллективу с их согласия, а так-
же отдельным гражданам по их просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а
не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет ад-
министративное взыскание или меры воспитательного воз-
действия с учетом личности несовершеннолетнего.








Нормативные источники

Кодекс Украши про адм1тстративт правопорушення: Закон
Укра1ни в!д 7 грудня 1984 р. (з подалыпими змшами та допов-
неннями станом на 1 березня 2003 р.) // Инфодиск «Законода-
тельство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые спра-
вочники Украины». — 2003. — Март.

 


Глава 20.
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

20.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА УКРАИНЫ

Уголовное право— отрасль системы права Украины,
определяющая основания уголовной ответственности, виды
преступлений и наказания за их совершение.

Уголовное право Украины кодифицировано, причем
Уголовный кодекс является единственным источником
права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет
подзаконных актов, не допускается применение юридиче-
ских прецедентов или правовых обычаев.

Уголовный кодексУкраины был принят 5 апреля
2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уго-
ловный кодекс состоит из Общей и Особенной части, ко-
торые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 раз-
делов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основа-
ния уголовной ответственности, понятия преступления и
наказания, виды уголовных наказаний, общие начала на-
значения наказаний и освобождения от них, особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолет-
них и другие общие положения.

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20
разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний,
которые признаются преступлениями, и конкретные нака-
зания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо-
бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной
группе преступлений. Критерием для выделения глав яв-
ляется родовой объект — однородные социальные блага,
ценности, общественные отношения, на которые посягает
преступление. Например, раздел I содержит составы пре-
ступлений против основ национальной безопасности Ук-
раины, раздел II — преступления против жизни и здоро-
вья личности, раздел III — преступления против свободы,
чести и достоинства человека.


345






































ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...