Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА




Предпринимательство— это непосредственная само-
стоятельная, систематическая, на собственный риск дея-
тельность по производству продукции, выполнению работ,
оказанию услуг с целью получения прибыли. Она осуще-
ствляется физическими и юридическими лицами, зарегис-
трированными как субъекты предпринимательской дея-
тельности в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование предпринимательской деятель-
ности осуществляется Конституцией Украины, Хозяйствен-
ным кодексом Украины, Законом Украины «О предпри-
нимательстве» (7 февраля 1991 г., с последующими из-
менениями), «О предприятиях в Украине» (27 марта
1991 г.) и рядом других нормативно-правовых актов.

Субъекты предпринимательской деятельности:

1) граждане Украины, граждане других государств, лица
без гражданства, не ограниченные законом в правоспособ-
ности и дееспособности;

2) юридические лица всех форм собственности;

3) объединения юридических лиц.

Все субъекты предпринимательской деятельности под-
лежат государственной регистрации.

Конституция Украины, Хозяйственный кодекс и Закон
Украины «О предпринимательстве» закрепляют принцип
свободы предпринимательской деятельности. Вместе с тем
существует ряд ограничений в осуществлении предприни-
мательской деятельности. В частности, отдельные виды
деятельности могут осуществлять только государствен-
ные предприятия
(изготовление и реализация наркоти-
ческих веществ, производство военного оружия, боеприпа-
сов).

Ряд видов предпринимательской деятельности подле-
жит лицензированию. Лицензия — это специальное раз-
решение, выданное уполномоченным органом государства

310



























ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип свободы предпринимательства проявляется
и в том, что субъекты предпринимательской деятельнос-
ти вправе избрать любую ее форму. Организационно-пра-
вовые формы предпринимательской деятельности опре-
деляются Законами Украины «О предприятиях в Украи-
не» (27 марта 1991 г.), «О хозяйственных обществах»
(19 сентября 1991 г.).

Основная организационно-правовая форма предприни-
мательства — предприятие.

Предприятие— это самостоятельный уставной хозяй-
ствующий субъект, имеющий права юридического лица и
осуществляющий производственную, научно-исследователь-
скую и коммерческую деятельность с целью получения
прибыли (дохода).

В уставе предприятия определяются собственник и
наименование предприятия, его местонахождение (юриди-
ческий адрес), предмет и цели деятельности, его органы
управления, порядок их формирования, компетенция и
полномочия трудового коллектива и его выборных орга-
нов, порядок создания имущества предприятия, условия
реорганизации и ликвидации предприятия.

В Украине могут действовать предприятия на разных
формах собственности:

1) частное предприятие, основанное на собственности
физических лиц;

2) коллективное предприятие, основанное на собствен-
ности трудового коллектива предприятия;

3) хозяйственные общества;

4) предприятие, основанное на собственности объеди-
нений граждан;

311


5) коммунальное предприятие, основанное на собствен-
ности территориальной громады;

6) государственное предприятие, основанное на госу-
дарственной собственности. Разновидностью государствен-
ных предприятий являются казенные предприятия. Они
создаются по решению Кабинета Министров Украины пу-
тем преобразования государственных предприятий, не под-
лежащих приватизации при наличии хотя бы одного из
трех условий:

 

— предприятие проводит производственную или иную
деятельность, которую вправе осуществлять только
государственное предприятие (например, производство
оружия);

— государство является основным (свыше 50 %) по-
требителем продукции предприятия (например, по-
шив форменной одежды для армии);

— предприятие является субъектом естественной мо-
нополии (например, система энергоснабжения).

Субъекты предпринимательской деятельности вправе
объединяться в хозяйственные общества, представляющие
собой еще одну организационно-правовую форму предпри-
нимательской деятельности.

Хозяйственное общество— это предприятие, учрежде-
ние, организация, созданные на основе договора юридиче-
скими лицами и гражданами путем объединения их иму-
щества и предпринимательской деятельности с целью по-
лучения прибыли.

Существуют следующие виды хозяйственных обществ:

1) акционерное общество. Оно имеет уставный фонд,
разделенный на определенное количество акций равной
номинальной стоимости. По обязательствам акционерное
общество отвечает только имуществом общества. Акцио-
неры несут ответственность в пределах имеющихся у них
акций;

2) общество с ограниченной ответственностью. В
обществе с ограниченной ответственностью уставный фонд
разделен на определенные доли. Участники общества от-
вечают по обязательствам только в пределах своих до-
лей-взносов в уставный фонд;

3) общество с дополнительной ответственностью.
Участники общества отвечают в пределах своих долей-
взносов, а если этого недостаточно — дополнительно

312


принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех
кратном размере к взносу каждого участника;

4) полное общество. Все его участники несут ответ-
ственность по обязательствам общества всем своим иму-
ществом;

5) командитное общество. В этом обществе часть
участников отвечает всем своим имуществом, а другая
часть — только в пределах вклада в имущество общества.




























































ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственная регистрация субъектов предприни-
мательской деятельности
— это документальное засвиде-
тельствование факта создания субъекта предприниматель-
ства, государственный учет и ведение реестра субъектов
предпринимательства. Правовое значение государственной
регистрации субъекта предпринимательства состоит в том,
что с момента регистрации он приобретает статус юриди-
ческого лица.

Государственная регистрация субъектов предпринима-
тельской деятельности осуществляется в исполнительном
комитете районного (городского, районного в городе) сове-
та или в районной государственной администрации по месту
нахождения субъекта.

Для государственной регистрации субъекта предприни-
мательской деятельности — юридического лица — пода-
ются следующие документы:

1) регистрационная карточка, которая одновременно
является заявлением о государственной регистрации;

2) решение учредителя либо учредительный договор и
устав, если он необходим для создаваемой организацион-
ной формы предпринимательства;

3) документ, свидетельствующий об уплате регистраци-
онного сбора;

4) документ, свидетельствующий об уплате взноса в
уставный фонд субъекта предпринимательской деятель-
ности.

Для государственной регистрации субъекта предпри-
нимательской деятельности — физического лица — по-
даются следующие документы:

313


1) регистрационная карточка, которая одновременно
является заявлением о государственной регистрации;

2) документ о включении в Государственный реестр
физических лиц — плательщиков налогов и иных обяза-
тельных платежей;

3) документ, свидетельствующий об уплате регистраци-
онного сбора;

4) документ, удостоверяющий личность.

Государственная регистрация субъектов предпринима-
тельской деятельности производится при наличии необ-
ходимых документов в течение пяти рабочих дней. Орга-
ны государственной регистрации обязаны в течение этого
срока внести данные из регистрационной карточки в Ре-
естр субъектов предпринимательской деятельности и вы-
дать свидетельство о государственной регистрации.

































Нормативные источники

Про тдприемства в Украш!: Закон Украши в!д 27 березня
1991 р. (з! змшами та доповненнями станом на 1.03.2003) //
Инфодиск «Законодательство Украины». Компьютерная библио-
тека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.

Про тдприемництво: Закон Украши в!д 7 лютого 1997 р.
(з! змшами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфо-
диск «Законодательство Украины». Компьютерная библиотека
«Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.









Глава 17.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

17.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Экологическое законодательстворегулирует обществен-
ные отношения в области охраны, использования и вос-
производства природных ресурсов.

Участниками экологических правоотношений выступа-
ют: государство как собственник природных ресурсов, фи-
зические и юридические лица, территориальные громады и
органы местного самоуправления в качестве природополь-
зователей. Объектами экологических правоотношений яв-
ляются природные богатства: земля, ее недра, водные ре-
сурсы, леса, атмосферный воздух, животный и раститель-
ный мир.

Природа является первоисточником жизни и деятель-
ности человека, в силу чего охрана природы является важ-
нейшей, зафиксированной на конституционном уровне
обязанностью человека и гражданина.

Особенность экологического законодательства Украи-
ны — наличие большого количества нормативно-право-
вых актов. Ведущим комплексным нормативно-правовым
актом в этой отрасли является Закон Украины «Об охра-
не окружающей природной среды» (25 июня 1991 г., с
последующими изменениями), который определяет право-
вые, экономические и социальные основы организации ох-
раны природы, экологические права и обязанности граж-
дан и иных субъектов природопользования.

Среди источников экологического права важное место
занимают кодифицированные законодательные акты: Лес-
ной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Земельный
кодекс. Они содержат нормы, регулирующие процесс ис-
пользования, воспроизводства и охраны отдельных при-
родных ресурсов (земля, лес и т.д.).

Кроме того, нормы экологического права содержат За-
коны Украины «О природно-заповедном фонде» (16 июня
1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (16 октября


315


1992 г.), «О животном мире» (3 марта 1993 г.), «Об эко-
логической экспертизе» (9 февраля 1995 г.), «О расти-
тельном мире» (9 апреля 1999 г.).

К источникам экологического права относятся также
указы Президента Украины и постановления Кабинета
Министров Украины, направленные на урегулирование
общественных отношений в сфере использования, воспро-
изводства и охраны природных ресурсов.

17.2 ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...