Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техника анализа эпического произведения
Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений:
СЮЖЕТ КОМПОЗИЦИЯ СТИЛИСТИКА
“что” изображается (предметно-смысловая сфера) “кто” - это автор, организующий текст в формальном и речевом отношении (система точек зрения на изображаемое) “кому” адресовано произведение (речевой образ адресата) Сюжет. Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:
эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;
хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени.это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;
(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).
(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях); * мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).
Композиция. Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста. Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения. Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту. Разграничим два понятия: СУБЪЕКТ РЕЧИ СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит” Речь тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает” Скрытая за ней мысль Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием. * А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”. Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания. Как же развести речь и скрытую за ней мысль? Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:
Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются “ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ” “РАССКАЗЧИК” внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны * романы Л.Толстого, Ф.Достоевского является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я” * А.С.Пушкин “Повести Белкина” При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким: авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции). Стилистика. Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок. * М.Шолохов “Судьба человека”. Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |