Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника анализа эпического произведения




 

Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений:


Глубокий подход к анализу текста требует учета взаимодействия трех составляющих:

СЮЖЕТ

КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛИСТИКА

“что” изображается (предметно-смысловая сфера)

“кто” - это автор, организующий текст в формальном и речевом отношении (система точек зрения на изображаемое)

“кому” адресовано произведение (речевой образ адресата)

Сюжет.

Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:

  • эпизод

эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;

  • понятие хронотопа

хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени.это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;

  • типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
  • характер конфликта в произведении

(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).

  • мотив

(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);

* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).

 

Композиция.

Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.

Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения.

Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.

Разграничим два понятия:

СУБЪЕКТ РЕЧИ

СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ

тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит”


Речь

тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает”

Скрытая за ней мысль

Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.

* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.

Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.

Как же развести речь и скрытую за ней мысль?

Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:

  • прямая речь;
  • несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту;
  • косвенная речь.

Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются

“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ”

“РАССКАЗЧИК”

внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны

* романы Л.Толстого, Ф.Достоевского

является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я”

* А.С.Пушкин “Повести Белкина”

При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:

авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции).

Стилистика.

Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.

* М.Шолохов “Судьба человека”.

Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой

Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...