Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Типы заданий и критерии оценки
Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.
Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе
1
Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.
2
Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.
3
На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.
4
Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
5
Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.
6
Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.
7
Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.
8
Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.
9
На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.
Типы заданий и критерии оценки
1. Комплексный анализ эпического произведения
При оценке работ первого тура учитывается:
- глубина постижения текста: понимание проблемы рассказа; знание фактического материала из истории и теории литературы (тема, идея, жанр, сюжет, композиция, система образов, стиль, направление, образ повествователя и т.п.); умение его применять при анализе; понимание авторского замысла; объяснение мотивов поведения и характеров героев; характеристика эмоционального пафоса рассказа;
- умение доказывать свои суждения текстом: умение составить либо выборочный пересказ с оценкой героев и событий, либо кратко прокомментировать цитаты; аргументация своего мнения на основе анализа словесных образов рассказа, деталей, языка и стиля автора; умение видеть авторскую позицию и выражать свои мысли, чувства и оценки; отсутствие социологизации и вульгаризации при трактовке текста;
- умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: объяснение роли наиболее выразительных и характерных для рассказа художественных средств в изображении героев, в выявлении позиции автора и рассказчика;
- язык и стиль работы: логическая связь частей работы, последовательность, связность и логичность в доказательстве основной мысли; композиционная стройность и ясность изложения; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики, необходимой для интерпретации рассказа, разнообразных синтаксических конструкций; соблюдение речевых норм.
2. Интерпретация лирического произведения
При оценке работ второго тура учитывается:
- уровень интерпретации поэтического текста и глубина его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла, применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического “я”, образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; определение наиболее важных оснований для сопоставления нескольких стихотворений (образный ряд, фонетическое и ритмико-синтаксическое своеобразие и т.п.);
- умение доказывать свои суждения текстом: умелое цитирование текста и комментирование цитат; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений, трактовке поэтических образов; выявление сущности деталей, изобразительно-выразительных средств языка, особенностей авторского стиля; умение доказывать свои мысли при сопоставительном анализе на основе обоих стихотворений;
- умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: выявление роли художественных средств в выражении мыслей и чувств лирического “я”; объяснение роли наиболее характерных для стихотворения и творчества поэта средств выразительности; выявление смысла поэтических интонаций, определение специфики стиля каждого поэта при сопоставительном анализе;
- язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения, умелая формулировка основной мысли работы, выражение собственных мыслей и чувств; разнообразие использованных языковых средств и их соответствие жанру работы; владение нравственно-философской, филологической и стиховедческой лексикой, необходимой для интерпретации лирики, и разнообразными синтаксическими конструкциями; речевая грамотность.
3. Ответы на вопросы по истории и теории литературы
При оценке работ третьего тура учитывается:
- знание текстов произведений, культурный кругозор и эрудицию старшеклассников;
- умение комментировать историко-культурные реалии произведений;
- владение теоретико-литературными понятиями;
- правильность, полноту и точность ответа.
При оценке творческой работы учитывается:
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
- оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
- соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Рекомендуемая литература
Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать (М.: Вербум-М, 2006. 248 с.).
обучения интерпретации эпического произведения, несколько десятков стихотворений для сопоставительного анализа, множество интересных заданий по теории и истории литературы с ответами, перечень тем для творческих работ.
|