Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Из памятки на столе учителя
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карл сон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загад ку, а вы отгадайте» и т.п.).
44
45
СТРУКТУРНО ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Этапы эксперимента
| 1-я группа раннего возраста
| 2-я группа раннего возраста
| 1-я
младшая
группа
| 2-я
Младшая
группа
| 1-й этап
Осознание
проблемы
| Проявляют первые признаки желания что-то сделать
| Активно проявляют желание что-то сделать
| Произносят фразу: «Я хочу сделать то-то»
| Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера
| 2-й этап
Формулирование задачи
| Желание что-то сделать выражают любыми доступными средствами
| Желание что-то сделать выражают словами
| Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают
| 3-й этап
Продумывание методики
| Совершают неосознанные действия
| Некоторые действия становятся целенаправленными
| Количество целенаправленных действий увеличивается
| При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?»
| 4-й этап
Выслушивание инструкций и рекомендаций
| Выполняют по просьбе взрослого простейшие действия
| Выполняют по просьбе взрослого многие действия
| Выполняют простейшие поручения взрослых
| К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу
|
Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовительная к школе группа
| Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы
| Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно
| Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами
| Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога
| Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога
| Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога
| Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали
| Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает
| Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов
| Начинают выполнять инструкции, содержащие 2—3 поручения одновременно
| Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции
| Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы,критически относятся к советам взрослых и товарищей
|
46
47
Средняя группа
Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?»
Работают вместе с воспитателем, а затем — под его непосредственным контролем
Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен
Старшая группа
Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности
Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях — под его неявным (скрытым) контролем
Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения
|