Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения реформы 1861 года и особенности ее проведения на Украине




 

 19 февраля 1861 года, Александром II, был подписан закон об отмене крепостного права «Общее Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости».

Хотя реформа 1861 г. освободила крестьян от помещиков экономическое положение крестьян не улучшилось. Виной этому были “ архитекторы реформ“ , непоправимо ошибавшиеся например в том случае когда надеялись извлечь какуето пользу из обложения крестьян невыносимым бременем выплат при малом количестве отведенной им земли. А кроме выплат за свои наделы крестьяне вынуждены были палатить и подушную подать, и целый ряд налогов и пошлин: на сахар, чай, табак, хлопок, изделия из металла, а главное на водку.

Чтобы выполнить свои финансовое обязанности рестьянин должен был влезать в долги. Но поскольку проценты часто превышали 150, крестьяне, как правило, только еще туже затягивали на своей шее петьлю. Некоторые для уплаты долгов даже пытались торговать малыми излишками сельхоз-продукции, но мелкое крестьянское хозяйство при невысоком спросе, удаленных рынках сбыта и низких ценах практически не давало ни какой прибыли. И вконце концов оставался один выход: снова наниматься на работу к помещику или богатому

соседу, что и делали крестьяне-бедняки, причем часто за очень

низкую плату.

Отсутствие денег ослобляло внутренний рынок Украины и препятствовало развитию торговли, промышленности и городов, что еще более превращало край в застойное болото.

Когда крестьяне уже отчаялись когда-либо получить в достатке земли на родине, они готовы были отправится в любую даль, где бы им оставалось только обрабатывать бескрайние помещичьи земли без всякой платы, взамен также пользуясь правом обрабатывать свой клочок. Вот почему так манили крестьян сказочные просторы, где много пашни и вовсе нет “панiв”.

 

 

44) Буржуазные реформы 60-70 х годов XIX века ( местного самоуправления, военная, судебная, финансовая, народного образования).

Реформа местного самоуправления проводилась в 2 этапа: 1864 г.— •земская реформа, 1870 г. — реформа городского самоуправления. Была вызвана стремлением царизма, во-первых, ослабить демокра­тическое движение страны, путем привлечения на свою сторону либера­лов, которые вместо критики государства должны были войти и работать в государственных органах местного самоуправления. И во-вторых, пере­ложить на плечи местного управления ряд нерешенных царизмом проблем. По этой реформе с 1864 г. — в уездах и губерниях учреждались земские, собрания, избиравшие свои исполнительные органы —'• земские управы (соответственно уездные и губернские). С 1870 г. —' в городах учреждались городские думы, избиравшие свой исполнительный орган — городские управы. Функции земств и городских дум: — были лишены, политических прав и занимались исключительно 'местными хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и содержанием школ, больниц, почт, сумасшедших домов, ветеринарных служб и т. п.); . " — их компетенция и действенность существенно ограничивалась правительственным решением 1867 года, запрещавшим им собирать на­ логи с промышленных предприятий, что лишило земства финансовых рычагов; — согласно указу'от 19 августа 1879 года, губернаторы получили право отзыва т. н. ^неблагонадежных» гласных земств по своему усмот­ рению; — ограниченность исполнительной власти, т. к. для выполнения своих постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.) они обращались в вышестоящие государственные учреждения, им не подчиненные.Значение земств и городских дум: — решали многие хозяйственные проблемы, занимались благотво­ рительной деятельностью,                                                     — сыграли большую роль в статистическом изучении хозяйства России и Украины и их- территории (земства каждый год выпускали ста­тистические сборники о наличии на своей территории количества кре­ стьян, горожан, детей, лесных угодий и т. п.); — были «пятым, колесом в телеге российского государственного управления», т. к. не имели реальной власти, находились под контролем, 80—85% средств тратили на свое содержание.СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (1864 г.) Была вызвана ^соответствием старого законодательства новым ус­ловиям. Например, по старому законодательству крестьянин'не мог вы­ступать в суде от своего имени, а по «Манифесту» 186Гг. крестьянин стал лично свободным. По этой реформе вместо сословного суда (отдельно для крестьян, дворян) вводился единый для всех бессословный суд, состоявший из ко­ронного суда (по уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелким уголовным делам). Была/введена независимость суда от админи­стративных органов (губернаторов, министров и т. п.). Решение суда счи­талось окончательным и могло быть обжаловано лишь. вышестоящей су­дебной инстанцией только в случае нарушения порядка судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на смену закрытому судебному заседанию пришло открытое, публичное. Вводились суд присяж­ных, состязательность сторон (прокурор — адвокат) и др. Хотя еще до реформы из восьми видов смертной казни было отменено колесование и четвертование, однако оставалось повешение, как и публичность казни.Противоречивость реформы проявилась и в упразднении в 1889 году мировых судов (кроме Петербурга, Москвы и Одессы). Если в законодательстве Италии -существовало лишь 5 статей о наказаниях за религиозные преступления, в Германии — 3, то в Уложе­нии о наказаниях, действовавшем в Российской империи до 22 марта 1903 года, — 65. Значение: это наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в., однако сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (кон­систория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для выс­ших сановников. С 1866 г. судебные чиновники ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным - требованиям». С 14 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала рассматривать жандармерия.ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1862—1874 гг.)Военная реформа была вызвана требованием реорганизации армии после поражения в Крымской воине. По этой реформе: — для солдат — вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая 88 воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образо­ванием,духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет, вначале до 12, а,затем до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Были запрещены телесные наказания; , — для офицеров — проведена реформа военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии, юнкерские училища, расши­рялось число мест в военных академиях и Академии Генерального штаба; — было реорганизовано военное ведомство—в военное министерст­во, которому стали подчиняться все отрасли военного управления, было воздано 15 военных округов, шло перевооружение и переобмундирование армии и т. д. Значение: усилилась мобильность и боеспособность русской армии.ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА. Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения фи­нансов после Крымской войны и необходимостью поиска средств для про­ведения крестьянской реформы и для перевода страны на путь капита? диетического развития. По этой реформе: учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все фи­нансы государства; отменена- система откупов территорий и косвенные налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц государ­ственные акцизные учреждения; с 1862 г. стали публиковаться в печати все доходы и расходы го­сударства. Значение этой реформы в том, что она упорядочила7 финансы госу­дарства, но осталась половинчатой, так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время как дворянство было осво­бождено от налогов, хотя и съедало огромную часть казны (50°'о казны расходовались на содержание армии и государственного аппарата).РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 'Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития (потреб­ность в инженерах, механиках, врачах и т. д.). По этой реформе: началось бурное строительство начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в 1896 г.—78,7 тыс.); проведена реформа начального и среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и национальностей, было разрешено открывать частные "школы. Обучение разделялось на класси­ческое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное (училища, го­товившие в высшие технические учебные заведения); предоставлена автономия университетам, которые получили право самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные, "финансовые и др. вопросы (избирать ректоров и деканов, присуждать уче­бные степени, посылать на стажировку за границу) и т. д. Значение этой реформы в том, что, несмотря на расширение числа учебных заведений и их демократизацию, реформа также не могла решить все проблемы. Например, резко повышалась плата за обучение (что огра­ ничивало число учащихся), по-прежнему женщинам запрещалось, учиться' в университете., существовала квота для евреев.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...