Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подробнее: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/fedotov/saints/6.html




Сыновья Владимира занимают в истории особое место. Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Хронологически они не были первыми святыми на русской земле.

Первые мученики: Фёдор и Иоанн (принесены в жертву). Княгиня Ольга.

Равноапостольный князь Владимир.

Борис и Глеб – первые венчанные святые РПЦ. Почитание сразу устанавливается как всенародное. Упреждая церковную канонизацию.

1015 г. – канонизация.

Существовали сомнения у греков (ещё в 1071 г.): Борис и Глеб, в полном смысле слова, не были мучениками за Христа, но они пали жертвой политического преступления.

                          

Кровавы первые страницы истории славянских и германских государств. У русских не было майората, согласно которому старший сын преобладал несомненным преимуществом!

 

               

Фёдор и Иоанн – первые мученики (перед смертью).

 

Крайне редко встречается канонизация мирян.

Канонизация Бориса и Глеба ставит перед нами большую проблему. Нужно ответить на вопрос: в чем русская церковь видела подвиг Бориса и Глеба, и какой смысл первые христиане Руси вкладывали в подвиг Бориса и Глеба.

3 памятника:

- Летописная повесть, 1015 г.

- «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Нестор Летописец, к. XI в.

- «Сказание, страсть и похвала святых мучеников Бориса и Глеба», неизвестный автор, к XI в. 

 

Ближе всего к летописной повести «Сказание». Оно ещё более драматизирует действие. Это слово о гибели невинных и религиозное осмысление смерти.

Нестор дал наиболее учёное и традиционное повествование наиболее приближенное к житийной традиции.

                            

Описания характеров нет в «Сказание», т.к. не жизнь, но смерть остались в памяти народа. Эти источники не слишком пригодны для реконструкции реальных событий. Они пригодны для реконструкции того смысла, который хотели вложить в то время.

Смерть Бориса и Глеба встречает во время похода на печенегов. Борис поехал на печенегов, но не нашёл их. Тут он узнаёт о намерении Святополка его убедить. Он решает не противиться своему брату. Дружина покидает его. На р. Альте его настегают убийцы. Путша – главарь убийц. Князь находится на самом видном месте. Путша врывается в палатку и закалывает князя копьём. Тело Бориса везут к Киеву. У Киева его добивают. L

Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска. Князь ехал водным путём из своей волости из Мурома, вызванный Святополком. Летопись говорит о том, что Глеб не догадывался, что его будут убивать. Будто бы брат Ярослав предупреждает его, но он не хочет верить. Скорее всего, это литературный мотив. Замысел такой: убедить нас в совершенной невинности Глеба. По Нестору: Глеб находится в Киеве дор смерти отца, потом бежит на север от Святополка. Но по приказу Галесера (главарь) собственный повар Глеба перерезает ножом ему горло. Тело князя брошено на берегу. Через несколько лет оно нетленным найдено Ярославом.

Идея послушания старшему брату.

                            

«Если все три памятника повесить на верёвочку, то так слёзки и будут капать» L

 

Большинство русских святых остаются местночтимыми, зачастую неизвестными. Никто из русских святых не смогли сравняться с Борисом и Глебом.

Основная идея: совершенно прав Г.П. Федотов, когда он написал «при всём очевидном евангельском происхождении вольной смерти за Христа, нельзя найти агиографического подтверждения».

В труде Н.И. Милютенко поклонение Борису и Глеба показано на широком историческом поле. «Культ убитых королей был широко распространен». Борис и Глеб действительно члены в семье мучеников. Суть каждого явления не в том, чем оно похоже на другие, а в том, чем оно от них отличается. История Бориса и Глеба наиболее ярко выражает евангельскую идеи непротивления.

Что же касается кенозиса (кенозис — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти): это не единственный тип святости, существовавший в русской культуре.

Спас Ярое Око. Иосиф Волоцкий à разные оттенки святости.

Спас Ярое Око

 

Иосиф Волоцкий

 

Кенозис – то, чего Западной церкви так не хватает. Смерть Бориса и Глеба – наиболее яркое проявление кенозиса.

 

Начало монашества на Руси

 

В 1037 г. в Киеве строительство монастыря, посвящённого святому Георгию (имя Ярослава в крещении – Георгия). Киев имел 17 монастырей, Новгород – 18, Владимир и Суздаль – по 8, Смоленск, Галич – по 5. Ведущим являлся Киево_печерский.

Прп. Антоний и Феодосий Печерский.

Прп. Антоний был из Любеча, начал монашеский путь на Афоне. Вернувшись в Киев, избрал путь монашеского пустынножительства. Жил в пещере. К нему примкнули другие монахи. После того, как количество монахов достигло 12, он передал игуменство своему ученику Варлааму и удалился в другую пещеру.

В 1062 г. игуменом становится Феодосий, который вводит общежитийность для монахов. Руководствовался примером палестинского монашества, ведущего начало от Саввы Преблагословенного.

Сравнительно аскетические упражнения Феодосия чередуются с его постоянными трудами.

Феодосий возводит странноприимный дом с церковью св. Стефана. На его содержание выделяется 10 часть монастырских доходов. Каждую неделю Феодосий отправлял воз хлеба в Киев для заключённых.

Феодосия «О терпении и любви»: для увещения монастырской братии. Феодосий положил начало традиции духовности. Духовными детьми Феодосия были киевские князья.

Церковь Успения: в 1091 г. – помещены мощи прп. Феодосия. Мощи 118 подвижников покоятся в пещерах монастыря.

В 1643 г. киевский митрополит Федор Могила канонизировал киево-печерских святых.

С 1159 г. Киево-Печерская лавра получает ставропигию, подчиняясь исключительно патриарху. В Киево-Печерском монастыре начинали подвязаться ок. 50 священнослужителей домонгольской Руси.

          

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...