Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Период раннего средневековья




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для проведения практических занятий

к курсу «История средних веков»

 

 

для студентов 2 курса дневной формы обучения

специальности 6.030300 «история»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0303 История

 

 

 

Симферополь – 2007

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ от 24.05.2007 г.

 

Протокол № 4

 

I. Введение

История средних веков является одной из базовых дисциплин на исторических факультетах высших учебных заведений. В ней рассматриваются политическая история Западной Европы и Византии с момента падения Западно-Римской империи в 476 г. до завершения в 1648 г. первой общеевропейской Тридцатилетней войны, а также важнейшие социально-экономические процессы, связанные с возникновением, развитием, упадком феодального строя и началом формирования нового капиталистического уклада в экономике наиболее развитых европейских стран. В отечественной медиевистике эту, более чем тысячелетнюю, эпоху традиционно подразделяют на три больших исторических периода:

1. Раннее средневековье (конец V – середина XI вв.), характеризующееся окончательным упадком античного рабовладельческого строя и полисной системы; коренными изменениями этнической и политической карты Европы в результате «Великого переселения народов», приведшими к образованию на руинах Западно-Римской империи варварских государственных образований; складыванием организационной структуры и догматических основ христианской церкви. В странах Западной Европы постепенно формируется феодализм как основа существовавшей в них системы социально-экономических отношений.

2. Классическое (или зрелое) средневековье (середина XI – конец XV вв.), отмеченное распространением и расцветом феодального строя; ростом городов и товарно-денежных отношений; появлением новой формы государства – феодальной монархии с органами сословно-представительной власти.

3. Позднее средневековье (конец XV – середина XVII вв.).[1] Наиболее важные явления этой эпохи – Великие географические открытия и складывание мировой колониальной системы; рост антифеодальных выступлений и первая европейская буржуазная революция в Нидерландах; оформление нового типа государства – абсолютной монархии; Реформация и Контрреформация. Однако, главной чертой этого периода являются процессы разложения феодальной системы и генезиса капиталистических отношений в странах Европы.

Учебная программа дисциплины «Истории средних веков»  наряду с лекционным курсом предусматривает практические (семинарские) занятия объемом 48 часов на каждую учебную группу. Их основной целью являются развитие у студентов умения работать самостоятельно с учебной и научной литературой, а также формирование навыков всестороннего и объективного анализа источников. Данные методические рекомендации помогут учащимся готовиться к занятиям заблаговременно, рационально распределяя время при подготовке к ним.

Практический блок семинарских занятий включает девять тем, на наш взгляд, ключевых в курсе «Истории средних веков». Они структурированы в соответствии с планом лекционного курса, разделенного на два семестра: осеннего, охватывающего события периодов раннего и классического средневековья (темы №№1-5), и весеннего, в рамках которого изучается позднесредневековая история Европы (темы №№6-9).

Планы каждого семинарского занятия состоят из перечня вопросов, выносимых для обсуждения, списков источников и литературы. Обращаем внимание студентов, что приводимые библиографические списки содержат обязательную для полноценной подготовки литературу, без изучения которой усвоение тем останется формальным. При их составлении мы ориентировались, прежде всего, на доступность изданий. Однако, по мере выхода новых публикаций источников, монографий, сборников статей по данной тематике эта библиография может быть дополнена как преподавателями, так и студентами, по согласованию с ними.

После плана каждого практического занятия приводятся методические рекомендации для подготовки. Они помогут студентам более уверенно оценить степень сложности и важности того или иного вопроса, определиться в подборе для их изучения источников и литературы.

Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны помнить о том, что история – точная наука, не совместимая с приблизительностью и поверхностными знаниями при решении тех или иных исторических проблем (вопросов). Формулируя ответы на них, учащиеся должны постоянно опираться на имеющиеся в нашем распоряжении исторические факты, хорошо представлять себе причины, основной ход и следствия событий, стремиться к лаконичности и точности своих высказываний. Поэтому в процессе работы над темой семинарского занятия необходимо постоянно пользоваться историческими картами, обращать внимание и запоминать географическую номенклатуру, терминологию и хронологию событий, имена основных исторических деятелей. Наконец, студенты должны понимать еще одно важное назначение практических занятий, без которого немыслимо формирование профессионального историка – преподавателя. Только системная работа над темами и активное участие в их обсуждении позволит им усовершенствовать свои навыки работы с учебной аудиторией и ведения корректной научной дискуссии.

 

II. Программа семинарских занятий

Период раннего средневековья

Тема №1 Древние германцы 4 часа
Тема №2 Франкское общество в конце V- начале VI вв. (по данным «Салической правды») 4 часа
Тема №3 Процесс генезиса феодализма во Франкском государстве 6 часов
Тема №4 Византийская империя в IV-XI вв. (коллоквиум) 4 часа

Период классического средневековья

Тема №5 Возникновение и развитие средневекового  европейского города 6 часов

Период позднего средневековья

Тема №6 Великие географические открытия (коллоквиум) 4 часа
Тема №7 Программные документы Крестьянской войны в Германии 6 часов
Тема №8 Реформация в Европе 10 часов
Тема №9 Французский абсолютизм по «Политическому завещанию Ришелье» 4 часа

III. Планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним

Период раннего средневековья

Тема №1: Древние германцы

1. Характеристика источников. Данные письменных, лингвистических и археологических источников.

2. Развитие производительных сил в хозяйстве древних германцев в первые вв. н.э. (система земледелия, скотоводство, промыслы, характер торговых отношений).

3. Общинный строй.

4. Социальная структура древнегерманского общества. Зарождение имущественного и социального неравенства.

5. Организация управления. Понятие «военная демократия».

Источники:

Древние германцы. Сборник документов (сост. Б. Н. Граковым, С. П. Моравским, А. И. Неусыхиным). М., 1937.

Хрестоматия по истории средних веков (под ред. С. Д. Сказкина). М., 1961. Т.1. С. 261-285.

Практикум по истории средних веков (сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг). М., 1967. С. 6-34.

Список литературы:

Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960. С.51-71.

Сказкин С. Д. Техника сельского хозяйства в античности и в раннее средневековье // Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 12-44. 

Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 377-389.

Неусыхин А. И. Военные союзы германских племен около начала нашей эры // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 390-412.

Ковалевский С. Д. К вопросу о понятии «военная демократия» // Средние века. 1983. Вып.46. С.198-213.

Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985. Т.1. С.90-127.

Колесницкий Н. Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I-V вв. // Средние века. 1985. Вып.48. С. 5-26.

Горский А. А. Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» // Средние века. 1986. Вып.49. С.213-219.

История Европы. М., 1988. Т.1. С.594-605.

Методические рекомендации: главной целью занятия является систематизация сведений о политическом и социально-экономическом строе древних германцев до начала их переселения на территорию Римской империи. Таким образом, хронологические рамки темы семинара охватывают значительный период времени – от середины I тыс. до н.э., когда германцы уже ощутимы археологически, до начала V в. н.э.

Главные письменные свидетельства по данной теме содержатся в «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, в «Географии» Страбона, в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего и в сочинениях Публия Корнелия Тацита. Характеризуя их, студенты должны уметь провести всесторонний источниковедческий анализ документов, то есть, помимо авторства, указать на время их создания, круг источников, степень исторической достоверности приводимых сведений. Кроме того, следует помнить о том, что каждый из греческих и римских авторов характеризует состояние германского общества на определенном отрезке времени. Сопоставляя их сведения, учащиеся получают возможность проследить эволюцию общественных и экономических отношений у древних германцев с I в. до н.э. до II в. н.э. Окончательная же картина современных научных представлений о варварском мире к северу и к востоку от границ Римского государства складывается при использовании вещественных источников. Они, во-первых, позволяют удлинить историю германских народов, во-вторых, в значительной степени скорректировать нарративные свидетельства. При их анализе необходимо определить ареал и виды археологических памятников древних германцев, общий обзор которых содержится в работе А. Я. Гуревича.

Говоря о развитии производительных сил древних германцев в первые века н.э., необходимо не только дать перечень их основных занятий и особенности торгового обмена, подтверждая свои тезисы цитированием письменных источников. Главное, что должны вынести студенты после знакомства с научной литературой, заключается в том, что после археологического открытия многослойных поселений и полей древнего земледелия у германцев, а также изучения лингвистическими методами их космологической модели мироздания и связанных с ней понятиями «одаль», «Митгард», «Утгард», невозможно буквально воспринимать сведения древних авторов о кочевом или полукочевом образе жизни этих племен. Следовательно, причины мобильности германских народов нужно искать в низком уровне развития производительных сил и тех социальных процессах, которые протекали в их обществе.

Рассмотрение следующего вопроса следует начать с формулирования четких определений трех основных стадий эволюции общинного строя в истории человеческого общества – родовой (кровнородственной), земледельческой (большесемейной) и соседской (общины-марки) общин. После этого, привлекая письменные свидетельства и данные археологии, нужно попытаться определить стадию развития и функции германской общины в первые века н.э.

Изучение вопроса социальной структуры древнегерманского общества распадается на два этапа. На первом с помощью источниковедческого анализа следует выделить основные социальные категории населения, после чего определить их статус и причины растущей социальной и имущественной дифференциации германского социума.

Ключевым понятием заключительной проблемы, выносимой на обсуждение на семинарском занятии, является термин «военная демократия». Студент должен иметь ясные представления о содержании основных институтов этой стадии политической организации общества – народном собрании, совете старейшин и институте вождей. Особое место в племенной организации древних германцев занимают дружины и их предводители – объединения профессиональных воинов, всецело посвятивших себя занятиям военным промыслом.  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...