Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российская культура начала XX в.




Образование.Интенсивный экономический рост в Рос­сии в новом, двадцатом столетии, порождал спрос на об­разованных людей. Ситуация складывалась таким обра­зом, что индустриальная стадии развития капитализма в стране, предполагавшая техническое перевооружение про­мышленности, развитие новых технологий, входила в про­тиворечие с весьма низким уровнем образованности насе­ления. По статистическим данным, в начале века даже элементарно грамотных было не более 21 %. Реформа на­чального образования, проведенная П.А. Столыпиным, спо­собствовала повышению процентного соотношения грамот­ного населения до 30 %. При этом, в Российской империи наблюдался резкий контраст между сравнительно высо­ким уровнем образования в западных частях империи,

294


Польше, Прибалтике и соответствующими показателями в Сибири, Средней Азии и Казахстане; грамотных людей в городах (особенно крупных мегаполисах) было значитель­но" больше, чем в деревне.

Система образования, функционирующая в данный пе­риод, состояла из трех ступеней — начальное (народные учи­лища и церковно-приходские школы), среднее (гимназии и реальные училища) и высшее образование (университеты, высшие женские курсы). Спрос на специалистов в опреде­ленных областях приводил к тому, что буржуазии приходи­лось открывать на свои средства коммерческие училища, число которых выросло до 250. Значительное внимание уде­лялось гуманитарным дисциплинам и языкам.

Печать. Большое значение в жизни российского обще­ства приобретают печатные издания. Во время первой рус­ской революции 1905 — 1907 гг. печать была освобождена от предварительной цензуры, что благоприятствовало рез­кому увеличению количества периодических изданий — в 1913 г. выпускалось 874 газеты и 1263 журнала на рус­ском языке. По числу наименований изданных публика­ций Россия заняла третье место в мире. Немалый вклад в просвещение народа был сделан крупнейшими издатель­ствами, такими, как «Знание», издательствами И.Д. Сы­тина и А.С. Суворина. Они выпускали множество недоро­гой литературы, доступной широким массам. Расширяет­ся сеть библиотек, появляются специализированные, ком­мерческие и научные библиотеки.

Наука. Несмотря на явное отставание России от наибо­лее передовых индустриальных государств Европы и Аме­рики во многих сферах, уровень развития отечественной науки был очень высоким. Именно в этот период россий­ские ученые совершили ряд научных открытий, создали немало изобретений. Такие исследователи, как И.П. Пав­лов и И.И. Мечников, добились получения Нобелевских >1ремий в области естественных наук.

У истоков современной космонавтики стоит русский уче­ный К.Э. Циолковский, создавший теорию ракетного дви­жения. Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский внесли большой вклад в сферу разработки отечественного самолетостроения. П.Н. Лебедев создал первую в России физическую школу.

295


Известнейший русский ученый В.И. Вернадский, один из основателей геохимии и биохимии, прославился своим уче­нием о биосфере и ноосфере — системе планетарного разу­ма. Широко известны такие ученые, как химик Н.Н. Бе­кетов, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, ботаники К.А. Тимирязев и И.В. Мичурин.

Философия. Рассматриваемый период характеризуется творчеством целой плеяды ярких и самобытных ^филосо-фов;. С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин посвятили свои труды русской идее, месту и роли России в современном мире, ее предназначении. Вслед за B.C. Соловьевым, круп­нейшим русским религиозным мыслителем, ушедшим из жизни на рубеже веков, они уделили большое внимание религиозно-мистическому аспекту.

В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи», в котором Л. Шестов, С. Булгаков, Н. Бердяев, П.Б. Струве и другие попытались осмыслить и подвести итоги русской револю­ции. Этот сборник получил широкий резонанс.

Сформировавшаяся на рубеже веков широкая попу­лярность в образованных кругах учения Маркса-Энгель­са, вскоре сменилась разочарованием в нем, вследствие поражения революции 1905 — 1907 гг. Тем не менее, мно­гие теоретики развили ряд положений марксизма, попы­тавшись адаптировать его к российской действительнос­ти. Так, большой вклад в разработку теории марксизма внесли В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.

Литература. Поэзия. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигло поэтическое творчество. Данный период назван «Серебряным веком» русской поэзии (Серебряным по срав­нению с «Золотым веком» А.С. Пушкина). Она поднялась на новую высоту, засияв созвездием талантливых стихот­ворцев.

Вернули поэзии ее высокое место поэты-символисты. Символизм возник как протест против увлечения материа­листическим мировоззрением. На первое место в жизни че­ловека символисты ставили веру и религию, утверждая, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы» (Д. Мережков­ский). Символисты полагали, что поэт способен постичь зап­редельный, потусторонний мир с помощью художественных

296


символов. К старшему поколению символистов относятся В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт. Среди млад­ших символистов следует отметить А. Блока и А. Белого. Многие литературоведы выделяют А. Блока как крупней­шего поэта Серебряного века: его лирические произведе­ния по праву считаются вершиной русской поэзии.

Оппонентами символистов выступили акмеисты (от гре­ческого «акме» — наивысший расцвет), отрицавшие мис­тические устремления первых. Виднейшими представите­лями акмеизма были Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Ман­дельштам.

Третьим ведущим направлением являлся футуризм, про­явившийся в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова и других. Огромной популярностью пользовалась произведе­ния И. Северянина, который называл себя эгофутуристом. Отдельно можно отметить крестьянских поэтов — Н. Клюе­ва, С. Есенина (который позже перерос крестьянскую тема­тику).

Проза.Русская проза продолжила реалистические традиции XIX века, представленные в творчестве таких писателей, как Л.Н. Толстой, A.IL Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк. Их преемниками выступили М.А. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Классик русской литературы, оказавший сильнейшее влияние на мировую культуру, Л.Н. Толстой последний период жизни посвя­тил разработке своих социально-философских и этичес­ких концепций. У его учения оказалось много последова­телей — «толстовцев». Произведения A.IL Чехова легли в основу ряда театральных постановок.

Театр. Начало века характеризуется активными поис­ками нового театра. К.С. Станиславский и В.И. Немиро­вич-Данченко в 1898 г. основали Московский Художествен­ный театр, отличавшийся радикальным обновлением ре­пертуара, применением передовых методов построения спек­такля. К.С. Станиславский создал психологическую ак­терскую школу, ставившую главной задачей достижение актерского перевоплощения на основе углубленного пси­хологического реализма.

Свой подход сформировал создатель «условного театра» В.Э. Мейерхольд. Его специфика заключалась в широком

297


использовании элементов народного театра и театра масок. Немалое значение имела деятельность Большого театра в Москве, а также столичных петербургских театров — Ма-риинского и Драматического, основанного в 1904 году вы­дающейся актрисой В.Ф. Комиссаржевской. Широкий от­клик получили Сезоны русского балета в Париже, органи­зованные СП. Дягилевым.

Живопись. Реалистические традиции русской живопи­си и изобразительного искусства XIX в. продолжили в своем творчестве ИЛЗ Репин, В.М. Суриков, В.М. Васне­цов, баталист В.В. Верещагин, пейзажист Куинджи, учас­тники передвижных выставок СА. Коровин, И.А. Бродс­кий и другие.

Параллельно с развитием реалистического жанра появ­ляются художники, активно ищущие новые нестандартные решения: М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин, В.А. Серов, В. Кандинский, М. Шагал. В их творчестве явственно ощу­щается влияние модерна. Крупнейшие представители мо­дернистского направления в живописи сформировали свое объединение — «Мир искусства»(1898—1924 гг.)- Главной своей задачей они поставили восстановление связи живо­писи с культурой общества в целом. К этому движению себя причисляли А. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.В. Нестеров и другие.

Музыка. В начале XX века музыкальная жизнь в стра­не продолжает активно развиваться. В это время работают А.К. Глазунов и СИ. Танеев, начинают свою творческую биографию С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стра­винский. Всемирную известность приобрели русские певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, певица А.В. Нежданова.

Кинематограф. В 1903—1904 гг. в России появляются первые кинотеатры. Новое искусство быстро приобрело по­пулярность и распространилось не только в столице, но и в провинции. В1908 г. появился первый отечественный игро­вой фильм — «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — пер­вый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1914 г. в России было уже 4000 кинотеатров и около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 300 картин.

Итоги. Главной тенденцией в развитии российской худо­жественной культуры в начале XX века была ее дальней-

298


шая демократизация. Деятели культуры в своем творче­стве ставили острые социальные вопросы и стремились найти выход из всестороннего кризиса, в котором оказа­лась их родина. Искусство в произведениях его лучших представителей наполнилось новым содержанием идос­тигло отточенных эстетических форм. Художественная культура России в данный период внесла весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Блестящие успехи вывели в начале XX века науку и искусство России на первые места в мире и во многом опре­делили культурное лицо столетия. Но мощный подъем ока­зался прерван; на Родине достижения «серебряного века» после 1917года были частично использованы, большей же частью уничтожены при строительстве социализма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...