Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое развитие России в первой половине XIX века




В первой половине XIX века Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, размеры которой к середине XIX века достигли 18 млн км2. Население, насчитывавшее в 1815 году около 45 млн человек, выросло до 70 млн человек к началу 50-х гг. К середине столетия Россия состояла из, 69 губерний и обла­стей, которые делились на уезды.

Сельское хозяйство. Россия первой половины XIX века являлась аграрной страной, 90 % населения которой со­ставляли крестьяне. Основной отраслью экономики было сель-ское хозяйство. Преимущественной земледельческой системой являлось сложившееся еще в Средневековье трех­полье: яровые — озимые — пар. Прирост сельскохозяй­ственной продукции происходил преимущественно за счет расширения площади посевов, т. е. экстенсивным путем. В общем объеме сельскохозяйственных культур ведущее место занимали серые хлеба: рожь, ячмень, овес. Вместе с тем в черноземных районах стал возрастать удельный вес посевов пшеницы. Со второй четверти XIX века значи-


8*


227


тельно расширяются посадки картофеля, который из ого­родной культуры превращается в полевую. В первой по­ловине XIX века вывоз хлеба еще не приобрел широкого размаха (из 342 млн пудов товарного хлеба на экспорт шло лишь 72 млн. пудов, остальное потреблялось внутри стра­ны). В 30-х гг. в России насчитывалось около 127 тыс. помещичьих семей, которые составляли 1 % населения стра­ны, причем большинство из них (70 %) были мелкопомест­ными (т. е. имели не более 21 души крестьян мужского пола). Крупных помещиков насчитывалось около 3 %, од­нако владели они почти 50 % крепостных крестьян.

Категории крестьянства.Всех крестьян дореформен­ной России можно разделить на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные иудель­ные. Первая из данных категорий была самой многочис­ленной (к началу 50-х гг. их насчитывалось до 23 млн человек обоего пола). По форме феодальной эксплуатации помещичьи крестьяне делились на оброчных ибарщин­ных. Численность оброчных крестьян была выше в наибо­лее развитых промышленных губерниях. Феодальные по­винности с течением времени росли, что свидетельствует, с одной стороны, об усилении феодального гнета, ас дру­гой о повышении доходности крестьянского хозяйства, которое начинает по объему производства сельскохозяй­ственной продукции конкурировать с помещичьим хозяй­ством. Государственных крестьян насчитывалось до 19 млн душ обоего пола. Феодалом по отношению к ним выступа­ло само государство. Государственные крестьяне платили в казну оброк и ряд различных налогов. Формально эти крестьяне считались свободными сельскими обывателями, и в целом их положение было несколько лучше, нежели помещичьих. Удельные крестьяне, занимавшие как бы промежуточное положение между двумя предыдущими ка­тегориями, принадлежали императорской фамилии. Их насчитывалось к концу 50-х годов 1,7 млн душ обоего пола. Удельные крестьяне несли ряд натуральных и де­нежных повинностей. С усилением капиталистических от­ношений в России все больше углубляется имущественная дифференциация в крестьянской среде. Особенно этот про­цесс получил развитие в центральных промышленных гу-

228


берниях, где развитая торгово-промышленная деятельность крестьян давала им возможность обогащаться. В целом же крепостническая система хотя и обладала еще опреде­ленным запасом жизнеспособности, становилась все более ощутимым препятствием для дальнейшего развития то­варно-денежных отношений в деревне и для развития эко­номики в целом.

Промышленность и транспорт.Промышленное разви­тие дореформенной России отличалось широким распрос­транением мелкой, преимущественно крестьянской про­мышленности. К началу 50-х годов XIX века до 2/3 всей продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю крестьянских кустарных промыслов. Мелкая про­мышленность стала основой для дальнейшего роста капи­талистического производства — в ее недрах подготавлива­лись квалифицированные кадры, накапливались капита­лы, формировалась промышленная буржуазия.

Наряду с кустарной промышленностью развивалась и круп­ная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в пе­реходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых си­стематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное произ­водство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г.по 1863г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей со­общения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артери­ей была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротех-

229


нических сооружений (каналов, шлюзов). В первой полови­не XIX века в России начинают строиться шоссейные доро­ги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога — между С. Петербургом и Царским Селом. В течение восьми лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась желез­ная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для ог­ромных просторов страны протяженность шоссейных и же­лезных дорог была совершенно недостаточна.

Торговля.Во внутренней торговле огромную роль игра­ли ярмарки. Крупнейшей из них была Нижегородская, еже­годный торговый оборот которой к началу 60-х годов со­ставлял 125 млн руб. В 1824 г. только в европейской части России насчитывалось 76 крупных ярмарок. Наиболее ак­тивную внешнюю торговлю Россия вела с Англией (34 % русского экспорта и импорта), а также с Германией (11 %), Францией (10 %), Китаем (7 %), Турцией (5 %) ит.д. В первой четверти XIX века среднегодовой вывоз това­ров определялся суммой в 59 млн руб., а ввоз — 42 млн руб. Россия вывозила преимущественно сырье ипродоволь­ственные товары (85 — 90 %) экспорта: хлеб, лес, лен, кожи, пеньку и пр. Хлеб, составлявший основу русского экспорта, вывозился за счет недопотребления его внутри страны, практически ежегодно та или иная область импе­рии голодала. Среди импортируемых в Россию товаров пре­обладали промышленные товары, станки, ткани, бумага, предметы роскоши. Русская внешняя торговля имела ак­тивный баланс, т.е. превышение экспорта над импортом, что достигалось, прежде всего, высокими пошлинами на ввозимые товары. Политика протекционизма, которую про­водило правительство, защищала русскую промышленность от конкуренции и давала дополнительные доходы в казну.

Экономическая политика правительства.Экономиче­ская политика России в первой половине XIX века сосредо­тачивалась преимущественно на решении крестьянского вопроса, проблемы крепостного права. К этому подталки­вали многочисленные кризисные явления, имевшие место в крепостнической системе, а также морально-нравственный аспект проблемы. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале правления Александра I. 20 февраля 1803

230


г. выходит указ о «вольных хлебопашцах», который раз­решал помещикам по их усмотрению отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по договору. Указ косил реко­мендательный характер и, безусловно, не мог решить про­блемы. За 25 лет в разряд свободных хлебопашцев посту­пило только 47 тыс. крестьян. В годы царствования Алек­сандра I был создан целый ряд проектов освобождения кре­стьян (проекты Н. Мордовина, А. Аракчеева), оставшихся нереализованными, во-первых, из-за перманентного финан­сового кризиса, который Россия переживает в эти годы, а во-вторых, из-за страха перед реальным освобождением кре­стьян и опасения недовольства крупнейших дворян-крепо­стников. При Николае I крестьянская проблема была по­ставлена на повестку дня. Издается более 100 указов, огра­ничивающих власть помещиков над крестьянами, но они лишь регламентировали крепостное право, не решая воп­рос в корне. Решением этой проблемы занимался целый ряд секретных политиков, которые разрабатывали т.н. «ре­комендации» по крестьян-скому вопросу. Наиболее актив­ным деятелем в этой сфере был граф П.Д. Киселев. По его инициативе правительство приняло указ от 2 апреля 1842 года об «обязанных крестьянах». Этот документ разрешал помещикам заключать со своими крестьянами по взаимно­му соглашению договоры, по которым помещики сохраня­ли право вотчиной собственности на землю, а крестьяне получали от них землю за установленные повинности. Указ не имел большого значения, поскольку носил рекоменда­тельный характер. Наиболее значительным мероприятием правительства была реформа государственной деревни — ма­лоземельные крестьяне наделялись землей (Чаще всего кре­стьяне переселялись на пустующие земли), сокращены не­которые подати, учреждены вспомогательные ссуды для кре­стьян, расширена сеть запасных магазинов на случай не­урожая и т.д. Однако все эти меры достигались путем уве­личения бюрократического аппарата, громоздкого и много­численного, расходы на содержание которого легли на кре­стьян, что еще более ухудшило положение государствен­ных крестьян.

Хотя за первую половину XIX века не было сделано существенных шагов в деле отмены крепостного права, нацеленность на этот шаг становится очевидной. В эти

231


годы была проделана большая подготовительная работа, результаты которой сказались в процессе подготовки и отмены крепостного права при Александре П. Происходит перелом в сознании общества, большинство которого ви­дит очевидную необходимость освобождения крестьян.

4.6.2. Отечественная война 1812 г.;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...